Конспект классного часа посвящённого дню инвалидов
классный час (5, 6, 7 класс)

Фомушкина Александра Юрьевна

Материалы для использования на классном часе, для формирования толерантного отношения ко всем людям, без исключения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_inv.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Введение

Цель, ради которой этот день был провозглашен, – полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. К сожалению, жизнь инвалидов продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. В статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся: полное и эффективное вовлечение и включение в общество; равенство возможностей; недискриминация; доступность.

 Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей. Ведь многие становятся инвалидами по трагической случайности. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности. Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. И для общения или совместной деятельности с этими людьми требуется соблюдение некоторых правил.

Корректные выражения помогают налаживать контакт. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Как не обидеть человека с инвалидностью неосторожным высказыванием?

Основная цель урока - сформировать у школьников толерантное отношение к людям с инвалидностью, научить их коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью.

К проведению урока могут быть привлечены педагоги образовательных учреждений, спортсмены с инвалидностью, представители муниципальных отделений Всероссийских обществ инвалидов (ВОИ), слепых (ВОС), глухих (ВОГ), люди с инвалидностью, а также волонтеры, предпочтение волонтерам, прошедшим обучение по работе с людьми с инвалидностью на Сборах волонтеров Югры (2016 год), Слете волонтеров Югры в сфере адаптивного спорта (2017 год), которые были организованы и проведены Центром адаптивного спорта Югры.

Категория участников урока: обучающиеся 7-11 классов образовательных учреждений автономного округа, студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования автономного округа.

При подготовке урока использованы материалы:

- видеоролики о правилах общения с людьми с инвалидностью с сайта МИЛОСЕРДИЕ.RU:

- «Шпаргалка: как общаться с людьми с инвалидностью» (авторский коллектив  - участники инклюзивного проекта Everland, люди с инвалидностью — дизайнер Роман Акинин, психолог Татьяна Редина и копирайтер Александра Кожевникова).

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук.

Продолжительность урока: 35-40 минут.

Ход урока

Содержание/деятельность

Экран

Педагог школы представляет ведущего (ведущих) урока.

Слайд 1 (заставка)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов.

Цель нашего урока – научиться общаться и жить рядом людьми с инвалидностью.

И поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о правилах общения с людьми с инвалидностью.

 СЛАЙД 2 

Ведущий:

Каждый десятый житель планеты — человек с ограниченными возможностями здоровья. Численность населения Югры составляет 1 646 078 человек, количество людей с инвалидностью, проживающих в автономном округе – 58 771 человек.

У многих людей часто возникают сложности в общении с людьми с инвалидностью. Бывает, что мы неловко себя чувствуем, не знаем, как и о чем заговорить. Не понимаем, как правильно предложить помощь, как не обидеть словами. Поэтому сегодня я расскажу вам об основных правилах общения с людьми с инвалидностью, это в дальнейшем вас спасет во многих ситуациях,  вызывающих дискомфорт или недопонимание.

СЛАЙД 3

Ведущий:

Предлагаю посмотреть видеоролик о том, как нужно вести себя с людьми, имеющими трудности в передвижении.

Слайд 4

Видеоролик о том, как нужно вести себя с людьми, имеющими трудности в передвижении

Ведущий:

Давайте еще раз проговорим  правила общения с людьми, имеющими трудности в передвижении, часто прикованными к коляске или использующими костыли, ходунки.

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт.

СЛАЙД 5

Ведущий:

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним.

Помните, что инвалидная коляска, трость, при помощи которой передвигается слепой и плоховидящий человек – неприкосновенное личное пространство человека. Не облокачивайтесь на них, не берите без разрешения, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения.

СЛАЙД 6

Ведущий:

Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

СЛАЙД 7

Ведущий:

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Будьте всегда вежливы и тактичны!

СЛАЙД 8

Ведущий:

Не бойтесь говорить  так, как вы привыкли общаться с обычными людьми, человек с инвалидностью – обычный человек, он все прекрасно понимает.

СЛАЙД 9

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам, число незрячих людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок.

СЛАЙД 10

Ведущий:

Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о правилах общения с инвалидами по зрению

СЛАЙД 11

Видеоролик о правилах общения с инвалидами по зрению

Ведущий:

Также дополню видеосюжет другими важными правилами взаимодействия с такими людьми:

  • Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, которая их раздражает, не спешите высказать свое соболезнование, сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте заботу.
  • Не делайте для них то, что они могут сделать сами, например, обслужить себя, найти, получить, нести вещи и т.д. Помните: они слепы, но не парализованы.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Незрячие более восприимчивы к эмоциональной стороне речи, поэтому в разговоре с ними больше внимания уделяйте интонации своего голоса, отражающей настроение. Помните: они слепы, но не глухи.

СЛАЙД 12

          Ведущий:

  • Сопровождать незрячего нужно таким способом, к которому он привык. Но общие правила требуют, чтобы сопровождающий был справа, то есть там, где встречается больше препятствий.
  • Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

СЛАЙД 13

          Ведущий:

  • При прохождении через дверь или узкое место сопровождающий идет всегда впереди. Он придерживает слепого рукой, протягивая ее слегка назад для соблюдения небольшого расстояния.

СЛАЙД 14

  • Если вам придется подниматься или спускаться со слепым человеком по лестнице, то достаточно просто сказать: «Внимание, ступени», и затем, дав слепому руку, подняться или спускаться вместе с ним. Слепому будет удобно придерживаться другой рукой за перила лестницы. Положите его руку на перила и скажите: «Перила справа или слева от вас». В любом случае, укажите ему на начало или конец лестницы.

          Ведущий:

  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится посередине стола».
  • В шумном помещении во время громкого разговора не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. Предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что вы еще отсутствуете.

СЛАЙД 15

  • В разговоре с незрячим избегайте выражений «пощупайте», «я отведу вас». Лучше: «посмотрите», «я схожу с вами» и т.п. Ведите себя так, чтобы слепой не чувствовал свою зависимость от ваших слов или поступков. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  • В местах передвижения слепых не оставляйте двери полуоткрытыми.

СЛАЙД 16

           Ведущий:

Предлагаю вашему вниманию видеоролик о правилах общения с глухими и слабослышащими людьми

СЛАЙД 17

Видеоролик о правилах общения с глухими и слабослышащими людьми

         Ведущий:

Существует несколько типов и степеней глухоты, поэтому существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за плечо или же помахать рукой.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко.

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно кричать, особенно в ухо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Используйте жесты.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

СЛАЙД 18

Ведущий:

 Глухие и слабослышащие люди общаются при помощи алфавита ручной азбуки и при помощи жестов. Ведущий обращает внимание ребят на слайд, показывает несколько букв и просит повторить.

СЛАЙД 19

Ведущий:

Кроме азбуки в общении с глухими и слабослышащими людьми используются жесты.

Ведущий показывает несколько жестов, ребята повторяют все вместе.

Ведущий показывает несколько жестов, ребята повторяют все вместе.

Слайд 20

СЛАЙД 21

Ведущий:

В разговорной речи с людьми с инвалидностью очень важно установить доверительный контакт, поэтому нужно знать, какие слова можно употреблять, а какие нельзя. Давайте попробуем проследить эту тонкую границу в нашей речи.

Ведущий зачитывает несколько примеров по таблице.

СЛАЙД 22

Ведущий зачитывает несколько примеров по таблице.

СЛАЙД 23

Ведущий:

У нас в округе есть учреждение - Центр адаптивного спорта Югры, оно расположено в Ханты-Мансийске, а в городах Сургуте, Югорске, Нягани, Советскойм районе работают отделы Центра. Учреждение занимается реабилитацией людей с инвалидностью с различными видами заболеваний и их спортивной подготовкой.

Давайте посмотрим короткий видеоролик о Центре адаптивного спорта Югры

Видеоролик о Центре адаптивного спорта Югры

СЛАЙД 21

Ведущий:

Центр адаптивного спорта Югры воспитал замечательную плеяду сильнейших спортсменов, известных в Югре, в России, в мире. Это паралимпийские, сурдлимпийские чемпионы, победители и призеры состязаний регионального и всероссийского уровней. Это спортсмены  с поражением опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие.

В заключение урока хочется сказать, что общение с   людьми с инвалидностью взаимно обогащает нас, мы учимся у них твердости характера, силе духа, умению преодолевать трудности.

Чтобы это общение было приятным и плодотворным нам не обойтись без знания правил общения с такими людьми.

СЛАЙД 22

Ведущий:

Спасибо за внимание!

СЛАЙД 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа, посвящённого проблемам наркомании

Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой с...

Презентация к классному часу, посвящённому Дню Победы "46 Гвардейский ночной бомбардировочный полк"

В презентацию включены материалы о лётчицах 46 Гвардейского ночного бомбардировочного полка....

Конспект открытого классного часа посвящённый 9 мая

Воспитать у молодёжи патриотизм, любовь к Родине, развивать гордость и уважение к нашему народу, взрослым и детям, всем тем, кто мужественно сражался на полях боя, кто отдал свою жизнь за светлое буду...

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...

Конспект классного часа, посвящённого 80-летию Саратовской области.

Материал содержит информацию о Саратовской области. По ходу мероприятия задаются вопросы о Саратовском крае, в результате наиболее активные участники могут получить Грамоты за эрудицию, знание историч...