Доклад на тему: "Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности. Живой свет."
статья

Публичко Валентина Алексеевна

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Совершенствование и развитие души заключается в приобретении жизненного опыта, новых знаний, в развитии чувств и интеллекта, а на энергетическом плане – это наращивание собственного энергетического потенциала.

Для этого каждому человеку необходимо иметь правильное пред­ставление об основах семейной жизни, о воспитании де­тей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духов­но-нравственной природы, привлекая богатство церков­ного опыта с его благодатной помощью, человек воспи­тывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Начинать нравственное воспитание своих детей необходимо как раз с рассказов о жизни святых.

Настоящим примером христианской нравственности является жизнь святого, который указывал православным путь  к духовно-нравственному развитию. Этот  человек, один из самых почитаемых русских святых, строитель русской духовной культуры являлся «живым светом» для всего православного мира.

         Предлагаю  образец рассказа  о жизни великого человека. Именно такое построение биографической истории может вызвать у детей интерес к христианским канонам, к основам христианской нравственности, сформировать представление семейных ценностях, об отношениях в семье, об уважении и почитании родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»

Православие и семья

(Название номинации)

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности. Живой свет. 

(Название доклада)

Фамилия, имя, отчество (полностью)   Публичко Валентина Алексеевна

Название места работы/учёбы  МБОУ «СОШ №12»

Наименование муниципального образования  г. Ноябрьск                      

Наименование населённого пункта                   г. Ноябрьск                      

2017 г.

Развитие души и христианской нравственности, как основы человеческой личности

Совершенствование и развитие души заключается в приобретении жизненного опыта, новых знаний, в развитии чувств и интеллекта, а на энергетическом плане – это наращивание собственного энергетического потенциала.

Для этого каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Начинать нравственное воспитание своих детей необходимо как раз с рассказов о жизни святых.

Настоящим примером христианской нравственности является жизнь святого, который указывал православным путь  к духовно-нравственному развитию. Этот  человек, один из самых почитаемых русских святых, строитель русской духовной культуры являлся «живым светом» для всего православного мира.

        Предлагаю  образец рассказа  о жизни великого человека. Именно такое построение биографической истории может вызвать у детей интерес к христианским канонам, к основам христианской нравственности, сформировать представление семейных ценностях, об отношениях в семье, об уважении и почитании родителей.

Живой свет

«Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб...

все увидели чудное и умиления достойное зрелище:

не только честное тело святого сохранилось целым и светлым,

 но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой,

 совершенно не тронутой тлением...

 Увидев это, все прославили Бога, ведь тело Преподобного,

столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым»

Пахомий Логофет.

Если в старинном русском городе  найти высокий холм и подняться на него, то взору откроется потрясающая картина – множество куполов православных монастырей, соборов и храмов. Монастыри России - неотъемлемая часть русской культуры и истории. Они выступают носителями традиций православия, развивавшегося в нашей стране на протяжении тысячелетий.

………………………………………………………………………………………

Однажды молодой 23-летний инок, стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил небольшую деревянную церковь. Так возникла одна из известнейших христианских обителей - Троице-Сергиева лавра, основанная в 1342 году. Это крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры.

В 1358 году тот же инок на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В Махрищском монастыре он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач. Через некоторое время к новому месту пребывания пришли их ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С тех пор в старинном русском городе Киржач, на берегу реки с одноимённым названием, возвышается своими куполами величественный Благовещенский собор Пресвятой Богородицы – православный женский монастырь.

Через 7 лет теперь уже прославленный игумен в 1365 году по просьбе митрополита Московского Алексия и юного великого князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) направился в Нижний Новгород для того, чтобы повлиять на нижегородского князя Бориса Константиновича, который спорил о власти с братом Дмитрием – союзником Москвы. Преподобный пришел в Нижний пешком (!) и, пригрозив отлучением от церкви, смирил гордого Бориса. На обратном пути уже тогда прославленный игумен благословил строительство пустыни неподалеку от Клязьмы, где была устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, затем на её месте возник Свято-Георгиевский скит. Позже скит стал известен как Георгиевский – в ознаменование победы в Куликовской битве один из престолов был освящен в честь Георгия Победоносца. Добраться туда нелегко, монастырь окружает густой лес и труднопроходимые болота, а в сезон большой воды он находится на острове. Однако в скиту рады любым гостям, если вы идёте с добрыми намерениями.

На окраине Коломны, недалеко от места впадения реки Москва в Оку, расположен основанный в 1385 году Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь — мужской православный монастырь Русской православной церкви. Монастырские легенды утверждают, что именно под руководством преподобного прославленного игумена было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента, называемые «камушки преподобного».

В 1374 году  к прославленному игумену обратился с просьбой о благословении и за помощью в устройстве монастыря князь Владимир Храбрый. По приглашению князя, преподобный со своим учеником Афанасием пешком приходят в Серпухов и выбирают место для будущего монастыря. Выбранное место было расчищено, и преподобный совершил на нем молитву. Там расположился один из старейших монастырей в Подмосковье - Высоцкий монастырь. Этот православный мужской монастырь в городе Серпухове  является  центром паломничества к иконе «Неупиваемая Чаша» (почитается избавляющей от алкоголизма).

Все эти духовные обители, ставшие неотъемлемой частью русской культуры, проповедующие православие и являющиеся для многих единственным пристанищем и спасением, основал величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси, почитаемый Русской православной церковью в лике святых как преподобный, игумен Радонежский всея России чудотворец Сергий Радонежский.

Кто же он, этот удивительный святой человек, которому посвящено по всей России Храмов общим числом – 591? И только в Москве их 67. Чем заслужил он такое почитание со стороны православных на протяжении уже более семисот лет?

Первым источником о жизни преподобного Сергия Радонежского является «Житие…», написанное его учеником Епифанием Премудрым. Точной даты и места рождения автор «Жития…»  не сообщает: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла»2.

Епифаний Премудрый указывает лишь на происхождение имени: «Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей в честь апостола Варфоломея»2.

В «Житие…» также сказано, что отрок Варфоломей, несмотря не все старания, плохо обучался грамоте. Его бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».  Епифаний Премудрый описывает чудо, которое произошло с Варфоломеем в юношеские годы: «Однажды отец послал его искать лошадей. …когда он послан был отцом своим Кириллом искать скот, он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося»2. По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть её, а затем попросил его помолиться Богу. После усердной молитвы старец подал мальчику кусок святой просфоры, Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано», получив от старца предсказание, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников, которое вскоре и подтвердилось.

Этот рассказ лёг в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею» работы художника Нестерова и памятника работы скульптора Клыкова, установленного в Радонеже.

Как сообщает Епифаний, свои первые подвиги юный Варфоломей совершает уже в 12 лет: «Стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился»2. Именно тогда в душе юного отрока возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи.

После смерти родителей 23-летний Варфоломей, как говорилось выше, построил  в Радонежских лесах небольшую церковь, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Теперь для Сергия, уже закаленного в борьбе с самим собой в годы одиночества, началась пора иных трудов и испытаний — по устроению нового центра религиозно-нравственного просвещения. Трудна и исполнена всяких лишений была жизнь первых иноков Троицкой обители. Немногие обладали достаточной силой духа, и число братии некоторое время не превышало 13 человек с игуменом. Не принося с собой из мира никакого имущества, троицкие иноки должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам неутомимый игумен, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями. Епифаний пишет, что преподобный  «…без лености братии, как купленный раб, служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил, и каждому у кельи ставил»2.

Учениками и духовными чадами преподобного Сергия основано (как при его жизни, так и после смерти) до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей.

Монашество пренебрегает миром, но не людьми в нем. Преподобный бежит от человеческой славы, но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец, принесший умершего сына, и великий князь Дмитрий, идущий на битву с Мамаем. Кротость и незлобие были отличительными чертами характера Сергия Радонежского, и для нравственного воздействия на малодушных он пользовался только двумя средствами: кротким увещанием и личным своим примером во всяком иноческом подвиге. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Очень часто он примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Ивановича.

Как сообщает первый жизнеописатель преподобного Сергия, битве с Мамаем предшествовала встреча князя Дмитрия с преподобным. Великий князь Дмитрий, известный впоследствии как Донской, перед битвой пришёл за благословением к Сергию. На что игумен ответил: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог»2. Тем самым, явившись идейным вдохновителем Куликовской битвы, он предрёк князю великую победу, вселил смелость и мужество в души русских воинов.

Сергий принимал также близкое участие в делах семейной жизни великого князя Дмитрия Ивановича и удельного князя Владимира Андреевича, во владениях которого находился Троицкий монастырь. У обоих князей он крестил нескольких сыновей и был свидетелем при составлении духовного завещания князя Дмитрия Ивановича.

         Епифаний Премудрый сообщает, что в трудах, воздержании и молитве преподобный достиг глубокой старости и о смерти своей предуведомил братию монастыря: «Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику … по имени Никон»2.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Завещанием монастырской братии остались его предсмертные наставления: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»3. В 1452 году он был причислен к лику святых.

Подводя итоги и пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения, хочется еще раз напомнить, что мы имеем дело не с ученым, а с мудрым человеком. А значит, это, скорее, не авторитет, а пример во всём, живой свет, указывающий путь православным к умеренности во всяком деле: духовном и земном. Один из самых почитаемых русских святых, строитель русской духовной культуры Сергий Радонежский своей беспримерной скромностью и даром чудотворения снискал любовь и современников, и потомков, а основанные им церкви и монастыри по сей день дают людям веру и вселяют надежду в самое лучшее.

Заключение.

Конечно, мы сейчас живём в другом мире, немногие принимают монашеский обет и ведут столь благочестивый образ жизни, однако в трудные моменты необходимо искать помощь именно в жизнеописании таких людей, как Сергий Радонежский, и знать, что душа развивается и совершенствуется только через трудности, ведь чем больше человек преодолевает препятствий, тем выше становится его уровень сознательности. Всё это необходимо прививать человеку с раннего детства. 

Список литературы:

  1. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006.
  2. Житие Сергия Радонежского. Преподобный Епифаний Премудрый. http://samlib.ru/r/raba_b_i/zitija-7.shtml 
  3.  Журнал "У Троицы" // № 1, 2017. http://www.stsl.ru/news/all/zaveshchanie-prepodobnogo-sergiya-2017
  4. Мельник А. Г. "Велико утешение душам нашим приемлем и от сего зело пользуемся..." К вопросу о начале почитания св. Сергия // Родина. — 2014. — № 5. — С. 72-74.

Интернет-ресурсы:

 http://www.ru.wikipedia.org 

 http://www.dic.academic.ru 

 http://www.days.pravoslavie.ru 

http://moloko.ruspole.info/node/31

http://rutlib2.com/book/22568


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: "Развитие музыкальной личности"

Характерной особенностью профессионального исполнения музыкального произведения любой трудности является художественная завершенность его трактовки. Это означает прежде всего выявление характера музык...

Доклад на тему «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС»...

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...

Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание-основа формирования личности будущего специалиста

Главной целью педагогов было и остается воспитать каждого студента культурной, высоконравственной, творчески активной и социально-зрелой личностью. Стать личностью – значит осознать себя человеком чел...

Доклад на тему: "Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство"

ДокладРазвитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство...

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности».Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как средство социализации личности....