Классный час "Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека"
классный час (8 класс)

Бородич Ю. В., Руденко А. В., Силаенкова О. И.

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_svoboda_i_otvetstvennost.docx90.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2

Классный час на тему:

 «Свобода и ответственность –

две стороны сознательной деятельности человека»

Подготовили:

Бородич Ю.В,

 учитель иностранных языков

и Сергеева В.Ю,

социальный педагог школы

2018-2019 учебный год

Цель:

- определить понятия «свобода», «ответственность», «выбор», соотнести эти категории между собой и показать их взаимосвязь;

- систематизировать знания учащихся об ограничениях для подростов;

- сформировать умение принимать правильные решения в ситуации выбора.

Оборудование: мультимедийный проектор, 3 ватмана, 3 маркера, памятки об ограничении свободы подростков

Участники: учащиеся 8 класса

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие

(Слайд 1) АУДИОТРЕК: «Притча об ответственности» (гиперссылка)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я надеюсь, что непосредственные участники нашего классного часа внимательно слушали притчу и уже догадались, какую тему мы будем обсуждать.

(выслушать предположения детей)

(Слайд 2) На экране появляется название классного часа.

Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о свободе и ответственности.

2. Определение понятий «свобода» и «ответственность».

Мы все понимаем слово «свобода» по-разному. Например, для меня «свобода» - это возможность творчества и самовыражения. А что такое свобода для вас?

(выслушать ответы детей)

Представление о свободе отличается у людей разного возраста, так как жизненный опыт у всех нас разный. Мы решили поинтересоваться, как понимают слово «свобода» младшие школьники. Внимание на экран!

(Слайд 3) ВИДЕО: Высказывания детей о свободе (гиперссылка)

(Слайд 4) А вот умудрённые опытом великие люди определяли свободу как выбор совершать те или иные поступки: «Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, то есть быть добродетельным или преступным». (Жан де Лабрюйер)

Согласны ли вы с таким мнением?

И неважно, хорош или плох ваш поступок, ответственность за него всё равно настигнет вас.

Слово «свобода» ясно для человека любого возраста, ведь с самого рождения мы хотим быть свободными. Понятие об ответственности формируется у человека гораздо позднее и с большим трудом. Давайте посмотрим, что понимают под ответственностью учащиеся начальной школы.

 (Слайд 5) ВИДЕО: Высказывания детей об ответственности (гиперссылка)

Как вы думаете, правильно ли дети объяснили слово «ответственность»? Может быть, они перепутали его с каким-то другим понятием?

(выслушать ответы детей)

(Слайд 6) Хотя не все осознают сущность ответственности, всё же у данного слова есть чёткое определение:

 «Ответственность – это черта характера личности и её действий, говорящая о том, что человек отвечает за свой свободный выбор».

На сегодняшнем занятии я предлагаю разобраться в сущности понятий «свобода» и ответственность», а также поговорить о том, насколько эти понятия взаимосвязаны между собой и какое место они занимают в нашей жизни.

Итак, свобода – это категория, рассуждения о которой звучат на протяжении всей истории человечества. В обобщённом виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Ответственность – это способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.

3. Упражнение «Дополни изречение»

Рассуждения о свободе и ответственности человека затрагивали и волновали души великих философов, писателей, поэтов, и свои мысли они выразили в следующих высказываниях и изречениях.

Ваша задача: дополнить изречения великих мыслителей словами «свобода» и «ответственность».

(Слайд 7-8) «Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев)

(Слайд 9-10) «Нужно, чтобы человек знал, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни». (Ромен Роллан)

(Слайд 11-12) «Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альберт Камю)

(Слайд 13-14) «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». (Фазиль Искандер)

(Слайд 15-16) «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за неё». (Карл Ясперс)

4.Упражнение «Я свободен в принятии решений»

Каждый из нас готов вкладывать в эти понятия свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, это объясняется тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку в жизни свобод. Давайте попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни.

(Слайд 17) Перед вами бланки, в которых имеются 3 колонки: «Ранее детство» (0-11лет), «Сейчас» (12-17 лет), «Взрослая жизнь» (18лет и старше). В первую колонку запишите решения, которые могли принимать в раннем детстве, во вторую – решения, которые вы можете принимать сейчас, а в третью – решения, которые сможете принимать, став самостоятельными взрослыми людьми.

Дети заполняют бланки, затем озвучивают свои ответы: сначала «свободы» раннего детства, затем настоящего момента, затем права и свободы взрослого человека.

5. Систематизация знаний учащихся в области ограничения свободы

Ребята, как вы считаете, есть ли какие-либо ограничения свободы у подростка?

(выслушать ответы детей)  

Давайте подведём итог: какие же ограничения свободы есть у вас в настоящее время.

Детям раздаются памятки:

  • Комендантский час: (Семейный кодекс и Конституция РФ) осенью с 22.00 до 6.00, а летом с 23.00 до 6.00 детям до 17 лет нельзя находиться в общественных местах без родителей или опекуна. В противном случае это грозит предупреждением или штрафом от одной до трех тысяч рублей. А если это повторится в течение года, то сумма штрафа вырастает.
  • В апреле 2009 года был введен закон N 71 “О внесении изменений в ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка”. В нем указано, что дети, которые не достигли 18 лет, не должны находиться в общественных местах, на улицах, стадионах, парках, скверах, общественном транспорте, на территориях и помещениях юридических лиц или граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также в местах для развлечения и досуга, где продается алкогольная продукция, без сопровождения родителей или граждан, осуществляющих различные мероприятия с участием детей.
  • Лицам, не достигшим 18 лет алкоголь и табачные изделия продавать запрещено.
  • Трудоустройство: Особенности регулирования труда лиц в возрасте до 18 лет определены гл. 42 ТК РФ и ст. 63 ТК РФ, устанавливающей возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Согласно названной статье возрастные ограничения следующие:

с 16 лет заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими указанного возраста, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;

с 15 лет могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, лица, получившие или получающие общее образование;

с 14 лет может быть заключен трудовой договор с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с лицом, получающим общее образование и достигшим указанного возраста, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, без ущерба для освоения образовательной программы;

с лицами, не достигшими возраста 14 лет, допускается заключение трудового договора для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Давайте, представим себе такую ситуацию: вы пошли на День рождения к другу, и вам там очень понравилось, друг предложил остаться ночевать. Как вы считаете, имеете ли вы право в данном случае самостоятельно принимать решение?

(выслушать ответы детей)  

Да, на самом деле, подростки не могут принимать таких решений без разрешения и согласия ваших законных представителей. А кто является для вас законным представителем? (Родители, опекуны, попечители)

С возрастом увеличивается не только число предоставляемых свобод, степень их серьёзности, но и возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Самое привычное понимание ответственности – это способность отвечать.

Но в таком случае возникают вопросы: «За что и перед кем?»

(Слайд 18) Как вы можете видеть на слайде, ответственность включает себя 3 взаимосвязанных компонента:

1) тот, кто несёт ответственность,

2) за что он отвечает,

3) пред кем он несёт ответственность.

6. Работа в группах.

Класс разбивается на 3 микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

«Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность)

«Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственным)

«Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать на себя ответственность) (например, за родителей, за поведение и здоровье младших братьев и сестёр)

Даю вам минуту на обсуждение.

Дети выходят группами к доске и представляют свои ответы.

(Слайд 19) Дополнительные вопросы 3-й группе: 

  1. Вы готовы нести ответственность за действия друзей?  
  2. А за своих питомцев?

Дополнительные вопросы всем учащимся:

  1. Какие люди не несут ответственности за совершаемые ими действия? (маленькие дети и психически нездоровые люди)
  2. Некоторые люди, считают, что состояние алкогольного или наркотического опьянения, а также аффекта освобождает их от моральной и юридической ответственности за совершаемые действия. Так ли это? (нет; состояние опьянения в кодексе РСФСР, т.е. до 1991 было отягчающим обстоятельством, а сейчас - нейтральное обстоятельство)

7. Упражнение «Твой выбор»

Оба понятия, и свобода, и ответственность, тесно связаны с личным выбором.

Каждый день человек при совершении каких-либо действий сталкивается с выбором, начиная с того, какую рубашку надеть в школу, почистить ли ботинки или так сойдёт и заканчивая таким жизненно важным решением, в какой институт поступать или с кем связать свою жизнь в законном браке. Да, на самом деле, предпочтение одного другому – это и есть выбор.

(Слайд 20) Люди с древних времён задумывались над возможностью выбора и ответственностью за него. Художники показывали это в своих произведениях изобразительного искусства. В своей картине «Витязь на распутье» Виктор Васнецов делает акцент на самоопределение личности. Всё зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу?

Ребята, а в каких ситуациях вы чувствовали себя как витязь на распутье? Какой выбор сделали вы? (ответы детей)

Писатели и поэты также часто затрагивают проблему нравственного выбора в своих произведениях. … прочтёт стихотворение Андрея Дмитриевича Дементьева «Выбор».

Душа бывает как туман.

Бывает как рассвет.

В тумане прячется обман.

В рассвете только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра.

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить, -

Себя не сдерживай тогда,

А весело плати

И за минувшие года и

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом.

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом

Спасибо, Павел!

8. Завершение. Домашнее задание. Рефлексия.

(Слайд 21) Мы порассуждали с вами о том, как в нашей жизни тесно переплетаются эти два понятия «свобода» и «ответственность». Данная тема особенно актуальна для наших дней, так как детям предоставляется очень много свободы. Они хотят ею пользоваться, но не желают за неё платить. В России существует даже такой шуточный тост: «Чтобы у нас всё было и ничего за это не было!». Наверное, это выражение того положения, в котором мы сейчас находимся. Некоторые запреты прошлого сейчас становятся нормой поведения. С возрастом вы обретёте ещё больше свободы, но в комплекте с ними получите и немалый груз ответственности, который, может быть, пока ещё не осознаёте.

(Слайд 22) Изучая информацию по данной теме, я познакомилась с такими мнениями о свободе и ответственности, которые заставили меня пересмотреть отношение к собственной деятельности:

  1. Стремление к свободе должно идти совершенно в другом направлении: когда мы берём на себя ответственность, тогда наступает свобода. Чем большую ответственность мы берём на себя, тем большей свободой мы обладаем.
  2. Ответственность – это груз, дающий силы.

(Слайд 23) Я хочу, чтобы эти высказывания послужили вам пищей для дальнейших размышлений по данной теме. На досуге вы хорошо подумаете и ответите себе на вопрос «Что даёт нам ответственность?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Правовая ответственность подростков»

Цель:√   Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;√   Предупреждение правонарушений подростков.Задачи:1.     ознакомить с уголовной ответственн...

Открытый классный час "Ложь как темная сторона жизни"

Открытый классный час в 9 классе "Ложь как темная сторона жизни"...

Классный час: Быть ответственным

материал к классному часу...

Методическая разработка классного часа "Правовая ответственность"

Материал для классного часа по правовому воспитанию...

классный час "Успех в профессиональной деятельности человека" 9 класс

выяснение у старшеклассников представления о профессиональном успехе, карьерном росте человека в его деятельности, пополнение личностного опыта участников  в результате ролевого проигрывания....

Классный час "Какая ответственность существует за употребление наркотиков?"

Представлен конспект классного часа, задачи которого заключаются в следующем:Повышение уровня осведомлённости подростков о юридической ответственности, связанной с употребление наркотиков;Расширение з...

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

11 класс Урок-исследование по обществознанию....