внеклассное занятие: "Ленинград - город герой!"
классный час (7 класс)

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Вреклассное занятие посвящено памятной дате 27 января 1944г. снятие блокады Ленинграда. Составлено с элементами современных информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_stsenariy.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №9

г. Татарска Новосибирской области

Методическая разработка  внеклассного мероприятия:

«Ленинград – город герой»,  посвященная годовщине снятия Блокады Ленинграда 27 января 1944года.

                                                                        Автор:  Е.Г. Смирнова,                                                                 учитель истории и обществознания

1 квалификационной  категории.

г. Татарск

2017г.

Тема: Ленинград - город герой.

Время: 45 минут

Участники: обучающиеся 7 «а», 7 «в» классов.

Вид: внеклассное занятие.

Форма: урок мужества с элементами исторической викторины.

Цель: формировать чувство патриотизма,  уважение и благодарность к участникам обороны Ленинграда.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся со славной страницей Великой Отечественной войны, героическим подвигом ленинградцев совершенным в период Блокады.  

Воспитательная: .  Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;                                                                                        

Развивающая: развивать у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.

 Оборудование: презентация - «Блокада Ленинграда»; картинная галерея посвященная       «Блокада Ленинграда»; музыкальное сопровождение. Фильм «Воспоминание о блокадном Ленинграде» снят ученицами, интервью с жительницей блокадного Ленинграда Дерягиной Валентиной Александровной.    

 Подготовительная работа:

- Подготовка стихов и сообщений на тему «Блокадный Ленинград»

-Оформление тематической выставки: «Блокада»

-Оформление рисунков «Война глазами детей».

Ход мероприятия.

1. Организационный момент:

У.: Ребята, сегодня мы собрались с вами на внеклассном мероприятии, которое проводится в рамках недели истории и военно-патриотического месячника. В ходе сегодняшнего мероприятия мы вспомним одну из памятных дат военной истории: 27 января 1944 года. Скажите, а что произошло в это день?

В этот день была снята блокада с города героя Ленинграда.

2. Постановка проблемы внеклассного мероприятия:

У.: В вашем ответе прозвучала сейчас важное слово «ГЕРОЙ». Скажите, а кого мы обычно называем героями?

Герой – человек, который защитил себя.

Герой – это патриот своей Родины.

Герой – это воин, который поднялся на защиту своего Отечества.

У.: Верно, в словаре С. Ожегова читаем: Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Но когда мы говорили о памятной дате 27 января 1944 года, то сказали фразу «город Герой Ленинград». А применимо ли выражение  «герой» ко всему городу?

Да если его жители сражались с врагом, если горожане совершили какой-нибудь подвиг?

У.: Тогда какой проблемный вопрос у нас возникает?

За что Ленинград получил звание город герой?

У.: Скажите, какой ответ мы можем предположить на этот вопрос?

Жители этого города стали героями за то, что не сдали город фашистам.

Жители этого города, несмотря на блокаду, продолжали сражаться.

Жители этого города производили оружие для фронта несмотря на бомбёжки и окружение.

У. Ребята, мы поставили перед собой проблему нашего внеклассного занятия, сделали предположения, но для того чтобы проверить истинны они или ложны, что ещё мы должны сделать?

Мы должны рассмотреть, а как же проходила оборона города Ленинграда.

У.: Верно, для этого перенесёмся в раннее утро 22 июня 1944 года.

3. Содержательно-операционный этап:

У.: Сейчас ребята расскажут нам сообщения о начале войны, а задача групп ответить на вопросы, представленные на карточке №1

Сообщения ребят на фоне слайдов:

Ведущий 1:  Рано утром 22 июня 1941 года германская армия пересекла границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война. По плану гитлеровского командования “Барбаросса” южная армия  должна была наступать на Киев, центральная – продвигаться по маршруту Варшава – Смоленск – Москва, армии “Север” предписано было идти на Ленинград. Перед последней группой была поставлена конкретная задача: уничижить советские войска в Прибалтике,  захватить Ленинград и Кронштадт.

 Ведущий 2: Ленинград! Он особенно дорог сердцу каждого человека. С первых дней Советской власти этот второй по величине и по населению в СССР город играл чрезвычайно важную роль в политическом, экономическом и культурном развитии нашей Родины. Ленинград! – Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города – являлись гордостью нашей страны.

 Ведущий 1: Согласно плану немецкая армия должна была овладеть  городом за три недели. Гитлеровское командование придавало исключительное значение захвату Ленинграда. С военно-политической точки зрения это бы позволило укрепить гитлеровскую коалицию и далее приступить к операции по овладению Москвой под кодовым названием “Тайфун”.

Ведущий 2:  Входе наступательных операций на Северо-Западном направлении в августе 1941 г. немецкой армии удалось овладеть значительной частью Ленинградской области. 8 сентября 1941 года.  противник захватил последний оплот, связывавший Ленинград с Большой землей, и сомкнул кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей.  Началась героическая борьба ленинградцев за выживание в условия блокады.

 Ведущий 1:  11 ноября 1941 года командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии Г.К. Жуков. Прибыв в город на Неве, он сумел мобилизовать все силы фронта, Балтийского флота и жителей Ленинграда на отпор вражеским войскам, рвущимся к городу. Входе яростного сопротивления советских войск противник был вынужден отступить. Все попытки немцев овладеть городом оказались безрезультатными и стоили  больших потерь. Стратегия “блицкрига” была похоронена, но Гитлер увидел спасение в стратегии “голода” от радости он истерично кричал ”блокированный Ленинград выжрет сам себя и, как спелый плод, сам упадет к нам в руки”. Но  этому не суждено было сбыться!

У.:  Итак, давайте посмотрим, какая из групп была более внимательна и ответила на все предложенные ей вопросы

1 Группа:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Как назывался немецкий план нападения на СССР?

2 Группа:

1. Сколько направлений выбрал Гитлер для атаки на нашу родину?

2. Какие объекты должна была захватить группа армий север?

3.Группа:

1. Когда начинается блокада города Ленинграда?

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

4. группа;

1. Кому из генералов было поручено командовать Ленинградским фронтом?

2. Что хотел сделать с городом и его жителями Адольф Гитлер?

У.:  Обречь на мучительную смерть  как можно больше людей, оставшихся в живых деморализовать, разобщить, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все. Вот что такое фашистская стратегия голода.

Стихотворение Елены Рывиной:

                     …И летели листовки с неба

                     На пороге замерзших квартир:

                     «Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

                     «Будет мир. Вам не снится мир?»

                      Дети плача хлеба просили

                      Нет страшнее пытки такой.

                      Ленинградцы ворот не открыли

                      И не вышли к стене городской

                       Без воды, без тепла, без света.

                       День похож на чёрную ночь.

                       Может, в мире и силы нету,

                       Чтобы все это превозмочь?

                       Умирали – и говорили:

                       - Наши дети увидят свет!

                       Но ворота они не открыли.

                       На колени не встали, нет!

                       Мудрено ли, что в ратной работе

                       Город наш по- солдатски хорош?..

                       Пётр построил его на болоте,

                       Но прочнее земли не найдешь.

У.: Блокада стала  страшным испытанием для ленинградцев. Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили город. С суши, с моря, с воздуха. Они хотели разрушить стратегически важные объекты: фабрики, заводы, вокзалы, госпитали, торговые центры, а также запугать и морально подавить население. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Замерло электричество. Вышел из строя водопровод. Закончилось топливо. Начался голод, а затем и страшный холод зимы 1941-1942 гг. Умирали люди. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 850 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.

У.: Ребята, скажите, какую опасность для фашистской Германии представлял город Ленинград?

Там выпускались боеприпасы, находился крупный танковый завод, базы военно-морского                      флота на Балтике, много культурных ценностей?

У. Верно, вы абсолютно правы, Гитлер считал, что пока такой крупный военно-промышленный центр не взят, он не может осуществить дальнейшее наступление на Москву.

 Какую тактику борьбы с ленинградцами разработали  фашисты?

Они хотели взять город измором, говорили «Ленинград сам себя выжрет».

У.: В связи с иссякающими запасами муки снижались и нормы выдачи хлеба. Со 2 сентября по  20 ноября 1941 г.  пять раз сокращался хлебный паек. Последняя норма хлеба в сутки составляла 250 г.- для рабочих, и 125 г.- для служащих, иждивенцев и детей – крошечный, почти невесомый ломтик.                                                                                                                                              Сто двадцать пять блокадных грам.                                                                                                                  С огнем и кровью пополам…                                                                                                                                

Ребята подготовили небольшие сообщения о роли хлеба в блокадном Ленинграде, давайте дадим им слово:

Сообщение:

Из чего только он не выпекался – ленинградский блокадный хлеб!  Разные примеси добавляли к ржаной муке – муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Использовали отруби, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. В период, когда и запас примесей был на исходе, был освоен хлеб с 10-ти, а затем и с 20-ти процентным содержанием целлюлозы.   Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался он милее милого. Мечтали люди об этом хлебе. Все эти примеси  и суррогаты давали возможность кормить население и войска, и каждый выигранный день в условиях блокады имел неоценимое значение.

Стихотворение Евгения Винокурова «Черный хлеб».

                               Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

                               Ржаной муки был грубоват помол.

                               Но расплывались лица от улыбок,

                               Когда буханку ставили на стол.

                               Военный хлеб. Он к щам годился постным,

                               Раскрошенный, он был неплох с кваском,

                               Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

                               Его мы отдирали языком.

                               Он кислым был, ведь был он с отрубями!

                               Не поручусь, что был без лебеды.

                               И все ж с ладони  жадными губами

                               Я крошки подбирал после еды.

                               Я неизменно с острым интересом

                               И с сердцем замирающим следил

                               За грозным, хладнокровным хлеборезом,

                               Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!

                               Я восторгался им, прямым и честным

                               Он резал грубо, властно, без затей,

                               Горелой коркой, как в угле древесном,

                               Испачкавшись почти что до локтей.

                                 На нём рубаха взмокла холстяная,

                                 Он был велик в восторге трудовом.

                                 Он резал хлеб, усталости не зная,

                                 Лица не вытирая рукавом!

У.: Скажите, чем для ленинградцев, переживающих блокаду, был хлеб?

Каждый кусочек хлеба был на вес золота, не смотря на то, что хлеб был плохого качества, о нём мечтали, его берегли, каждый кусочек хлеба – это жизнь.

У.:   А что еще в рационе ленинградцев присутствовало кроме хлеба? В 1942 г. в книжных киосках Ленинграда продавалась книга «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка ее впрок».  В этой книге приводились такие рецепты, как: Суп из ботвы брюквы с мукой, Суп – пюре, из дикорастущих трав, оладушки из крапивы,  котлеты из хвои,  кисель из ламинарии. Летом с продовольствием было чуть проще. Хорошим подспорьем были жёлуди, а в парках ленинградцы разводили огороды.                                                                                                                                                                                                                                              

У.: Ситуация усугублялась зимой. Особенно холодной и голодной выдалась первая блокадная зима:

Ребята, вашему вниманию предлагается ознакомиться с воспоминаниями Д. Гранина, опубликованными в «Блокадной книге». Задача групп прочитать текст и выполнить задание к нему:

«Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Задание: Ответь на вопрос: как  переживали блокадную зиму ленинградцы? Кому на твой взгляд приходилось труднее взрослым или детям? Свой ответ аргументируй.

Ленинградцы переживали голод очень тяжело. На мой взгляд, взрослым приходилось всё же труднее, потому что им не смотря на плохое самочувствие нужно было работать, вести хозяйство, хоть как то кормить детей, хоронить умерших. Они испытывали не только физические, но и моральные муки, потому что на их глазах умирали их близкие, дети, а они ничего не могли изменить, не могли хоть как-то облегчить им страдания.

У.: Острый голод давал о себе знать, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У  людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу и наступал конец. Смерть от голода сейчас называют ленинградской болезнью. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка. Самым страшным для матери было смотреть на голодающих детей и чувствовать свою беспомощность. Они отдавали что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Чтобы не заморозить детей, женщины доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, везли на салазках, стирали в ледяной воде белье, скудные продукты распределяли по дням, а в течении дня по часам. 

Стихотворение Натальи Крандиевской-Толстой     «Смерть»

                        На салазках кокон пряменький,

                        Спеленав везёт.

                        Мать, заплаканная, в валенках,

                        А метель метет.

                         Старушонка лезет в очередь,

                         Охает, крестясь:

                          «У моей вот тоже дочери

                         Схоронен вчерась.

                         Бог прибрал, и слава господу,

                         Легшее им и нам.

                         Я сама-то скоро с ног  спаду

                         С этих со ста грамм».

                         Труден путь, далёк до кладбища,

                         Как с могилой быть?

                         Довести сама  смогла б еще,

                         Сможет ли зарыть?

                          А не сможет, сложат в братскую,

                          Сложат, как дрова,

                          В трудовую, ленинградскую,

                          Закопав едва.

                          И спешат по снегу валенки,-

                          Стало уж  темнеть,

                          Схоронить трудней, мой маленький,

                          Легче умереть.

У.: Символом блокады ста дневник  маленькой ленинградки Тани Савичевой. О ней вам расскажут Блохин Евгений и Устименко Любовь:

Сообщение Блохина Е.: Таня Савичева – маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, которая стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны. Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша. Дом — полная чаша. Но пришёл 1941 год. Началась война. Семья Савичевых помогала Красной армии, как могла: сестра Нина рыла окопы, Женя сдавала кровь для раненых, Таня собирала бутылки для зажигательных смесей, Танина мама шила форму для солдат, а Лёка вместе с дядей Лёшей и дядей Васей отправились записываться на фронт. Но из военкомата их послали по домам — у Лёки было плохое зрение, а дяди уже давно «переросли» призывной возраст.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» Сестра, несмотря на сильное истощение, продолжала сдавать кровь для раненых и каждый день проходила семь километров до завода и обратно. 28 декабря Женя уже не смогла проделать этот путь. Она скончалась на руках у своей сестры Нины.

Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Бабушка Евдокия постоянно недоедала, она не хотела объедать и без того голодных внуков. В январе ей стало совсем плохо.

28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива.

Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Лёка, как и бабушка, скончался от голода и сильного истощения.

Следующая запись не заставила себя долго ждать: «Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.

Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:

Под буквой «М» — «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»…

Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, который в августе был эвакуирован в посёлок Шатки. Спустя два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…». Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта.

У.: Ребята,  вы внимательно слушали сообщения Жени и Любы, о маленькой ленинградке Тани Савичевой, скажите, чем для всех для нас, живущих на Земле людей должна стать история её жизни?

Она должна стать назиданием, уроком о том, что война – это всегда смерть разрушение, человеческие страдания. Война – это гибель ни в чём неповинных людей, детей. Мы больше не должны допускать войн на Земле.

У.: Ребята, я просила вас нарисовать  рисунки на тему «Блокадный Ленинград», они у нас на выставке, на доске, а на слайде рисунки детей блокадного Ленинграда. Скажите в чём схожесть и в чём разница между вашими рисунками и рисунками Ленинградских детей, живущих в 1941-1944гг.?

Схожесть в том, что на рисунках показаны смерти, разрушения, горящие здания, используются тёмные серые краски. А разница в том, что мы знаем об этих ужасах войны только по воспоминаниям, а дети, живущие там, видели всё это воочию.

У.: Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако эта трагедия не породила отчаяния и паники в городе. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха. От  малого до старого,  все испытывали голод, но они трудились и жили надеждой на победу. Каждый как мог  выполнял свой долг перед Родиной.  Мужчин, ушедших добровольцами на фронт, в народное ополчение,  партизанское отряды, заменили подростки, женщины и пенсионеры. В тяжелейших условиях, невыносимого холода и голода, под артиллерийским огнем и бомбовыми ударами авиации они производили оружие, боеприпасы, военную технику для фронта, работали в госпитале.                                                                                                                    

 Даже в условиях блокады ленинградцы сохраняли культурное  наследие. По-прежнему  работали детские сады, школы, институты, музеи, неоценимую помощь оказывали библиотеки.  В театре по- прежнему, выступали актеры,  они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало об морочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть. В блокадном Ленинграде била создана 7- симфония Д.Д.Шостаковича.

Послушайте её фрагмент, и ответьте на вопросы, зачем в осаждённом, подвергающимся налётам городе люди, рискуя своей жизнью, шли на концерты, в театры, на выставки?  

Людям необходима была эмоциональная разрядка, для того чтобы не сломаться и

выстоять в борьбе с врагом.

У.: Скажите, какими эмоциями насыщает слушающих 7 симфония Д.Д.Шостаковича?

Она воодушевляет людей на совершение подвигов во имя своего города, своей Родины.

У.: Верно, и люди в осаждённом Ленинграде каждый прожитый день совершали свой маленький человеческий подвиг. Для того чтобы наладить связь Ленинграда с большой землёй, поставлять

хоть какой-то объём продовольствия нужно было проложить дорогу. Ценой неимоверных усилий такая дорога была проложена по дну Ладожского озера, эта знаменитая дорога вошла в историю под названием «Дорога жизни».

Сообщение Куцакина Дмитрия:

8 ноября 1941 г.Военным советом фронта был отдан приказ о строительстве ледовой автомобильной трассы. Ударными темпами за короткие сроки была построена  дорога, названная ленинградцами – Дорогой жизни.. Километр за километром  через топи, леса, чащобы, через овраги, низины, болота и днем и ночью в течении двадцати дней отдавая последние силы здесь трудились тысячи местных крестьян, добровольцы фабрик и заводов солдаты и многие другие. Длина всего маршрута составляла 308 км. Она состояла из трех участков, самый опасный, из которых,  находившийся на виду вражеских огневых  позиций – это 30 километровая ледянка по Ладоге. Водители Трехтонок, выполняя в день два рейса, совершали героический подвиг, испытывая на себе постоянный огонь немецкой артиллерии и авиации, а также суровый северный климат.  С ноября 1941 г.по март 1943 г. Дорога жизни связывала блокированный город с тыловыми районами страны. За весь период ее действия в Ленинград было перевезено 1615 тысяч тонн необходимых грузов, эвакуировано 1376 тысяч человек, а также  огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей.

У.: Ребята, скажите, так почему же эту дорогу в народе называли «Дорога жизни»?

Потому что она проходила под постоянными обстрелами немцев, передвигаться по ней было опасно, но эта дорога была жизненно необходимо, по ней шло продовольствие и эвакуировались измученные жители.

У: Пока жители города мужественно переживали блокаду, солдаты Ленинградского и Волховского фронтов пытались прорвать немецкое кольцо окружения. 12 января 1943 года удалось восстановить прямую сухопутную связь Ленинграда со страной. В течение 17 суток по берегу были проложены железная и автомобильная дороги.  Блокада Ленинграда была прорвана, хотя полностью враг был отброшен от города через год. В январе 1944г. в ходе  боевой операции группа армий “Север” была отброшена на 220–280 км. Ленинград был полностью избавлен от вражеской осады. 27 января 1944 года было публично объявлено о снятии ленинградской блокады, а на берегах Невы прогремел торжественный салют.

У.: Скажите, почему в январе 1944 году на берегах Невы, прогремел салют, ведь Великая Отечественная война не была закончена?

Потому что произошло очень важное событие, как для всех ленинградцев, так и для жителей СССР город прорвал блокаду, он выстоял и отбросил врага. Салютом чествовали героизм живых и мужество павших людей.

4. Контрольно-оценочный этап:

А сейчас небольшая историческая викторина для групп, которая называется «Викторина верно ли, что…?».

Задание: «Вашему вниманию будет представлен исторический факт, а вы должны сказать: правдив он или нет и почему? Если отвечающая группа не может пояснить, то остальные группы могут это сделать за неё. Право ответа будет у группы первой поднявший сигнальный симофор.

1.Верно ли: Дорога жизни могла осуществлять подвоз горючего и продовольствия зимой. Для того чтобы горючее поступало в Ленинград летом было решено проложить трубопровод на дне озера, чтобы перекачивать в осаждённый город нефтепродукты?

Ответ: верно, такой трубопровод был, его построили под непрекращающимся огнем, в оттепель, в сложных погодных условиях лишь за 43 дня. На  тринадцатиметровой глубине Ладожского озера было проложено больше 20 км трубопровода.

2.Верно ли, что жителей города Ленинграда дважды спасли кошки?

Ответ:  Да, первый раз во время блокады. Острая нехватка еды вынуждала жителей есть своих домашних животных. Никто не знает, сколько ленинградцев кошки спасли в первый блокадный год от голодной смерти. Второй раз после  снятия блокады. Исчезновение кошек стало причиной нашествия грызунов. От них не было спасения. Под угрозой оказались городские продовольственные запасы. Когда блокада была прорвана в город из Ярославской области доставили четыре железнодорожных вагона с  дымчатыми кошками-крысыловками. Их мгновенно разобрали  по домам.  Людям приходилось за ними выстаивать огромную очередь.

3.Верно ли: В Ленинграде находился  Всесоюзный институт растениеводства, созданный академиком Вавиловым. В институте хранилась  богатейшая в мире коллекция семян, а это более 100 тыс. образцов разных растений. За годы блокады ни одно зёрнышко из этой коллекции не было съедено умирающими от голода сотрудниками института.

Ответ:

 В блокадном городе, где не было света и были  постоянные перебои с отоплением, ценой невероятных усилий сотрудники института сумели обеспечить сохранность своей коллекции. Даже крысы и расхитители, проникавшие через разбитые окна здания, не смогли нанести коллекции ощутимый урон. Вавиловцы умирали голодной смертью, но отказывались рассматривать как еду настоящие богатства, запасы злаков и картофеля, которые они сохраняли.

4. Верно ли, что осажденный город и фронт испытывал огромную потребность в табаке. Чтобы увеличить его выход в табак добавлялись самые разные примеси: хмель, получаемый с пивоваренных заводов и даже табачная пыль. Но табака все равно катастрофически не хватало. Оказалось, что клен из всех листьев для добавки подходил более всего, поэтому клиновые листья его стали использовать в качестве курительной смеси.  

Ответ:  Это правда. Для сбора опавших кленовых листьев были «мобилизованы» школьники города. Им удалось собрать почти 80 тонн клиновой листвы. Таким образом, потребность в «табаке» для жителей города и солдат Ленинградского фронта  была полностью покрыта.

5. Рефлексия: «Кубик Блума»

Ответ:

Назови: Назови рассмотренное историческое событие.

Почему: Почему началась блокада Ленинграда?

Объясни: Действительно ли сдача города могла повлиять на ход войны?

Предположи: что могло бы быть, если бы мы оставили бы Ленинград и отступили бы дальше.

Придумай: три аргумента, говорящие о том, жители Ленинграда - герои?

Поделись: какие чувства и эмоции ты испытал во время классного часа. 

У.: Ребята, в начале классного часа мы ставили проблемный вопрос: За что Ленинград получил звание город герой? Какой ответ вы бы дали сейчас на этот вопрос.

Ленинград получил звание город герой за беспримерное мужество его жителей, которые пережили голод, страдания, лишения, но не сдались врагу и продолжали работать во имя Победы!

У.: По подсчётам историков за годы блокады от голода и бомбёжек погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Бессмертный подвиг ленинградцев навсегда останется в памяти грядущих поколений! И мы, не видевшие войны должны знать и помнить, чтобы впредь не допустить подобного злодеяния!

Давайте почтим их память минутой молчания!

     

Карточка №1

1 Группа:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Как назывался немецкий план нападения на СССР?

                                                                    Карточка №1

2 Группа:

1. Сколько направлений выбрал Гитлер для атаки на нашу родину?

2. Какие объекты должна была захватить группа армий север?

Карточка №1

3.Группа:

1. Когда начинается блокада города Ленинграда?

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

Карточка №1

4. группа;

1. Кому из генералов было поручено командовать Ленинградским фронтом?

2. Что хотел сделать с городом и его жителями Адольф Гитлер?

Воспоминания Даниила  Гранина, опубликованные в «Блокадной книге».

Задача групп прочитать текст и выполнить задание к нему:

«Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Задание: Ответь на вопрос: как  переживали блокадную зиму ленинградцы? Кому на твой взгляд приходилось труднее взрослым или детям? Свой ответ аргументируй.

Вопрос

Аргументы

Как  переживали блокадную зиму ленинградцы? Кому на твой взгляд приходилось труднее взрослым или детям?

Я считаю что,______________________________

__________________________________________

___________________________________________, потому что_________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Назови

Почему

Объясни

Предположи

Поделись

Придумай

Сименс Ольга, 7 «в»

«Осада города»

Люсова София, 7 «а»

«Бои за Ленинград»

Карабалина Алия, 7 «а»

«Блокада Ленинграда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Внеклассное мероприятие по теме “Пермь – город герой?!» (для учащихся 9 классов)

Формирование патриотического отношения к родному городу...

Внеклассное мероприятие. Проект "Города-герои" БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ -ГЕРОЙ"

Внеклассное мероприятие. Проект "Города-герои" БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ -ГЕРОЙ". Материал представляет собой презентацию (состоит из 3 частей) и сценарий защиты проекта...

Внеклассное мероприятие в форме образовательного проекта "Город-герой Ленинград".

Методические рекомендации к внеурочному мероприятию, посвященному дню Победы....

Новороссийск - город-порт, город-труженник, город-герой

Конспект классного часа, приуроченного к празднованию дня города и  дня освобождения города от фашистских захватчиков...

Конспект внеклассного мероприятия "Город-герой Мурманск"

Конспект внеклассного мероприятия на патреотическую тему "Город-герой  Мурманск"...