Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
статья

Улановская Ольга Анатольевна

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение  истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига.

                                       Гордиться славою своих предков  не только можно,

                              но и должно, не уважать оной  есть постыдное

                                        малодушие.

                                                                                                         А.С.Пушкин

Актуальность. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 и 2008 гг. было подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение… к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[1,с.5].

Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»»[1,c 16-17]. 

Для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подростков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Осознавать, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю и долю его страны. Воспитание любви к Родине, родному краю является одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед школой и  учителем.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения играет изучение истории малой родины через призму судеб наших земляков, их трудового и ратного подвига. А изучение истории своей семьи, своих корней, своей родословной способствует укреплению  родственных  и   семейных  связей,  почитанию  семейных  традиций  для  укрепления отношений  между   представителями  разных  поколений. Изучая жизнь великих исторических деятелей, мы должны помнить, что рядом с нами жили и  живут люди, из судеб которых складывается судьба Отечества.

Это ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, кавалеры орденов Славы и  Трудовой Славы. Ныне живущие и уже ушедшие от нас кавалеры орденов Александра Невского, Красной звезды, награждённые медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Сталинграда», «За освоение целинных и залежных земель» и т.п. Немало наших земляков имеют почётные звания «Отличник народного просвещения РФ», «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный врач РФ» т.д.  Почти в каждой семье есть такие герои. Именно они должны стать ярчайшим примером для духовно-нравственного воспитания и развития. И, наша задача – сохранить память о них для будущих поколений.  

В моей работе, как учителя истории, большую роль играет организация историко-краеведческой исследовательской и проектной деятельности учащихся по изучению трудового и ратного подвига наших земляков, жителей Старополтавского района. Уже в начальной школе на уроках ОРКСЭ при изучении тем «Нравственные идеалы» и «Образцы нравственности в культуре Отечества», ребята ведут исследовательскую работу по изучению не только подвигов былинных героев-богатырей, но и наших земляков. Они  с большой охотой и энтузиазмом  находят информацию, проводят интервьюирование, готовят презентации своих выступлений: «Мой сосед - образец нравственности», «Мои земляки - ветераны Великой Отечественной войны», «Мой дед – моя гордость»,  «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой дед – воин-интернационалист» и т.д.

Все ребята без исключения составляют свои родословные древа, с гордостью рассказывая о том, какой след оставили их предки в истории страны, области, района, села.

Наши ученики принимают активное участие в муниципальных, межмуниципальных, областных, всероссийских конкурсах и фестивалях исследовательских и проектных работ.

Работы Улановского Ивана  «Моя семья в истории страны, области, села», в которой собрана информация о боевых и трудовых заслугах представителей разных поколений семьи, составлена родословная, и Мартина Артура «Война в жизни и судьбе моего прадеда», о трудовой и военной славе Козенко Михаила Ивановича, ветерана советско-финской и  Великой Отечественной войны, участника Сталинградской битвы и освобождения Ленинграда, который  после войны работал заведующим РОНО и учителем, отдав этому делу 25 лет и получив высокое звание «Отличник просвещения СССР» были представлены на муниципальном этапе краеведческой олимпиады и получили высокую оценку.

 Бербенцева Анастасия в своей историко-краеведческой исследовательской  работе  «Афганистан болит в моей душе», посвящённой 25-летию вывода советских войск из ДРА,  собрала информация о  наших земляках, 38 воинах-интернационалистах, прошедших службу в Афганистане, ныне проживающих в нашем районе и 6 погибших на афганской войне. Эта работа стала лучшей в конкурсе исследовательских и проектных работ в муниципальном этапе олимпиады по краеведению.

Работа Ковалёвой Яны «Мой прадед – моя гордость. Наше чистое небо» заняла II место в муниципальном этапе конкурса ученических и педагогических проектов.

 В преддверии  70-летия Великой победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ребята подготовили исследовательские проекты на тему «Герои-победители в моей семье» и представили учащимся школы на уроках мужества, посвящённым Дню Победы.

Жукова Вероника собрала информацию о своём прадеде Жукове Алексее Фёдоровиче, ветеране Великой Отечественной войны, участнике Сталинградской битвы. На Северо-Кавказском фронте принимал участие в освобождении Новороссийска, Краснодара, Крымска. В составе 4-го украинского фронта освобождал Мелитополь, воевал в боях за Крым. Участвовал в освобождении Симферополя, Севастополя, Минска, Орши, форсировал реку  Березину и Неман. Затем  в составе 3-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Риги и Кёнигсберга. В апреле 1945 г. Военным Советом Гвардейской Армии ему была объявлена благодарность за штурм Кёнигсберга. 21 июня 1944 г. получил ранение. Был награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга».

Улановская Валерия в исследовательской работе «Моя бабушка родом из Сталинграда», рассказала обо всех участниках Великой Отечественной войны в своей семье. «Моя бабушка Валентина Ивановна Улановская (Сушкова) родилась в Сталинграде. Её отец Сушков Иван Степанович воевал на фронтах Первой Мировой войны, прошел Великую Отечественную войну 1941-1945гг. от Сталинграда до Берлина и вернулся в родной город. Был награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией». Имел благодарности от Верховного главнокомандующего. Брат бабушки Василий был призван в Красную Армию в 1940 г., служил музыкантом в Бресте, там встретил войну, там и погиб. В Бресте есть военный музёй, в котором хранятся его фотография и информация о нём. Сестра Мария, участница Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы  закончила войну в Кёнигсберге. Была награждена медалями «За оборону Сталинграда», За победу над Германией» и другими наградами. Муж бабушки, Улановский Иван Степанович, воевал на Ленинградском фронте. После победы в войне с 1945 по 1950 гг. служил в Ленинградском военном округе. Награждён орденом Великой Отечественной войны второй степени, медалью «За победу над Германией».

Аухадиев Александр представил свою исследовательскую работу о героях-победителях в свое семье. Его прадед Ефименко Александр Сергеевич прошёл всю Великую Отечественную войну от рядового до старшего лейтенанта. Воевал на Западном фронте в должности топоразведчика, Калининском и Брянском фронтах в должности заместителя командира батареи. В 1944 г. окончил Военно-политическое училище им. Фрунзе в городе Грьком, в 1944 г. – Первую Московскую школу УКР «Смерш», воевал на 4-м Украинском фронте на офицерских должностях в органах МГБ и МВД. Победу встретил в Польше. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

«Судьба свела его с моей прабабушкой в 1946 г. в далёком городе Сигет в Румынии, где они оба проходили службу. Лидия Фёдоровна Ефименко окончила медицинское училище в г.Воронеже. после окончания училища – война, которую прошла от Борисоглебска до Будапешта. Их эвакуированный госпиталь не был на линии огня, но через руки медиков прошли тысячи раненых. Чтобы спасти их, бабушка 22 раза сдавала свою кровь во время операций. Работая над проектом, ч понял, что я – потомок настоящих героев, чем конечно же очень горжусь. Они были самыми простыми и в то же время самыми необычными людьми. Их отличало чувство долга, патриотизм, они очень любили жизнь…».

«Я помню! Я горжусь!» Такими словами ребята завершают свои исследовательские работы, и мы твёрдо убеждены, сто так оно и есть. Что они пронесут через всю свою жизнь и сохранят для благодарных потомков память о Великой победе нашего народа в самой справедливой войне во имя защиты Отечества. Ведь только помня своё прошлое, свои корни, победы своих прадедов и славу их оружия, идущие за нами поколения, смогут иметь будущее.

  Занимаясь исследовательской деятельностью,  ребята учатся планировать свою работу, ставить перед собою цели и задачи, находить  информацию в различных источниках: интернете, семейных архивах, фото и видеоматериалах;  систематизируют и анализируют полученные данные; составляют свои родословные древа; готовят мультимедийные  презентации; выступают в различных мероприятиях, в составе лекторской группы готовят выступления для учащихся нашей школы.  

Участие в проектной и исследовательской деятельности по изучению истории    малой родины через призму судеб земляков способствует не только усвоению и принятию обучающимися духовно-нравственных ценностей и ориентиров, но и  позволяет им ощутить себя звеном единого исторического процесса, почувствовать ответственность не только за судьбу своей малой родины, но  всей страны.

                         

Мои публикации по теме:

  1. Улановская О.А.Изучение истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига.//Уроки истории: школа, общество, жизнь: матер. Межд. научно-практической конф./редкол.: Д.В.Полежаев и др. – М.:Планета 2014
  2. Улановская О.А Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был. // Подвиг народа и слава Отечества: вехи истории: материалы Межд. науч.-практ.конф., посвящённой 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне(г.Волгоград,23-24 апреля 2015 г.)/редкол.; Д.В. Полежаев и др., -М.:Планета,2015 г.
  3. Улановская О.А. С песней к победе.//IV Сталинградские исторические чтения:сб.науч.докладов и сообщений Всерос. науч.практ. конф., посвящённой 74 годовщине контрнаступления советских войск под Сталинградом./ГАУ ДПО «ВГАПО»; кафедраобщественных наук;редкол.: проф. Д.В.Полежаев и др. – М.Планета,2017.

Публикации моих учеников по теме:

  1.  Аухадиев А.А. Герои войны и военные награды.// V Сталинградские исторические чтения: сб. науч. докладов и сообщений Всерос. науч. практ. конф. /ГАУ ДПО «ВГАПО»; кафедра обществ. наук; редкол.: проф. Д.В.Полежаев и др. – М.Планета,2018.
  2. Бербенцева А.П.Афганистан болит в моей душе.// Уроки истории: школа, общество, жизнь: матер. Межд. научно-практической конф./редкол.: Д.В.Полежаев и др. – М.: Планета 2014
  3. Улановская В.А. Моя семья в истории страны, области, села//Моя родословная./Сборник лучших школьных генеалогических исследований,  по итогам проведения Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная». МИНОБРНАУКИ Р.Ф. – Москва – 2016 .
  4. Фомин А.С.Отечества достойный сын// V Сталинградские исторические чтения: сб. науч. докладов и сообщений Всерос. науч. практ. конф. /ГАУ ДПО «ВГАПО»; кафедра обществ. наук; редкол.: проф. Д.В.Полежаев и др. – М.Планета,2018.

Используемая  литература :

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Роль Детской школы искусств в развитии подрастающего поколения.

                                                      ...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...