Разработка классного часа "Музеи мира"
презентация к уроку (7 класс)

Докукина Ирина Анатольевна

Материал можно использовать к Международному Дню музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Музеи в нашей жизни»

Цель классного часа: способствовать интереса детей к музеям и роли музеев в жизни детей.

 Задачи классного часа:

  • расширение знаний учащихся о музеях;
  • формирование интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры
  • развитие связной монологической речи учащихся.

Подготовительная

За неделю до классного часа учащиеся готовят рассказ об одном музее заданного направления. Рассказ должен быть ярким и эмоциональным, сопровождаться компьютерной презентацией.

Один ученик находит в словарях и справочниках информацию о том, что такое музей (определение в толковом словаре), этимологию слова "музей".

Прежде чем начать классный час, я хотела бы ознакомить вас с результатами анкетирования, которое я провела с вами буквально на днях:

Анкетирование:

  1. Нравится ли тебе ходить в музеи?  Да – 52 %, не очень - 37%, нет- 0%, не знаю- 11%.
  2. Обычно я хожу в музей? По собственному желанию - 32%,  по принуждению – 5%, за компанию – 52%, просто так – 11%, другой ответ –0%.
  3. Можно ли музей заменить телевидением, книгой, радио, Интернетом и почему? Да -21%, нет – 79%

Какой же из этого  напрашивается вывод? Музеи ходить любят не все ребята. Многие говорят, что мало музеев в нашем селе. Поэтому мы совершим виртуальную экскурсию по необыкновенным музеям

Оформление кабинета

На доске написаны:

  • тема "Музеи в нашей жизни";
  • эпиграф: "Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной" (Д. С. Лихачев).

Ход классного часа

Классный руководитель: Сегодня тема классного часа "Музеи в нашей жизни".

Начнем его с небольшой сценки, которую подготовили учащиеся нашего класса.

Сценка

Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама: Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.

Сын: О чем?

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Сын: Люблю!

Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

Сын: Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.

Мама: Побывать нельзя, но в музее Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

Сын: Здорово! Давай туда сходим.

Мама: Обязательно сходим.

Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

Классный руководитель:  Ребята, вы посмотрели сценку.

Теперь прочитайте слова Д. С. Лихачева, ставшие эпиграфом к нашему классному часу, и скажите, о чем пойдет речь сегодня.

(Ученики формулируют цель занятия: узнать, какие существуют музеи, для чего и зачем люди ходят в них.)

На экране появляется определение: "Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".

Учитель: люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей.

Учитель: А скажите, пожалуйста, вы задумывались когда-нибудь, почему именно, слово «Музей»? Откуда пришло к нам это слово? Из какого языка?

Рассказ учащегося (с презентацией)

Учащийся рассказывает о значении и происхождении слова "музей".

Учащийся: Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств", т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Классный руководитель: Сейчас мы проведем викторину "Знатоки музеев". Я даю задания. За правильный ответ полагается жетон, т. е. балл.

1. Как называется вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых материалов? (скульптура)  

2.  Как называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат.)

3.  Как называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины. (Реставратор.)

4.  Что такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским способом.)

5.  Совокупность всех предметов, выставленных в музее для обозрения. (Экспозиция.)

6.  Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод.)

7.  В каком веке и при каком правителе в России появился первый музей? (Первый российский музей - Кунсткамера, появился при Петре I в 1718 г.)

8.  В каком городе находится музей Эрмитаж? (В Санкт-Петербурге.)

9.  Чье имя носит главная картинная галерея Москвы? (Павла Третьякова.)

10. Назовите Всемирный день музеев (18 мая 1977г был учрежден Всемирный день музеев)

11.  Как музеи отмечают свой праздник? (организуют бесплатное посещение) В ночь с 18-го на 19 мая многие музеи мира проводят так называемую Ночь музеев: вечером музеи не закрываются, и посетители могут бродить по ним до утра. 

12. Завершающий вопрос: Сколько музеев в Большом Болдине? (3?)

В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новые музеи.

Город- музей.

Так справедливо называют Санкт- Петербург. Ведь в нем сотни исторических мест: площадей, дворцов, мостов, памятников. Сегодня в нем создано более 200 больших и маленьких музеев, ни в одном городе мира нет столько музеев. Самый первый российский музей открылся здесь почти 300 лет назад. 1ый музей- Кунсткамера в переводе «кабинет редкостей». Возник он по приказу Петра1.

Корабль – музей.

Такие музеи есть в странах, у которых есть выход к морю. В городе на Неве, в Санкт-Петербурге таким музеем стал крейсер «Аврора», который в начале 20 века еще стоял на вооружении русского флота.

А в Швеции сохранился древний парусник под названием «Ваза».

Есть корабль – музей и в Норвегии. Этот корабль называется «Фрам», что в переводе с норвежского «Вперед».

Каждый желающий может подняться на палубу, спуститься в машинное отделение или каюты корабля – представить себя моряком.

Музей футбола.

Он находится в городе Лондон в Англии. Почему здесь? Да ведь футбол придумали англичане, в 12 веке. Играли в него везде: на улицах и площадях. В музее огромное количество медалей, кубков, фотографий известных футболистов. Здесь можно посмотреть о них фильмы и сделать со спортсменами фото. Правда, не с самими людьми, а их восковыми копиями.

Учитель

Ребята, а вы знаете, что бывают ещё и вкусные музеи? Да- да.

В Венгрии работает музей перца.

В Бельгии есть музей картофеля, где отражена его бесценная история. Там можно увидеть картины и даже послушать музыкальную пьесу, написанную Иоганном Бахом в честь этого овоща.

Несколько музеев мира посвящены хлебу.

-А вы любите шоколад? Представьте музей, где все экспонаты шоколадные: игрушки, грампластинки, рекламные плакаты.

Музей шоколада

Самый первый музей шоколада открыт в немецком городе Кёльн. Особенно там нравится бывать детям, ведь вместе с входным билетом выдают шоколадки и все экспонаты можно купить и съесть.

Учитель

В мире множество и других вкусных музеев: сахара, меда, спагетти, соли, чая и многие- многие другие. Но в них мы попадем в следующий раз.

Классный руководитель: Мы послушали рассказы о необычных музеях, в которых мы побывали все вместе.

 А теперь переходим к последнему вопросу:

- Какую роль играет музей в жизни человека?

Важную. Мы узнаем  прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно.

- Вспомните, что означает слово "музей". (Храм искусств.) Вот и вести себя в музее нужно, как в храме. Только не все знают, как именно. Какие правила поведения в музее вы можете сформулировать?

Подводим итоги, определяем знатока музеев. (В качестве приза можно использовать сладости или, например, билеты на посещение музея).

Классный руководитель:

-Изменилась ли ваша точка зрения на музеи и почему? (Ответы детей.)

Мы должны оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас?

-Завершить наш классный час я хочу словами Д. С. Лихачева: "Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране".

-Кому было интересно сегодня, поднимите правую руку, кому не очень - левую.

Спасибо за подготовку и активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа "Суд над опасным преступником из мира насекомых"

Данная разработка предназначена для детей 4 - 5 классов с целью выяснения как отрицательного так и положительного влияния Колорадского жука на нашу природу.Данное мероприятия является примером использ...

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Методическая разработка классного часа "Память во имя мира"

Предлагаемая разработка приурочена  к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.Цель:  формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Ро...

Разработка классного часа для учащихся 6 класса на тему "Урок мира"

Разработка классного часа для учащихся 6 класса на тему "Урок мира"...

Методическая разработка классного часа "В мире профессий"

Классный час "В мире профессий" разработан для учащихся 10 (выпускных) классов II вида. Материал подготавливает будущих выпускников к осознанному профессиональному выбору....