Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
статья

Галактионова Галина Анатольевна

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса.

Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Сообщение  Галактионовой  Г.А.

Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. Изменилась структура общения современных детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредствен- ного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, даже с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей. В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему. Модернизация — введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям. Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования — повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Задачи воспитательной работы учителя  школы логически вытекают из общей задачи общеобразовательной школы. В настоящее время обозначены ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической  школы.

  1. Гуманистический принцип (воспитание отношений, построенных на основе духовного чувства любви, миролюбия, дружелюбия и взаимопонимания).
  2. Коммуникативный принцип (понятие «общение» является предметом обучения).
  3. Культурно-исторический принцип дает представление о зарождении, накоплении «живых знаний», превращении их в словесно-понятийную форму, в систему теоретических понятий, абстракций, правил, законов, формул, которые даются детям на усвоение).
  4. Принцип творческой активности предполагает признание за каждым ребенком творческого начала, которое должно быть реализовано в любой деятельности.

В настоящее время разработаны и внедряются в практику различные воспитательные технологии.

Однако, очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической культурой.

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно- воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг — заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья — та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:

  1. регулирование физического и эмоционального развития;
  2. влияние на развитие психологического пола; влияние на умственное развитие; ознакомление ребенка с социальными нормами;
  3. формирование ценностных ориентаций;
  4. социальная поддержка.

Выполнению этих функций способствуют климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего большие затраты родителей на поддержание  материального уровня семьи, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Отделение значительной части подростков от родителей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Школа и семья — естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия — значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на  воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них — условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и СВОЙСТВ. |

Работа с родителями — неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе — основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Выделяют следующие функции классного руководителя:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3.  вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  4.  корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  5.  взаимодействие с общественными организациями родителей .

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года. Это знакомство осуществляется через непосредственное общение на родительских собраниях, когда классный руководитель знакомит родителей с итогами прошедшей учебной четверти и с задачами, стоящими перед классом в новой четверти. Эта работа осуществляется через электронный журнал, который знакомит родителей не только с оценками ребенка, но и с конкретным содержанием учебного процесса по предметам, что дает возможность заинтересованным в успешности обучения ребенка родителям оказывать им необходимую помощь в усвоении учебного материала согласно с учебным планом.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности .

Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями — это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект — оказание психолого-педагогической помощи учащимся. Другое направление заботы классного руководителя — это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Почти все родители, даже те которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, заинтересованно относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования.

Вместе с тем совершенно очевидно‚ что, например, в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность. С чего же мы начинаем? Мы начинаем с изучения. С первых дней мы начинаем изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон. Начинаем изучать и семью каждого из учеников. Мы налаживаем контакт не только с родителями, но и с бабушками, дедушками, с другими ближайшими родственниками своих учеников. Мы стремимся вызвать у них уважение, а в идеале - стать для них другом.

Для классного руководителя - учителя начальных классов коррекционной школы это особенно важно. Прежде, чем преступить к решению учебных, воспитательных и коррекционных задач, необходимо всесторонне изучить каждого ребенка, чтобы видеть перспективу его развития и предвидеть трудности, которые могут возникнуть в процессе его обучения.

Хочу напомнить, что по своему состоянию наши дети могут быть разделены на две группы: дети с резедуальными состояниями и дети с прогредиентными состояниями. Резедуальные состояния внушают педагогу больше оптимизма, т.к. здесь он имеет дело с законченным болезненным процессом, что дает ему возможность строить работу на твердой, хотя и дефектной почве. Прогредиентные же состояния внушают педагогу большие опасения, т.к. здесь мы имеем дело с текущим болезненным процессом и возможные обострения этого процесса могут привести к регрессу, к распаду и разрушению результатов нашей работы. Причиной обострения могут быть и вирусные инфекции, и осложнения после них, и гормональные перестройки переходного возраста, и острые стрессовые состояния, и неверные методы лечения, и многое другое, что не поддается контролю со стороны учителя.

В недалеком прошлом в литературе мы встречали такие цифры: в коррекционных школах 80% детей имеют резедуальное состояние, а лишь 20% - прогредиентное. Но в настоящее время на практике мы наблюдаем другую картину. Число детей с прогредиентными состояниями резко увеличилось.

Семья ребенка может и должна помочь учителю в изучении ребенка для того, чтобы выстроить оптимальный для него образовательный маршрут. Ведь учитель лишен возможности 24 часа в сутки наблюдать за детьми своего класса и контролировать их состояние. Мы проводим наблюдения в условиях школы и в школьное время. Остальное время дети находятся под контролем семьи. А вот поделиться своими наблюдениями родители детей не часто хотят. Только если родители полностью доверяют классному  руководителю, видят в нем лицо заинтересованное, а еще лучше — руководителя в ежедневной работе по коррекции ребенка, по его обучению, воспитанию и развитию, только тогда они поделятся своими наблюдениями, своими сомнениями. Поэтому личный контакт необходимо установить с семьями каждого из детей. И надо быть готовым к тому, что обсудить проблему ребенка придется не всегда в удобное для нас время, а тогда, когда родители решаться что-то сообщить. Особенно важен личный доверительный контакт с семьями детей, имеющих прогредиентное состояние.

Родители должны видать в классном руководителе не только отзывчивого человека, но и хорошего специалиста, знающего, опытного профессионала. Это поможет действительно более полно использовать потенциал семьи на благо ребенка. Главное — не послужить причиной обострения, не нарушить состояние неустойчивого равновесия‚ в котором пребывают проблемные дети и уберечь от этого родителей. Необходимо помнить самим и убеждать в этом родителей детей, что необходим постоянный контроль за состоянием таких детей, необходима здоровьесберегающая среда, охранительный режим, строгое дозирование нагрузок, продвижение по образовательному маршруту лишь с той скоростью, которая на данный момент доступна детям.

Доверие — главная цель в педагогическом общении классного руководителя с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Индивидуальные формы — это , прежде всего, беседы. Для личных бесед с родителями в течение всего не только первого года, но последующих лет обучения я предоставляю родителям еженедельно в определенный день воспользоваться родительским часом. Это практически педагогическая консультация, где анализируются и обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании конкретного ребенка. На каждом родительском собрании я напоминаю родителям о такой возможности обсудить совместно возникающие проблемы и приглашаю их воспользоваться этой возможностью. Кроме этого я поощряю обсуждение наболевших вопросов и возникающих сложностей по телефону, т.к. родителям иногда легче побеседовать со мной без присутствия визуального компонента общения.

Конечно, неотъемлемой коллективной формой работы с семьей являются родительские собрания, которые многие педагоги проводят традиционно в конце каждой четверти по своему плану, или внепланово, если в этом возникает срочная необходимость. Родительское собрание — основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека. При проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2.   Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  1. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор  ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  2. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Тематика разнообразна и зависит от конкретных потребностей класса. Тематика бесед с родителями может затрагивать особенность развития младшего школьника,  укрепление памяти, развитие речи, воспитание любви к школе. Это могут быть темы о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании,  о создании в условиях дома здоровьесберегающей среды, о  трудностях подросткового возраста. Мы говорим  о том, как формируются и развиваются интересы детей, о том, что воспитание должно быть системным, о том, что каждый ребенок - это отдельный мир и нет единых рецептов вхождения в него, мы говорили о том, как нужно общаться с подростком, как разговаривать с ним.

Педагог не должен резко  высказываться в адрес учеников и их родителей, а должен говорить о том, в каком направлении надо работать. Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей благодарю за помощь.

Несколько слов хочу сказать о вовлечении родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности . Здесь необходимо выделить такие направления:

  1. работа с родительским активом‚ использование потенциала родительского актива;
  2. высокое позиционирование классным руководителем работы по организации и проведению праздников в начальной школе, разъяснение особых коррекционных и воспитательных возможностей данной работы, привлечение всех родителей к подготовке  детей к празднику, к посещению праздников;
  3. организация помощи родителей в проведении выездных мероприятий; - организация помощи родителей в составлении фотолетописи класса.

В работе с родительским активом класса важна подготовительная работа по выявлению этого актива, по определению положительного потенциала каждого из родителей. Не всегда возможно сразу правильно выявить и сформировать родительский актив. Это длительная и кропотливая работа, здесь всегда возможна коррекция, замена, направленная на создание действительно действующего актива. Необходимо выделить неформального лидера, который может и хочет активно помогать, может сплотить вокруг себя родителей класса. С их помощью организовывались праздники в нашем классе, на которые приглашались и дети из параллельных классов. Это были и ежегодные Новогодние праздники в классе, на которых силами родителей готовились театрализованные представления с костюмами, музыкой, конкурсами, подарками. Проводились викторины, празднования дней рождения детей. Родители класса, активная группа, вместе с детьми собирались и вне школы. Они посещали детские театры, устраивали детям праздники и дома Все это освещалось в специальных выпусках классных стенгазет, материал которых позже помещался в альбомы наших фотолетописей. Просмотр этих альбомов проводился в конце четвертей и‚ особенно, в конце учебного года. Это было очень интересно детям. Материал альбомов — это особые значимые точки учебного года, это возможность для детей вспомнить его важные моменты, когда они делали что-то все вместе и были счастливы.

Считаю главной целью классного руководителя — сплотить учеников в больную дружную семью через индивидуальный подход к каждому ребенку, через результативную работу с их родителями.

В сегодняшней педагогике существуют принципы, которых надо придерживаться в своей работе с учащимися и их родителями.

  1. Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Классный руководитель не диктатор, а друг.
  2. Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Не унижать его родителя. Уважай ребенка, демонстрируй уважение его родителям. Тогда они будут уважать тебя.
  3. Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице. |
  4. Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
  5. Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным. Родителям бывает приятно поделиться своими знаниями.
  6. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
  7. Никогда не общаться с ребенком и с его родителями с высоты своего авторитета.
  8. Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других. Только достойный человек сам достоин уважения.

Заключение

Работа с родителями — неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное — кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. Школа и семья — от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Список использованной литературы

  1. Кирдяева Н. В. Социально ориентированная подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению// «Начальная школа », 2008, № 11.
  2. Климанова Л. Ф. О новой модели гуманистической школы// «Начальная школа», 2009, №4.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. - М.:  ВАКО, 2005. — 254 с.
  1. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. М.: Сфера. 2005. — 139 с.
  1. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». — М.: Центр «Педагогический поиск», — № 6.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. — М.: Пед. общ-во России,— 480 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. — М.: Пед. общ-во России. 2000. — 304 с.
  1. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр  «Академия», 2004. — 144 с.
  1. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления  деятельности. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.
  1. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. — М.: Центр «Педагогический поиск»,— 160 с.
  2. Щуркова Н.Е. Классное руководство. — М.: Педагогическое общество России, 2000. —256с.

Электронные ресурсы

  1. Проекты ФГОС начального образования http://mon.gov.ru/рrо/fgos/noo/
  2. Учебно — методический комплект для начальной школы «Перспектива» http://www.prosy.ru/umk/perspektiva/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса...

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...

Совершенствование форм и методов коррекционной работы в процессе организации жизнедеятельности детей с ОВЗ по принципу «Сделай себя сам»

Особенностью воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование воспитанников, что возможно в условия...

Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...

Педагогический совет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».

laquo;Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».  ...