Час общения "Служение - выбор жизненного пути"
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Методическая разработка предназначена для реализации духовно-нравственного воспитания школьников, ориентированного на модель Служения.  Динамичность организации педагогического процесса позволяет транслировать материал целенаправленно и увлечённо для его участников. Очень органичны при этом  современные техники обучения: моделирование ситуации и интерактивные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluzhenie-vybor_zhiznennogo_puti.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения «Служение – выбор жизненного пути».

Направление: духовно-нравственное воспитание.

Класс: 8 (допустимый возраст участников  13-15 лет).

Цель: создать условия для воспитания человека, обладающего  духовно-нравственными ориентирами на основе модели Служения,  поддерживаемой обществом и государством.  

Задачи:

-генерирование основ поведения, выдержанного в рамках этических норм: взаимопомощи, доброты, сострадания;

-содействие социализации и профессиональной ориентации;

-повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

Используемые технологии: технология критического мышления, информационные технологии.

Применяемые техники: активное взаимодействие и общение учащихся в выборе направления поиска решения проблемы, моделирование ситуации, анализ, размышление, самостоятельное решение затруднения.

Методы и приёмы:  метод сотрудничества, метод моделирования, игровой метод.

Оборудование: компьютер, мультимедийная техника, электронная презентация «Служение – это выбор жизненного пути». Информационное сопровождение: цитаты и афоризмы о служении.

Организация занятия: расстановка столов для трёх групп.

Литература:

1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/223702  (дата обращения 18.12.2017)

2.http://kto-chto-gde.ru/holiday/den-gosudarstvennogo-sluzhashhego/ (дата обращения 18.12.2017)

3. http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi61.html (дата обращения 23.12.2017)

4.http://jigschool1.ru/psiholog/333_kharakteristiki_professij-2010-2-e.pdf (дата обращения 23.12.2017)

М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк 333Современные профессии и специальности: 111 информационных Профессиограмм - Издание второе, дополненное и переработанное - Ростов_на_Дону, Феникс, 2010.

5. http://www.klex.ru/m3o (дата обращения 24.12.2017)

Евгений Ильин - Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Питер, 2013

6. http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi61.html (дата обращения 23.12.2017)

Ход занятия

Учитель. В России 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтёра).  

Указ Президента РФ от 06.12.2017 N 583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)".

ВИДЕОРОЛИК

Учитель. Какой аргумент повлиял на  выбор главой исполнительной власти символа наступившего года?

-Благородный труд добровольцев был уважаем во все времена…

-В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтерское движение…

-Лучший способ признать заслуги людей, готовых к самопожертвованию, перед рядовыми соотечественниками, которым они оказывают огромное содействие и неоценимую помощь....

Учащиеся. называют правильное, по их мнению, утверждение (1, 2, 3)

Учитель. Правильно все утверждения верны.

Можно ли совместить добровольное движение, готовность к самопожертвованию с работой человека?

Учащиеся. Да, надо добросовестно выполнять свою работу.

Учитель. Найдите синонимы к слову «работа»  

Учащиеся. работа с сайтом «Работа синоним» и предлагают варианты: должность, пост, служение, дело, профессия.

Учитель. Тема: Служение – это выбор жизненного пути. Что такое СЛУЖЕНИЕ?

Учащиеся. работают со словарём Толковый словарь Ожегова

Служение (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. Служением может быть помощь и поддержка кого-нибудь, строгое и точное, с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции. [1]

Учитель. Если продолжить разговор об обществе и календаре можно сказать, что существует  

-Международный день добровольцев  во имя экономического и социального развития,  5 декабря.

-День государственной службы, 23 июня. Празднуется: в России, Украине, Беларуси и других странах мира. Учрежден: постановлением Генеральной Ассамблеи ООН 57/227 от 07.03.2003 Значение: напоминание о важности людей, напрямую работающих на государство. [2]

         Учитель. Выделяют три вида государственной службы. Представьте их.

Учащиеся.  Работа в группах

Группа 1 Государственная гражданская служба (ГГС) представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра,  Пенсионный фонд РФ (специалист ПФР).

Группа 2 Военная служба  представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях. Военно — учётная специальность (ВУС). Например, запись ВУС — 212 956 означает «укладчик парашютов парашютно-десантной и воздушно-десантной техники».

Группа 3 Правоохранительная служба представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности. Например, полицейский или сотрудник правоохранительных органов (прокуратура).

Учитель. Отношение разных людей к своей работе убедительно показывает «Притча о каменотёсах»    (Притча найдена в просторах интернета, автор не указан). Попробуем разыграть роли.                                                                                                          

Учащиеся. Коллективная работа: разыгрывание ролей «Притча о каменотёсах»    

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
         Путник спросил у него: «Почему ты плачешь?»

Человек сказал: «Я самый несчастный на земле. У меня самая тяжелая работа на свете. Каждый день я вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы прокормиться.

         Путник дал ему монетку и пошёл дальше.
      И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе.

И у него путник спросил: «Что ты делаешь?» Каменотес ответил: «Работаю. Каждый день я прихожу на это место и обтесываю свой камень. Это тяжелая работа, но я ей рад, а денег, что мне платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью».

 Путник похвалил его, дал монетку и пошёл дальше.
        И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню.

Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он.

Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо «Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее». [3]

Учитель. Представьте свой ответ на вопрос

Учащиеся. Работа в группах, представляют ответ на вопрос

Группа 1. Кто из каменщиков, на ваш взгляд, работал лучше? Почему?
Группа 2. Какой ответ предпочли бы дать вы, выполняя свою будущую работу? Почему?
Группа 3.  Какого труда ждет от человека общество? Почему?

Учитель. Какие профессии можно считать «необычными», требующими особого призвания, которым  соответствует понятие «служение». Выберите три профессии,  связанные с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами. Перечень: учитель, парикмахер, священник, библиотекарь, экономист, врач, агроном, риэлтэр.

Учащиеся. Учитель, врач, священник.

Учитель. Укажи цифру, которая показывает соответствие личностных и профессиональных качеств

1.социальный интеллект: способность адекватно воспринимать и оценивать человека;

2.стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность: способность переносить физическое и психическое напряжение;

3.внимание к людям, гуманное отношение к ним: такт, чуткость, искренность;

4.способность сопереживать людям: готовность в любое время оказать нуждающимся  помощь;

5.открытость к нуждам и проблемам людей: внутренняя доброта и искренность;

6.организаторские способности: твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход;

7.коммуникативные способности: умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения;  развитость каналов вербального и невербального общения;

8.общая профессиональная компетентность;

9. личная организованность, дисциплинированность (умение подчиняться). [4]

Учащиеся. Работа   в группах, находят соответствие качеств

Группа 1  - профессия «Учитель»

Группа 2  - профессия «Врач»

Группа 3  - профессия «Священник»

Учитель. Обратите внимание, предложенные группам профессии  разные, а личностные характеристики повторяются, совпадают. Что общего у людей данных профессий?

            Учащиеся. Служение. То есть особое отношение к своей трудовой деятельности, работе.

Учитель. Галина Аркадьевна Миронова, кандидат филосовских наук,  в работе «Принцип альтруизма в истории нравственности», 1988 год,  определила  признаки  альтруистического поведения, влияющие на уровень нравственного сознания:

-добровольные и сознательные действия как проявления свойств воли, а не результат внешнего принуждения;

-бескорыстное исключение ожидания ответного благодеяния;

-стремление содействовать благу других людей из гуманных мотивов;

-наличие эмоционального отношения к людям, сочувствия  им, доброжелательность, готовность помочь;

-социальная ориентированность поступка. [5]

Как вы думаете, Волонтёры, добровольцы, люди рассмотренных профессий  отвечают альтруистическим  признакам?

Учащиеся. Да. Альтруистическое поведение должен культивировать в себе каждый специалист и каждый человек.

Учитель.  Где его можно применить?

Учащиеся. Несколько вариантов

- помочь детскому приюту : отдать свои книжки, канцелярию, одежду (в хорошем состоянии);
-помочь  уборкой пожилым людям;
-пожертвовать свои деньги на постройку/реставрацию социально значимого объекта.

Учитель.  Идеи можно почерпнуть на  сайте: Единая информационная система «Добровольцы России»,   Главный волонтерский интернет-ресурс страны,   https://добровольцыроссии.рф

Учитель: Предлагаю выполнить упражнение «Чашка  добра».

Встаньте все со своих мест ( необходимо перемещение, движение в пространстве). Возьмите в руки чашку.  Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Посмотрите в  чашку соседа. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё  чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброты в другие чашки. Не жалейте!

        А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая? Нет, её содержимое совсем не уменьшилось. Она, по-прежнему,  полная! Вы можете делиться своей добротой с другими людьми, а ваша чашка всегда будет оставаться полной.

           Сейчас твёрдо и  уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!» [6]

Учащиеся. Фронтальная работа, выполняют упражнение «Чашка  добра».

Учитель. Прочтите цитаты и афоризмы о служении известных людей.

Учащиеся.Читают цитаты (опережающее домашнее задание)

«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди так поступайте и вы с ними» Иисус Христос, Нагорная проповедь,  «Золотое правило» (Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41)

«Всякий раз, разделяя с человеком своё время или внимание, отдавая ему свою кровь или свою жизнь, мы являем подлинную любовь. Потому что любовь всегда связана с жертвой».  Святейший Патриарх Кирилл

«Есть особая категория людей, которые сознательно выбирают для себя государственную службу, и пусть они для себя решат, что для них важнее: или деньги хранить за границей, или служить гражданам Российской Федерации».  В.В. Путин

«Не будьте равнодушны, раскройте сердца. Поделитесь с другими тем, что у вас есть и в чём они нуждаются. Даже если у вас ничего нет – у вас есть улыбка, подарите её». Мать Тереза

«Веди свою жизнь так, чтобы всякий вечер ты мог сказать себе: один день моей жизни убавился, одно доброе дело прибавилось».   Старец Фаддей Витовницкий

«… как можно меньше других заставлять служить себе и как можно больше самому служить другим…» Лев Толстой

 «Бизнес, абсолютно посвящённый услугам, будет иметь незначительное беспокойство о прибыли. Она будет неприлично большой. Но секрет успеха заключается в служении другим людям». Генри Форд

Учитель. Дайте характеристику  слову СЛУЖЕНИЕ, подбирая качество личности на каждую  букву.

Учащиеся. Индивидуальная работа с сайтом «Положительные качества личности». Составляют характеристику термина, используя приём «Акрослово».

Сострадание

Любовь

Уважение

Жертвенность

Естественность

Непосредственность

Искренность

Единение

Учитель. Дети, совершайте благородные поступки и помогайте всем! Вы помогли - вам будет лучше в несколько раз больше! Я желаю вам в любых обстоятельствах помнить и стремиться к предмету разговора «Служение – это выбор жизненного пути».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"

Тема:  "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь   участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Выбор жизненного пути

Беседа с выпускниками 9-11 класса...

Урок изучения нового материала по обществознанию в 8 классе "Выбор жизненного пути"

Урок в 8 классе.         Тема: «Выбор жизненного пути».Тип урока: формирование новых знаний.Вид урока: урок – размышление.Цель урока: продолжить формирован...

Семинар для учеников 9кл. "Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути"

Программа имеет следующие цели:1.     Подготовит подростка к неясному будущему.2.     Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.3....

выбор жизненного пути

профессиональное самоопределение обучающихся 9-11 классов...