Классный час: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
классный час (11 класс)

Кожухова Татьяна Валерьевна

Цели и задачи: подумать вместе с учащимися над определением понятия счастья; попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья.

Предварительная беседа.

Обращаясь к классу, попросите поднять руки тех, кто хочет быть несчастным. Затем – тех, кто хочет быть счастливым. Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми.

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.8 КБ
Файл schaste.pptx378.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Цели и задачи: подумать вместе с учащимися над определением понятия счастья; попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья.

Предварительная беседа.

Обращаясь к классу, попросите поднять руки тех, кто хочет быть несчастным. Затем – тех, кто хочет быть счастливым. Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми.

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски.

Попросите учащихся отметить только одну вещь (материальную или нематериальную), которая может  сделать их счастливыми. (Фронтальное оценивание высказанных мнений.)

Что есть счастье – результат поисков счастья или осуществление желаний? Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье? Ищут ли люди временные удовольствия для того, чтобы поскорее забыть о каком-нибудь несчастье? Насколько это помогает (например, поход в кино, чтение книг, угощение шоколадом)? Насколько это может причинить вред другим (например, злоупотребление алкоголем, избиение человека, причинение боли домашним животным и т. д.)?

Жан-Жак Руссо, например, полагал (несомненно, с долей иронии), что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.

Но результаты социологических исследований показывают, что великий французский философ, видимо, был не прав, выдвигая первым условием хороший счет в банке. Даже при заметном росте благосостояния число людей, отмечавших при социологических опросах, что они счастливы, не меняется (около 70 %). Что же определяет понятие счастья?

Американские психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливым:

1. Любите своих близких.

2. Уделяйте много сил любимой профессии.

3. Помогайте другим людям.

4. Старайтесь быть счастливыми.

5. Будьте физически активными.

6. Вносите в свою жизнь элементы новизны.

7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

З а д а н и е: попробуйте аргументировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями. (Фронтальное обсуждение каждого пункта.)

Итогом дискуссии, возможно, будут свои определения счастья. Возможен и такой вывод: «Счастье – это осуществленное желание».

З а д а н и е  классу: подумать над следующими вопросами:

? Осуществление каких желаний приносит нам счастье?

Н а п р и м е р:

голод + еда = счастье

жажда + вода = счастье

тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье

? Может ли осуществление наших желаний не приносить счастья?

Н а п р и м е р, если:

– еда отравлена;

– вода заражена;

– чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?

Постановка проблемы.

Обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим законам. Эти законы (например, закон всемирного тяготения) могут привести к нежелательным последствиям, если ими пренебрегать. А существуют ли законы, управляющие нематериальным миром? Что, если наше счастье приводит к несчастью других? Если человеку доставляет удовольствие мучить и убивать других людей? Есть ли некий универсальный закон, противодействующий этому? Если мы, стремясь к личному счастью, поступаем против своей совести, каковы могут быть последствия этого? (Дискуссия.)

В о п р о с ы для коллективного обсуждения:

– Какими могут быть сокровенные желания человека, не относящиеся к физической (материальной) сфере?

– Какие неосуществимые желания могут быть и почему они не осуществимы?

Запишите на доске примеры, чаще всех встречающиеся при обсуждении.

В о п р о с для учащихся: «Если у человека нет всего вышеназванного, как это может отразиться на его жизни?».

З а д а н и е для самостоятельного осмысления:

– Приведите какой-либо пример того, что когда-то принесло вам ощущение счастья. Напишите десять вещей, которые бы вам очень хотелось иметь. Они могут быть материальными и нематериальными. Запишите их в порядке убывания их важности и пометьте буквой «М» (материальные) или «Н» (нематериальные).

Вернитесь к этим записям через некоторое время (через несколько дней, месяцев и т. д.). Наверное, вам будет над чем задуматься.

ТЕСТ 
«НАСКОЛЬКО ВЫ ДОВОЛЬНЫ ЖИЗНЬЮ?»

1. Другие одеваются лучше, чем вы?

2. Вы хотите жить в другом доме?

3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения?

4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого?

5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?

6. Умеете ли вы ладить с друзьями?

7. У вас всегда хорошие отношения с близкими?

8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками?

9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом?

10. Вам нравится ваша внешность?

11. Хорошо ли вы спите?

12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены?

13. Нравится ли вам быть активным?

14. Вы легко расслабляетесь?

15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?

Подсчет баллов:

в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ – 1 балл;

в вопросах 5–11, 14 положительный ответ – 1 балл.

Интерпретация результатов:

9 баллов и более: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.

От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить.

3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

Пожелания для учащихся.

Некоторые пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню:

– задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих;

– наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие;

– поверьте в себя.

С о в е т. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как он будет реагировать на это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?

счастье есть отсутствие несчастья (афоризм).

Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет. (Читаем у Н.Чернышевского.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час 11 «А" класс Классный руководитель: Кожухова Т.В.

Слайд 2

Что значит быть счастливым? Счастье есть отсутствие несчастья (афоризм).

Слайд 4

Назовите только одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать вас счастливыми

Слайд 5

Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет. (Читаем у Н.Чернышевского.)

Слайд 6

Жан-Жак Руссо, например, полагал (несомненно, с долей иронии), что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.

Слайд 7

Но результаты социологических исследований показывают, что великий французский философ, видимо, был не прав, выдвигая первым условием хороший счет в банке. Даже при заметном росте благосостояния число людей, отмечавших при социологических опросах, что они счастливы, не меняется (около 70 %). Что же определяет понятие счастья?

Слайд 8

З а д а н и е: Попробуйте аргументировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями:

Слайд 9

Американские психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливым: 1. Любите своих близких. 2. Уделяйте много сил любимой профессии. 3. Помогайте другим людям. 4. Старайтесь быть счастливыми. 5. Будьте физически активными. 6. Вносите в свою жизнь элементы новизны. 7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

Слайд 10

Вывод: «Счастье – это осуществленное желание».

Слайд 11

Подумайте над следующими вопросами: ? Осуществление каких желаний приносит нам счастье? Н а п р и м е р: голод + еда = счастье жажда + вода = счастье тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье

Слайд 12

Может ли осуществление наших желаний не приносить счастья? Н а п р и м е р , если: – еда отравлена; – вода заражена; – чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?

Слайд 13

З а д а н и е для самостоятельного осмысления: – Приведите какой-либо пример того, что когда-то принесло вам ощущение счастья. Напишите десять вещей, которые бы вам очень хотелось иметь. Они могут быть материальными и нематериальными. Запишите их в порядке убывания их важности и пометьте буквой «М» (материальные) или «Н» (нематериальные).

Слайд 14

ТЕСТ «Насколько вы довольны жизнью?» 1. Другие одеваются лучше, чем вы? 2. Вы хотите жить в другом доме? 3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения? 4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого? 5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?

Слайд 15

6. Умеете ли вы ладить с друзьями? 7. У вас всегда хорошие отношения с близкими? 8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками? 9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом? 10. Вам нравится ваша внешность?

Слайд 16

11. Хорошо ли вы спите? 12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены? 13. Нравится ли вам быть активным? 14. Вы легко расслабляетесь? 15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?

Слайд 17

Подсчет баллов: в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ – 1 балл; в вопросах 5–11, 14 положительный ответ – 1 балл.

Слайд 18

9 баллов и более: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.

Слайд 19

От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить. 3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

Слайд 20

Пожелания для учащихся. Некоторые пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню: – задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих; – наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие; – поверьте в себя.

Слайд 21

С о в е т. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как он будет реагировать на это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть хорошим человеком"

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...

Классный час Что значит быть толерантным?"

Классный час для учащихся 5-7 классов...

Классный час "Что значит быть патриотом сегодня"

Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов....

Классный час "Что значить быть человеком или жить с достоинством?"

С давних пор люди задумывались над вопросом "Что значит быть человеком? Что значить жить с достоинством?" Народная мудрость гласит "Жить - это не то, что прожил, а то, ...

Классный час: «Что значит быть вежливым»

Классный час «Что значит быть вежливым»  Цель классного часа развитие у детей речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.Задача...

Классный час: «Что значит быть вежливым»

Классный час:  «Что значит быть вежливым»Цель: развитие речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.Задачи:- научить ребёнка понимать собст...