Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+.
классный час (9 класс)

Перевезенцева Людмила Алексеевна

Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_800.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа

Классный руководитель 9-б класса: Перевезенцева Л.А.

Тема: путешествие по «старому» Нижнему:

проект «Н.Новгород 800+»

Цель проекта:

- Укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения через творческое изучение и освоение ими культурного наследия и окружающей среды в историческом центре Нижнего Новгорода.

- Творческое освоение учащимися культурного наследия, событий, изучение жизни замечательных людей.

Задачи проекта:

- Популяризировать историко-культурное наследие города Нижнего Новгорода учащимися.

- Вовлечь в число участников проекта возможно большего количества жителей города.

- Сформировать у молодого поколения бережное отношение к историческому и культурному наследию города.

- Привить чувство социальной ответственности и критического отношения к сохранению культурного наследия у подрастающего поколения.

Объектом является исторический центр Нижнего Новгорода, а именно нагорная часть: Кремль,  улицы Алексеевская, Дальняя, Б. Перекрестная, Печорская, Варварская, Костина, Фрунзе, М. Ямская, Ковалихинская.

Оснащение:  компьютерная презентация, проекты (на ватманах) по каждой улице.

Октябрь 2019 года

Описание: Состоит из двух частей: первую я посвящаю рассказу о возникновении города, введению понятия «старый» Нижний и даю краткую характеристику нагорной части города, т.е. исторического центра. Это рассказ с элементами беседы, т.к. в основном повествование веду я, задавая детям разные вопросы , на которые они знают ответ из курса немецкого языка или краеведения.

Для организации 2-й части мероприятия я выбрала такую технологию как метод проектов. Наши проекты - ознакомительно-ориентировочные, метапредметные (затрагивают знания детей из истории, краеведения и географии), ролевые, региональные, краткосрочные, групповые. Я выбрала этот метод для того, чтобы дети развивали свои познавательные навыки, совершенствовали умения самостоятельно конструировать знания и учились ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Я дала детям 8 дней на выполнение этого проекта. Помощь родителей приветствовалась.

Ход мероприятия:

Содержание

  1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы с вами поговорим о «старом» городе, о старом Нижнем.

  1. Основная часть

А знаете ли вы что же было на месте Нижнего Новгорода до его основания или можете предположить?  Откуда начал разрастаться наш родной город? Правильно, сначала здесь были леса и холмы, а потом небольшое поселение. А кто же жил на «Дятловых горах»? Согласно древней легенде, возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло...

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного Ильей Муромцем.

Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел:

— Если дети твои будут жить мирно и в согласии друг с другом, то долго владеть здешними местами они будут, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град каменный  и не одолеют его силы вражеские...

Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца похоронить его в этих холмах. Тот обещал. Время шло.

Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки на месте нынешнего Благовещенского монастыря. И прозвалось то место "Дятловы горы". Умер за ним и Скворец.

Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.

Вот такая красивая легенда существует о возникновении нашего города. А кто мне скажет какой год считается годом рождения Нижнего Новгорода и кем город был основан? Вы уже это знаете с уроков немецкого языка. Совершенно верно, в 1221 году основал его князь Юрий Всеволодович на месте слияния двух великих рек — Волги и Оки. В XIV столетии был столицей великого княжества. Город и в наши дни сохранил дух старины. Каждый, кому доводится прогуляться по улицам Нижнего, словно переносится на столетия назад.

 Город начинается с Нагорной части, включавшей кремль, окружавших её Верхнего и Нижнего посадов и разбросанных по соседним холмам слобод. Первоначально город был обнесён дубовыми стенами, в 1372 г. было начато строительство каменного кремля, который сохранился и до наших дней, став одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода.

Может быть вы замечали, что в Нижнем Новгороде очень много двухэтажных деревянно-каменных домов на улицах Алексеевской, Большое Печерской, Ковалихинской? Большинство из них являются памятниками архитектуры, потому что сохранились с начала 19 века. Эти улицы объединяют одним названием «Старый» Нижний, потому что эта часть города самая древняя и именно в районе этих улиц было поселение мордовского вождя Скворца. Вот например дом на улице Б. Печерской, построенный в 19 веке. Эта улица была названа в честь Печёрского Монастыря, основанного в 1330 годы монахом Дионисием. Монастырь этот был построен по принципу общего жилья, монахи неимели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили 

за монастырские врата.

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества. В Печёрском монастыре была написана Лаврентьевская летопись - одна из древнейших летописей Руси. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигловеличайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы. В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. 
Кроме того,  склон над монастырём был признан оползне- опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён наверсту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня.

Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.

Или вот, например, уже отреставрированный  дом на Ильинской улице конца 18 века. Эта улица названа в честь Ильинской церкви, освященной в честь пророка Илии как властителя грома и молнии. Построена она в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия татар.

Здесь селились богатые купцы-промышленники, ремесленники, ямщики. В 30-е годы XIX в. Была вымощена булыжниками. На ней и прилегающих улицах до сих пор сохранилось значительное число историко-архитектурных памятников. На этой же улице находится Мариинский институт благородных девиц- первое женское учебное заведение Нижнего Новгорода, а сейчас там находится Нижегородский технический университет.

  1. Заключение

А теперь, я предлагаю вам побыть экскурсоводами. В течении недели вы должны сделать настоящее исследование, чтобы рассказать нам про улицы «Старого» Нижнего: название, архитектуру, известных людей, живших или работавших когда-то на этих улицах. Вам нужно разделиться на небольшие группы (по 5 человек) и решить про какую из них вы хотели бы поведать. Названия улиц вы видите на экране. Итак, у нас получилось 6 команд. Первая берет улицу Грузинскую, вторая Фрунзе, третья Малую Ямскую, четвертая команда выбирает улицу Пискунова, пятая Варварскую, а шестая Алексеевскую. Оформить проекты вам надо на ватмане, где будет написано название улицы и прикреплены картинки или фотографии. Информации на ватмане должно быть немного, а в углу я попрошу вас приклеить свои фото и написать имена и фамилии.

2 часть: защита проектов

  1. Вступительное слово:

Здравствуйте ребята. Сегодня вы будите экскурсоводами, расскажите нам историю самых старых улиц нашего любимого города.

Город Нижний, милый город!

Ты мне очень, очень дорог!

Здесь мы родились, росли,

В школу в первый класс пошли.

Как красив ты, город мой,

И весною и зимой!

Ну а летом, как во сне,

Утопаешь весь в листве.

Так цвети же ты всегда

И не старься никогда!

Чтобы радовал ты нас

Каждый день и каждый час!

  1. Основной этап:

Дети рассказывают про старинные постройки Н. Новгорода, расположенных в культурно-историческом центре города.

  1. Заключительный этап:

 

 Вот и подошла наша экскурсия к концу. Вы подготовили такие замечательные проекты, так интересно рассказывали про наш город. Спасибо вам за этот чудесный час, мы узнали много нового об истории Нижнего. Я вами горжусь. Хочу пожелать, чтобы вы смотрели на памятники архитектуры нашего города глазами доброго человека. Много интересного таит в себе их история. И тем дольше они будут радовать наш глаз.

На этом наше путешествие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ экспериментальной работы по английскому языку в МБОУ СОШ № 172 Московского района г. Нижнего Новгорода (2007-2012 год)

Современные родители не могут не понимать необходимости знания иностранного языка в наши дни, так как «происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование...

Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя

Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)

Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....

Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом"

Презентация "Знакомство с Нижним Новгородом" может быть востребована на уроках краеведения  или в  проведении внеклассных мероприятий....

Классный час «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»

Классный час на основе исследовательской работы наших учениковЦель: познакомить учащихся с организацией всероссийской промышленно-художественной выставки, достижениями науки и промышленности России в ...

Наше путешествие в Нижний Новгород

 На майских праздниках на поезде из Орла мы отправились в Нижний Новгород.   Именитым да славным называли Нижний Новгород в былые времена. Владимиро-Суздальский князь Юрий Всевол...

«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду

Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...