«Из опыта воспитательной работы по адаптации и интеграции детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в поликультурную среду класса»
методическая разработка

Юлия Витальевна Нагаева

Дети-мигранты относятся к наиболее сложной части населения, имеющего жизненные проблемы. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а следовательно, и разрушением нормального образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях.  Поэтому актуальной задачей на сегодняшний день является создание условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

ІІІ региональный конкурс образовательных проектов, посвященный вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования

«Московская область – территория мира и согласия»

Номинация

«Система воспитательной работы для социальной адаптации учащихся мигрантов»

Тема

«Из опыта воспитательной работы по адаптации и интеграции детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в поликультурную среду класса»

                                                    Автор – Нагаева Юлия Витальевна,

 учитель русского языка и литературы,

                                       

                                  МБОУ Лицей №7 г. Химки

                       Московской области

г. Химки

План

І. Вступление.

ІІ. Основная часть.

1). Миграционные процессы в нашем городе.

2). Положение детей мигрантов в учебном и воспитательном процессе.

3). Включение детей-мигрантов в культурную и общественную жизнь школы - одно из основных условий их успешной адаптации.

3). Реализация проекта «Возьмемся за руки, друзья!»

ІІІ. Заключение

       Культурно-языковая и социально-психологическая адаптация и интеграция детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в МБОУ Лицей №7  г.о.Химки Московской области – проблема не праздная. Она возникла не на пустом месте. Поток мигрантов, в том числе и в Московскую область, как один из привлекательных регионов России по наличию вакантных мест в сфере обслуживания и по трудоустройству, ощущается и в образовании. Семьи, одинокие матери едут с детьми дошкольного и школьного возраста в Россию, в наш регион, в том числе и городской округ Химки.

        В процессе подготовки к участию в данном конкурсе мне пришлось побывать в отделе УФМС России по Московской области в Химкинском районе, где мне предоставили очень интересную и ценную информацию о миграционном процессе в нашем городе.

С начала года по 06.06.19 г. в г.Химки зарегистрировано 27 424  мигранта. Из них из:

1).  Узбекистан                         - 6 763 человека

2).  Таждикистан                     - 5 703 человека

3).  Молдова                               - 4 141 человек

4).  Украина                               - 2 909 человек

5).  Киргизия                              - 1 189 человек

6).  Армения                               - 1 077 человек

7).  Белоруссия                           -   956 человек

8).  Азербайджан                       -   435 человек

9).  Казахстан                            -   233 человека

        Эти цифры говорят о многом, несомненно одно: приток детей мигрантов в российские школы, в том числе и в г.Химки, будет стремительно увеличиваться. Однако детей регистрируют только тех, кто прибыл из визовых стран, точного учета  прибывающих с семьями детей не ведется.

         В Концепции государственной миграционной политики РФ, принятой президентом РФ В.В.Путиным в прошлом году, открытым текстом сказано, что Россия остро нуждается в притоке мигрантов.

         По окончании российской школы детям мигрантов могут выдавать вместе с аттестатом и вид на жительство. Ученые РАН на заседании демографической секции обсудили возможность внесения поправок в законы страны. Дети мигрантов, посещавшие российские детские сады или школы, могут реально интегрироваться в российское общество, уверены эксперты.

         Эксперты также предлагают предоставить им бесплатное медобслуживание и диспансеризацию, кроме того, упростить процедуру получения гражданства. По мнению экспертов, ребенок-мигрант уже через 2 года учебы в школе России забывает о своих национальных традициях и начинает исповедовать российские. Россия, считают эксперты, только выиграет от вручения вида на жительство детям мигрантов, поскольку она

сможет восполнить демографические провалы благодаря уже интегрированным в общество молодым людям.

        Так как характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности  является рост этнических миграций, значимость изучения психологической адаптации мигрантов к иной культурной среде обуславливается чрезвычайной потребностью в продуманной, научно обоснованной государственной миграционной политике.
           Обучение детей мигрантов в русских школах считается  престижным, поскольку в будущем гарантирует  высокий уровень образования и трудоустройство. В российские учебные заведения стремятся мигранты разных национальностей, среди которых часто встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Многие школы не обладают соответствующим официальным статусом, чтобы иметь достаточно средств  для привлечения квалифицированных специалистов, которые, возможно, решили бы существующие проблемы с учащимися-мигрантами, изучили этнопсихологическое содержание реальных ситуаций, лежащих в основе межэтнической напряженности.

            Дети-мигранты относятся к наиболее сложной части населения, имеющего жизненные проблемы. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а следовательно, и разрушением нормального образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях.  Поэтому актуальной задачей на сегодняшний день является создание условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование.

        Адаптация детей эмигрантов в МБОУ Лицей №7 г.о.Химки Московской области - сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой. Успешное приспособление определяется как ощущение гармонии с окружением, а основное внимание уделяется анализу чувства удовлетворенности, психологического благополучия к душевному здоровью детей мигрантов.

         На конец 2018/2019 учебного года в учебном заведении насчитывается 42 учащихся из двуязычных семей.  Этнический состав представлен 16 национальностями.

        Анализируя ситуацию пребывания детей мигрантов в нашей русской общеобразовательной школе, мы пришли в выводу, что для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, то есть сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении

в сообщество на новом значимом основании. Мигрант синтезирует обе культуры, будучи их связующим звеном. Для этого и необходимо психологическое сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов, чтобы они быстрее могли погрузиться в иную культуру и приобрести определенные качества, свойственные представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности.

      Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей мигрантов в Лицее №7 опирается на такие принципы, как:

- признание и уважение общечеловеческих ценностей;

- развитие национально-культурной идентичности;

- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;

- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;

- личностно-ориентированный подход.

        Огромное значение в современном многокультурном пространстве приобретает обращение к лингвострановедческим проблемам изучения русского языка и русской культуры. В процессе обучения русскому языку элементы изучения России сочетаются с языковыми явлениями, которые выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления учащихся с новой для них действительностью.

        Учителя-словесники нашей гимназии на основе тестирования, социологических опросов, собственных наблюдений выявили проблемы учащихся-мигрантов: социокультурные, языковые, психологические, так как в первую очередь они выражаются в процессе обучения. И пришли в выводу, что школьная система должна учитывать положение, рубежи, потребности, и физические способности, темперамент, скорость реакции, способности учащегося-мигранта, плохое знание языка и психологии, на которые этот язык опирается.

        Но нельзя забывать, что человек не рождается ни русским, ни немцем, ни японцем, а становится им в результате пребывания в соответствующей национальной общности людей. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности.

         Основными задачами этнокультурной составляющей образовательного процесса становятся формирование позитивной этничности, поликультурной компетентности, взаимной толерантности всех учащихся.

        Для МБОУ Лицей №7 г.Химки вопрос обучения государственному (русскому) языку как основному инструменту интеграции в российское общество, приобщения к российской истории, культуре и традициям становится первостепенным.

        Уроки истории, обществознания и права играют важнейшую роль в социально- культурной адаптации детей из семей мигрантов, воспитании чувства патриотизма, уважения и благодарности стране, в которой они проживают. Именно компетенции,  приобретаемые учениками на этих уроках, способствуют успешной интеграции ребят в социуме.

        Одним из основных условий успешной адаптации детей-мигрантов является их включение в культурную и общественную жизнь школы, то есть свободный доступ к библиотеке, компьютерным классам, где

установлены тренажеры по русскому языку с возможностью выхода в Интернет. Дети активно и с большим интересом занимаются в различных спортивных секциях, посещают кружки системы дополнительного образования, с удовольствием участвуют в культурных и просветительских мероприятиях школы (праздники, фестивали), в образовательных экскурсиях, способствующих их социальной адаптации и интеграции.

Описание реализации социального проекта

       Тема проекта: «Возьмемся за руки, друзья!»

       Краткая аннотация проекта:  Проект «Возьмемся за руки, друзья!» разработан в условиях воспитания обучающихся в поликультурной среде, где представлены дети 16 национальностей, каждая из которых богата, уникальна и дорога каждому ребенку, ее носителю. При проведении данного мероприятия  дети мигранты интегрируют и адаптируются в совершенно новой социально культурной среде, они быстрее погружаются в иную культуру и приобретают  определенные качества, свойственные представителям новой культуры, также сохраняя свои культурные ценности. Исполняя свои национальные танцы, дети с огромным  удовольствием принимают участие в танцевальном кружке гимназии и представляют танцы народов мира, поют песни на русском языке и представляют песенное наследие своего народа.

       Задача проекта «Возьмемся за руки, друзья!»: Адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, развивать их склонности, способности и интересы.

       Цели проекта: - Формирование культурной компетентности обучающихся;

- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур, толерантного сознания учащихся школы.

Актуальность  и значимость данного проекта заключается в возросшем потоке детей мигрантов в школьный социум, где могут возникать проблемы с взаимоотношениями детей разных культур, традиций.

Основополагающий вопрос:

     Укрепляется ли атмосфера межнационального согласия и гражданского единства в школьном  коллективе МБОУ Лицей №7 г.Химки?

Проблемные вопросы: Что приводит к конфликтам в полиэтническом коллективе?

Что такое межкультурная интеграция?

Планируемые результаты деятельности:

Личностные- воспитанники в благоприятной дружественной обстановке представляют костюмы своей национальности, кухню, танцы и песни, тем самым подчеркивая свою индивидуальность, и в то же время видят рядом представителей других культур, развивают свои познавательные интересы, уважительное отношение к культурам мира, интегрируют в русскую культуру, так как непосредственно проживают в данном социуме.

План проведения проекта:

  • І этап (организационный) (создание стартовой презентации для  учащихся с целью привлечения к работе над проектом; изготовление буклета для родителей, чтобы показать, чему смогут научиться дети в ходе реализации проекта)  
  • І І этап (подготовительный) (определение целей и задач проекта, сроков реализации, формирование экспертных групп: «социологи», «теоретики», «аналитики», сфера деятельности групп).  
  •  ІІІ этап (реализация проекта) («круглые столы», дискуссии, анкетирование, конкурсы эссе. Заключительный этап – фестиваль дружбы «Возьмемся за руки, друзья!»)

Длительность проекта : 2 месяца.

Заключение

Заключительный этап:

1). Участники проводят репетицию выступления на фестивале дружбы «Возьмемся за руки, друзья!»

2). Участники проекта защищают презентации по своей национальной культуре, особенностях и традициях,

3). «Аналитики» рассказывают о зарождениях различных культур в мире, о религиозной картине мира, защищают презентации.

4). «Социологи» дарят буклеты гостям фестиваля о народонаселении и социальных проблемах представляемых культур.

5). «Теоретики» отвечают на основополагающий и проблемные вопросы проекта, защищают презентацию.

6). Рефлексия: Руководитель и организаторы проекта собираются после мероприятия и обсуждают продукт проекта, анализируют, что удалось, а что – нет.

Организаторы проекта выпускают очередной номер общешкольного журнала «Дом, в котором мы живем».

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»

На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей

Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

Теоретические аспекты социально-психологической интеграции детей мигрантов в школе.

В презентации отражены базовые теоретические понятия для практической работы психологов и педагогов по проблемам интеграции детей мигрантов  в условиях образовательного процесса....

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Программа социально-культурной и языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без границ»

Цель программы: создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКУЮ КУЛЬТУРУ

Одной из основных задач воспитания подростка, является взращивание его патриотического чувства. Годами формируя личность российского школьника, мы не должны забывать о том, что рядом с ним живут, учат...