Классный час "Родословная"
классный час

Курмакаева Роза Иматьевна

что и вы?

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Родословная"22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Моя родословная

Цели:

  • повышение интеллектуального и культурного уровня семьи;
  • развитие интереса к истории и традициям своих предков;
  • изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
  • укрепление духовных ценностей семьи;
  • патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.

Оборудование: мультимедиа проектор.

Ход классного часа.

Классный руководитель: Вы, в процессе подготовки к данному классному часу, интересовались историей своей семьи. Сегодня мы с вами поговорим о родословной, послушаем рассказы каждого из вас об  истории своей  семьи. Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Обратимся к слову "род" и «родословная». Что оно означает?

Ответы обучающихся.

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

      Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

 Предок – представитель предшествующего поколения родственников.

Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.

А теперь назовите слова, образованные от корня "род".

Ответы (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).

Классный руководитель:  В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?

Ответы обучающихся (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).

Классный руководитель: Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще, которая возникла в 17-18 вв., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.

    С древнейших времен каждый народ любил и уважал свой род, свои обычаи. Поэтому у каждого народа с давних времен складывался фольклор. У каждого народа имеются большой склад пословиц и поговорок, связанных с родословной.  Давайте прочитаем пословицы.

Пословицы о родословной:

  • «Где одному не справиться, там род поддержит»
  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
  • «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын»
  • «Семья в куче — не страшна и туча»
  • «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает».
  • «Земля без воды — мертва, человек без семьи — пустоцвет»
  • «В семье согласно, так и дело идет прекрасно»
  • « Равнодушие  к своей родословной – признак сиротства»
  • « Древо держится корнями, а человек -  родственниками»  ;
  •  « Семейная ссора что весенний дождь»;
  • « Семейный горшок всегда кипит»;
  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • « Дома и стены помогают»;    
  • « Дома все споро , на чужбине житье хуже»;  
  • « Предания предков – глаза мудрости»;
  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает  родственников»;
  • « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;
  •   « Дружба – с другом, родство – с родом»;
  • « В благополучии друзья  хороши, в бедности – родня»;

Классный руководитель: Теперь послушаем ваши рассказы. (Студенты по очереди рассказывают о своей родословной с использованием электронных презентаций)

Классный руководитель: Молодцы, вы  очень много интересного знаете о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.

Что такое семья?

Классный руководитель: Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

Викторина.

А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях.  Вопросы.

  • В каком родстве состоят свояки?  (женаты на сестрах).
  • Твоя сестра вышла замуж.  Как зять может тебя называть ( шурин, свояченица).
  • Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе?  (мать).
  • Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья.   Кровные родители и духовные – кумовья)
  • Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены.

Классный руководитель: Многие из вас интересуются историей своей семьи. С чего начать составление генеалогического древа?

  1. Лучше начать с самого себя, так как это начальная веточка семейного древа. Вписав себя, нужно собрать информацию о родителях и записать ее.
  2. Затем нужно найти сведения о бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.

Какие документы использовать?

Искать информацию нужно сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет.

Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними поможет по- новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Нужно обратить внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

Нужно использовать также официальные документы:

- Свидетельство о рождении – даст информацию о фамилиях, месте и времени рождения.

- Свидетельство о браке – даст информацию о девичьей фамилии матери, времени и месте заключения брака.

- Свидетельство о смерти – даст информацию о времени смерти и её причине.

- Паспорт – даст информацию о месте жительства, детях.

- Трудовая книжка – даст информацию о местах работы, должностях, образовании.

- Аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, орденские книжки и др.

    На следующем этапе своего исследования нужно составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии).

Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же можно отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им.

      Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, неизмеримо возрастет.

 Ссылки на генеалогические сайты

http://www.vgd.ru/

http://genealogia.ru/

http://rosgenea.ru/

http://www.1archive-online.com/

http://www.svrt.ru/

http://www.familii.ru/

http://www.nobility.ru/

http://www.familyspace.ru/

Оформление родословной.

   Родословная может быть оформлена в виде древа,  где стволом обозначены, тот, кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д.  Такое дерево будет восходящим.  Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.

Классный руководитель: Хотелось бы мне закончить наш классный час стихотворением:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Вот это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки!

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...