Диспут для старшеклассников «Патриотизм: знак вопроса».
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Лега Галина Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput_dlya_starsheklassnikov_dopolnenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут для старшеклассников

«Патриотизм: знак вопроса».

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны.

Михаил Лермонтов признавал свою любовь к Отчизне странной: ни военная слава предков («купленная кровью»), ни «темной старины заветные преданья» не пробуждали еще любви к Родине. А вот «чета белеющих берез», «полное гумно», «с резными ставнями окно» - это было любимо, на это поэт смотрел «с отрадой, многим не знакомой» (М.Лермонтов «Родина»)

В следующем веке – 20 – о своей любви к Родине Анна Ахматова писала так:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминая даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах,

Но ложимся в нее и становимся ею,

От того так зовем и свободно – своею

                                                                              Анна Ахматова «Родная земля»

Подготовка к диспуту.

  • Составит вопросы для обсуждения.
  • Провести анкетирование
  • Подобрать цитаты по теме
  • Выступление по вопросам
  • Оформление зала
  • Музыкальное сопровождение

Цитаты

«Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Джон Кеннеди

«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».    Б.Шоу

«Для гражданина России особенно нужны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете»   В.Путин

Уважаемые старшеклассники!

Уже стало традицией организация диспутов для старшеклассников по актуальным вопросам современной жизни. Вы сами можете предлагать темы, которые вас волнуют, приглашать гостей, которые вам интересны.

Мы уважаем мнение любого выступающего, людей разных поколений.

Сегодня мы назвали наш диспут «Патриотизм: знак вопроса». Вопрос не в том нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыпается в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают нашу страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно основание для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе, как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Вопросы для обсуждения

  1. С чего начинается Родина?
  • Как вы понимаете слова (РОДИНА, ПАТРИОТИЗМ?)
  • Считаете ли вы себя патриотом? Почему?
  • Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
  • Готовы ли вы посвятить процветанию Родины?
  • Хотели бы вы уехать из России?
  1. Гордитесь ли вы своей страной?
  • В какие именно моменты испытываете национальную гордость?
  • Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны?
  • Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?
  • Устраивает ли вас Гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?
  1. Считаете ли вы себя истинно русским человеком?
  • Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?
  • Как относитесь к чисто русской речи?
  • Гордитесь ли  тем, что вы – русский, а не другой национальности?
  • Что такое «национализм»?
  1. Связываете ли вы патриотизм с воинской службой?
  • Нужны ли стране профессиональные военные?
  • Вы за или против службы в армии?
  • Престижна ли профессия офицера?

Вопросы анкеты

  1. Как вы понимаете фразу «Я – патриот».
  2. в США по любому поводу, будь то официальный праздник или личный день рождения  поднимают над собственным домом государственный флаг. Как вы думаете, почему они так поступают?
  3. существует ли, на ваш взгляд, разница в таких понятиях, как  «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание»?
  4. если не воспитывать патриотизм, может ли он «проснуться» в человеке с годами, по мере его взросления?
  5. на ваш взгляд, что школа может сделать для вашего патриотического воспитания?

Мои рассуждения

  1. С чего начинается Родина?

Человек рождается для того, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые и человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.  

Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих  в соседнем дворе

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ни кому не отнять.

Патриотизм, родина

«Родина-Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит».

«Патриотизм-любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу».

                                          Д.Н.Ушаков Толковый словарь русского языка

«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержание которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».

                                           Философский словарь

  1. Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю,- это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою стану такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы не было насилия, зла. Тем  не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми писателями, художниками, артистами.

3.   Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

Слова  «российский», «россиянин» - тоже, что и «русский», применяются  в официальной  речи, считаются устаревшими:

                                             История государства Российского

                                              (сочинение  Карамзина)

Российская словесность; О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян!

                                               (Пушкин )

«Национализм один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной особенности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде».

Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие, «неполноценные народы» подчинить «истинным арийцам», сделать рабами.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи нацизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов.

Необходимо повышать национальное самосознание.

«Все люди под одним небом живут» (Восточная поговорка)

«Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В.Гюго)

«Все люди рождены свободными и равными в своих правах.

Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по братски.

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от: национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства и бедности, величины и мирового значения его страны» (из всеобщей Декларации прав человека)

О русском языке

Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат «американизмы»: «О-кей, йес», магазинные вывески пестрят словами «шоп». А что тогда говорить о разговорной речи молодых людей, щедро насыщенной нецензурными словами?

Вседозволенность и свобода (может быть распущенность?). во всем: в книгах, в песнях, в кинофильмах. Где же великий русский язык?

Иногда кажется правильную русскую речь мы можем услышать на уроках да и то от учителя.

Хочется процитировать М.Ломоносова «Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».

4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Еще в Древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в Российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий почти срываются призывные компании, оборонная промышленность не достаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия.

А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

5.Ваше понимание слова «патриот»?

Кто такой патриот современной России?

Кто любит свою Родину не на словах , а на деле?

Тот, кто любит, кто любит бриться на голо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он – патриот; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя двадцатого столетия  Ивана Александровича Ильина:

 «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально.

И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Нет ее и не будет. Будет новая Россия, но не прежняя. Ее дух жив и будет жить.

Заключение

Наш диспут подходит к концу. Надеюсь, что он был полезен для всех нас участников диалога.

Послушайте стихотворение Ольги Фокиной.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие-

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага.

Лелей лоскут отеческой земли

Как ни болотист, как не каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой Земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диспут "Что такое патриотизм"

Сегодня очень модно стало говорить о патриотизме, о любви к Родине, однако сам термин «патриотизм» не имеет чёткого определения.Это был первый диспут, который я проводила с пятиклассниками, поэтому мн...

Дискуссия для старшеклассников. Патриотизм: знак вопроса.

Цель урока:       Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей , воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Р...

Внеклассное мероприятие в 9 классе:«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА…»

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его...

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ :воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные ориен...

Сценарий диспута "Патриотизм: знак вопроса?"

ЦЕЛИ ТЕМЫ:воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;развивать ценностные о...

Патриотизм:знак вопроса

Презентация к уроку русского языка в 11 классе....