Социализация подрастающего поколения и воспитание нравственного гражданина России
материал

Дубникова Татьяна Витальевна

Сегодня  перед российским образованием стоит цель - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Наша  задача - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели -  становление духовно-нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_seminar.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация подрастающего поколения и воспитание нравственного гражданина России

 Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Хочу представить вашему вниманию тему моей методической деятельности «Социализация подрастающего поколения и воспитание нравственного гражданина России».

      Сегодня  перед российским образованием стоит цель - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

      Наша  задача - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели -  становление духовно-нравственной личности.

       Я являюсь классным руководителем 5 «Б» класса. В моем классе 12 человека, из них 7 мальчиков и 5 девочек. В классе много творчески одаренных детей: участники танцевальных и музыкальных коллективов, многие  дети хорошо рисуют, рассказывают  стихи, поют.  Активно занимаются спортом это - футбол, каратэ, баскетбол.

    Класс  дружный. Дети помогают друг другу, переживают, заботятся друг о друге.  Проявляют  высокую заинтересованность в успехе, дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро  находят общий язык. Дети  очень добросовестно и с большим желанием выполняют поручения, любят трудиться.

Девиз нашего классного коллектива: Ни шагу назад, ни шагу на месте! Только вперед и только вместе!

Есть у нас и свои Законы  жизни класса

Закон уважения. 

Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы.

В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости.        

 Будь храбрым, не бойся препятствий.

Закон любви.

 Люби своих родителей, друзей, Родину и всё, что тебя окружает.

Закон доброты.

 Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.

Закон милосердия.

 Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

Закон трудолюбия.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!

Ничего так сильно не скрепляет коллектив как традиции.

Самой первой и очень важной стала традиция соблюдать Конституцию класса, а именно: не обзываться, не ябедничать, не курить, исключать из речи нецензурные слова, обращаться по именам, защищать друг друга в трудных ситуациях.
Вторая традиция, самая приятная, это поздравление именинников.

Третья – это выбор путём голосования старосты класса, то есть правой руки  классного руководителя.

Четвертая – выбор Совета класса.

        Модель  воспитания и социализации моего класса  составлена с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования.

Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;

Задачи в области формирования социальной  культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Задачи в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у  школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В основе Модели воспитания и социализации обучающихся  лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал.

Принцип следования нравственному примеру.

Принцип диалогического общения.

Принцип идентификации.

Принцип полисубъектности (взаимодействия) воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Ожидаемый результат

Ожидаемые результаты

Критерии отслеживания результата

Сформированность классного коллектива

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Комфортность ребенка в школе

Сформированность совместной деятельности

Развитость самоуправления

Удовлетворенность учащихся и их родителей работой образовательного учреждения    

Нравственная  воспитанность                    

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Овладение социальными навыками.

Адекватная Я-концепция

Сформированность познавательного потенциала

    Освоение учащимися образовательной программы

    Познавательная активность учащихся

    Сформированность учебной деятельности

Сформированность коммуникативного потенциала личности

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Сформированность физического потенциала

Состояние здоровья  

Развитость физических качеств личности

Сформированность эстетического потенциала

Развитость чувства прекрасного  

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.

по каждому определены критерии.

Рост познавательной активности учащихся.

Наличие высокой мотивации в учебе.

Расширение кругозора учащихся.

Самореализация в разных видах творчества.

Самоопределение

Воспитание  и социализацию  обучающихся осуществляю  по 6 направлениям. Каждому из направлений соответствует своя система морально-нравственных установок и ценностей.

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основные формы работы

В  моем классе особое внимание уделяется Дням  воинской славы России.

В рамках этого 4 декабря 2018 года был проведен тематический классный час посвященный «Дню народного единства»

6 декабря 2018 года было проведено мероприятие к 165-летию победы русского флота у мыса Синоп в 1853 году.

12 декабря 2018 года проведен классный час  День Конституции Российской Федерации.

16 декабря 2018 Всероссийский правовой день помощи детям

9 февраля  2019 года  -  Проведение Урока Мужества «Служить России предстоит тебе и мне»  

Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные формы работы

Проведение тематических классных часов:

16 ноября 2018 г  «Международный День толерантности»

1 декабря 2018 г «Всемирный день борьбы со СПИДом»

11 декабря 2018 года  «Виртуальная экскурсия по местам пребывания Александра Исаевича Солженицына»

 Просмотр  художественного фильма «Легендарный Полководец –Павел Нахимов».

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.

Основные формы работы

В рамках КТД (коллективно-творческого дела) изготовление  гирлянд и фонариков из бумаги для оформления  коридоров школы к Новому году.

 Приняли участие в школьном конкурсе стенгазет, поздравительных открыток, елочка-2019, символ года – желтая свинья.

     

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Основные формы работы

Участие в Дне Здоровья (выполнение разного рода состязаний, флешмоб);

  Классный час:

«День матери»

 "История Олимпийского движения".

Занятость детей в спортивных секциях составляет 60%.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Основные формы работы

Акция «Чистый поселок»

Приняли участие в квесте «Вместе Ярче»

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Основные формы работы

Работа на уроках истории и обществознания с иллюстрациями картин

Исполнение коллективной песни  «Дорогою добра» на мероприятие «Посвящение в пятиклассники»

Большое внимание уделяю Классному самоуправлению. Считаю, что  взрослые  не должны  организовывать  для ребят интересную жизнь, мы должны строить эту жизнь вместе, предоставляя им все больше самостоятельности. Многих положительных результатов наш класс добился благодаря работе Совета класса. Классное самоуправление –это возможность для самовыражения, самоутверждения, самореализации нравственным способом, а значит личностного роста.

          Воспитательные результаты распределяются по трем уровням. Каждому уровню соответствует своя образовательная форма. Осуществляя воспитательную работу с классом, стараюсь подбирать такие формы работы, которые гарантируют достижение результата определенного уровня.

В воспитательной работе использую следующие воспитательные технологии:

- Технология социокультурного тренинга.

- Технология ориентации на личностные достижения

-Технология проведения

-  Коллективно творческого дела

- Тренинг общения

-Групповая проблемная работа

-Диалог «Педагог-воспитанник»

     

           Таким образом, воспитание и социализация обучающихся направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Спасибо за внимание. Готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения

В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.Актуальность проблемы. Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего ...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения

Школьную физическую культуру следует понимать как важный элемент процесса определенного этапа социализации. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие предполагает укрепление здоровья,...

Доклад Городская научно –практическая конференция по теме: «Физическая культура и массовый спорт как средство социализации подрастающего поколения.»

В докладе расказывается об истории создания ГТО и о внедрении спортивных нормативов сегоднешних  реалях....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...