Мой рецепт сохранения здоровья подростка
статья

Светлана Викторовна Тимофеева

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc58.5 КБ
Файл lektsiya_dlya_roditeley.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

    Здравствуйте, меня зовут Светлана Викторовна. Говоря здравствуйте, мы желаем здоровья. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сегодня я хотела бы прочитать вам лекцию из цикла «Здоровый образ жизни» на тему: «Мой рецепт сохранения здоровья подростка».

     По данным ВОЗ, показатели здоровья российских детей - одни из худших в Европе. Показатели заболеваемости подростков, по данным Минздрава, составляют сегодня 42,5%. Неуклонно увеличивается количество болезней, переходящих в хроническую патологию. Среди таковых преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервно-психические расстройства.

   Подобные данные, периодически появляясь в СМИ, заставляют задуматься. Как ни странно, мы начинаем искать виновных в таком катастрофическом положении. Виновные находятся быстро. Как правило, это школа, которая "замучила  детей своими непомерными требованиями". Давайте попробуем      рассуждать здраво, так ли это. Все мы учились в школе. Сейчас учатся наши дети. Что же в ней могло так кардинально измениться, раз она стала губительной для здоровья?

    Давайте вспомним нашу школьную жизнь: 6 учебных дней по 5-6 уроков в старших классах. Спина прямая, руки сложены перед собой (как учили в 1 классе). Сочинения - сами, рефераты - от руки (Интернета нет). Сидеть тихо, вопросы задавать - когда разрешат.

    Сейчас: В старших классах 6 учебных дней по 5-6 уроков. Предметов стало больше, но за счет сокращения базовых (откройте любой учебник вашего ребенка - доброй половины изученных вами когда-то тем там нет и в помине). Дополнительный час физкультуры. Все внеурочные занятия - по желанию. Требования к современным учащимся стали лояльнее. В каждой школе работает детский психолог, к каждому ученику индивидуальный подход.

    Помимо всего прочего, каждое образовательное учреждение старается поддерживать физическое и нервно-психическое здоровье детей.

    Так посредством чего школа оказывает такое разрушающее воздействие на здоровье ребенка?

    Прежде всего, давайте ответим на вопрос: "Что я могу сделать, чтобы  изменить данную ситуацию". Все мы - родители. Пора признать - мы отвечаем за здоровье своих детей в гораздо большей степени, чем другие.  Итак, как нам быть и что изменить?

    Из всех факторов, влияющих на здоровье, в наших силах повлиять на  важнейший - на образ жизни нашего ребенка.

    На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так: А* · В** = С***, где

*А – содружество современного, здорового учителя и любящего, здорового родителя (именно от взрослых зависит, каким будет ребенок в будущем);

**В - режим дня,  правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура, отказ от вредных привычек;

*** С - здоровый ученик!!!

  1. Режим дня.

    Вашему ребенку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребенок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создает благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

    Врачи утверждают, что подросток должен спать не менее 9 часов в сутки, только тогда он физически и психически полноценно отдыхает. Сколько спят наши дети?

    Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.

    Соблюдение режима дня ребенку необходимо. Это организует ребенка, позволяет больше успевать и полноценно отдыхать, успокаивает, являясь одним из элементов крайне важной для ребенка стабильности. Помимо всего прочего - режим - один из элементов воспитания. Установление границ - крайне важный этап, являющийся для нас, родителей, одним из самых трудных.

        2. Питание.

    Мы часто слышим, что большая часть подростков страдает заболеваниями органов пищеварения, удивительно,  - почему не все? Что едят наши дети, когда мы на работе? На какую еду расходуют карманные деньги? Нам вообще это важно, или главное, чтобы ребенок был сыт?

    Для себя мы выбираем тот тип питания, который соответствует нашему образу жизни. А ребенок? Он и думает, и активно движется, да еще и растет. Поэтому крайне важно, чтобы питание ребенка было сбалансированным и полноценным.

    Проблема правильного питания школьника - самая острая на сегодняшний день, если мы говорим о здоровье. Как поступить ответственным родителям? Для начала подумать о следующем:

  • Ребенок перед школой обязательно должен завтракать!
  • В течение дня ребенок расходует очень много энергии из-за активной мыслительной и двигательной деятельности. Поэтому горячее питание в школе необходимо!
  • Нарушение пищевого поведения формируется в семье. Любовь к вредным продуктам объясняется просто - они вкусные. Расскажите ребенку о конкретных последствиях тяги к вредной пище: ожирении, прыщах, болях в желудке и нездоровом цвете кожи с жирным блеском и расширенными порами.
  • Никаких диет для похудения, особенно в период активного роста у подростка! Если ребенок питается правильно и активно движется, излишняя подростковая пухлость со временем пройдет, а вот диеты будут иметь катастрофические последствия. Большая часть людей, страдающих булимией и анорексией, начинали с диет в подростковом возрасте.

        3. Физическая  активность.

    Движение - жизнь. Для взрослых - это способ сохранить здоровье, а для детей - жизненная необходимость. В период формирования костно- мышечной системы, связочного и вестибулярного аппарата ребенок должен активно двигаться. Здоровому ребенку необходимо не менее 2 часов активного движения в сутки. Решить проблему легко, если ребенок занимается в спортивной секции. А если нет? Школьный урок физкультуры - это 3 часа в неделю. Как мы, родители, обеспечиваем двигательную активность ребенку, каково наше отношение с спорту? Чаще всего оно ограничивается совместным просмотром спортивных программ,  лежа у телевизора.

    Согласна,  многие дети не спортивны по своей природе. Но активное движение нужно и им. Прогулка на свежем воздухе, бег, плаванье.

    Запомним:

  • Двигаться ребенок должен не менее 2 часов в день.
  • Лишать ребенка прогулок на свежем воздухе нельзя.
  • Подавайте пример. Дети активных родителей всегда спортивны и подвижны.
  • Не позволяйте детям манипулировать вами в отношении уроков физкультуры.

4.  Нервно - психическое здоровье.

    По данным РАМН, до 40% подростков составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

    Перед подростком возникает множество самых разных проблем, которые он должен так или иначе решать, и в результате он испытывает постоянный стресс. Как следствие, взрослеющий ребенок становится нервным, раздражительным, беспокойным, все время во всем сомневается, злится по пустякам и т. д. В этот сложный период жизни подростки особенно нуждаются в заботе и внимании взрослых, и родители должны сделать все возможное, чтобы поддержать своего ребенка, помочь ему преодолеть кризис.

    Мы разрушаем психику ребенка мимоходом, не думая. Мы забыли, что родительство - это труд. Мы перестали говорить: "воспитываем", все чаще говоря: "содержим", "обеспечиваем". Как сохранить психику ребенка здоровой, а нервы крепкими?

  • Откажитесь от физических наказаний! Применяя их, вы показываете  свое бессилие.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи, даже, на ваш взгляд, незначительные.
  • Не стесняйтесь обращаться к учителю или психологу при возникновении трудностей у ребенка, при появлении проблем в поведении.
  • Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Обязательно найдите время поговорить, просто посидеть рядом. Главное для любого ребенка - чувствовать себя защищенным.

    5. Вредные привычки.

    В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого.

    Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего, здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

    Спиртное и наркотики могут быть способом расслабления, ухода от напрягающей действительности. Если от водки подростку стало легче, то у него выработается устойчивый рефлекс: плохо — значит, надо выпить, хочется получить удовольствие - надо покурить травку. К тому же если подобное времяпрепровождение поощряется средой, в которой подросток обитает, или людьми, с которыми он постоянно контактирует (друзьями, авторитетными знакомыми или родственниками), то соблазн приобщиться к общему “увлечению” будет слишком велик. Чтобы вытащить подростка из этой трясины, родители должны что-то противопоставить его пагубному удовольствию, иначе их попытки не увенчаются успехом. Это понятно: кто ж в подростковом возрасте отказывается от близких радостей ради светлого, но такого далекого и неясного будущего!

6. Интернет зависимость.

    Сидение за компьютером подчас оказывается для детей наиболее привлекательным из любых других видов деятельности. Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие силы превращают простое увлечение компьютерными играми и чатами в зависимость? Прежде всего, это  недостаток общения в семье, отсутствие увлечений. Подросток понимает, что можно, сидя дома,  найти себе собеседника,  скачать реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива "пригвождает" ребенка к экрану монитора. Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей, общая неудачливость ребенка заставляет его  впасть в зависимость от компьютерных игр, где он на вершине успеха.

    Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет детям познавать мир, находить друзей. Зависимость же наступает, когда при появлении альтернативных возможностей обучения или общения эти виды досуга отвергаются, а также, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, а не  пользы.

    Зависимым от компьютера может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если в семье присутствует атмосфера дружелюбия,  комфорта и доверия; у ребенка разносторонние интересы и увлечения; он умеет налаживать отношения с окружающими, а также ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

    Проблемы в жизни подростков напрямую зависят от проблем взрослых. Только в содружестве родителей, школы, учреждений дополнительного образования  и молодежной политики можно говорить о своевременном решении проблем в жизни детей.

    В заключение, мне хотелось бы  прочитать  слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”.  Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего, здоровье. Берегите его!

    И последнее. Мы любим своих детей. Любых: больных и здоровых, нервных и крепких, умных и не очень, добрых и озлобленных. Любим любых. Но получаем таких, каких заслужили. Быть родителями - это большой труд. Но и самый благодарный. Ведь главное счастье для родителей - здоровый, сильный, добрый ребенок. Наш ребенок, для которого мы действительно сделали все, что могли.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция для родителей : Мой рецепт сохранения здоровья подростка в современной школе Классный руководитель 9-в класса МАОУ ДСОШ №4 Тимофеева Светлана Викторовна

Слайд 2

Кто виноват ?

Слайд 3

Что делать ?

Слайд 4

А*В=С Формула здоровья

Слайд 5

Режим дня

Слайд 6

Питание

Слайд 7

Физическая активность

Слайд 9

Вредные привычки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....

Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»

Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...

Здоровье детей - это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся.

Здоровье детей - это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся. Термин «здоровьесбережение»  полу...

Сохранение и укрепление здоровья подростков.

Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их тво...

Сохранение и укрепление здоровья подростков в аспекте требований ФГОС

Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке...

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...

«ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИИ»

Физическая активность выступает одним из главных факторов, которые влияют на состояние здоровья и работоспособность растущего детского организма. Потребность в движении ребенка естественна, ее удовлет...