Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
статья

Горина Светлана Геннадьевна

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые объединяют граждан, интегрируют общество, стимулируют социальное, экономическое и культурное развитие страны.

Важная роль в формировании основных принципов нравственного поведения старшеклассников принадлежит общеобразовательной школе, так как именно в школьном возрасте ребенок социализируется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorina_sorochkina_44_virtualnyy_muzey_1.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

С.Г. Горина, Е.М. Сорочкина

МБОУ СОШ № 44

e-mail: elenasor@mail.ru

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые объединяют граждан, интегрируют общество, стимулируют социальное, экономическое и культурное развитие страны.

Важная роль в формировании основных принципов нравственного поведения старшеклассников принадлежит общеобразовательной школе, так как именно в школьном возрасте ребенок социализируется.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [5]. 

Для освоения нравственного опыта, подростки нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт подростков ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных.

Нравственные качества – это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

А. Я. Данилюк выделил следующие виды нравственных качеств личности старших школьников: любовь к России; свобода личная и национальная, справедливость, милосердие, честь, достоинство; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; любовь и верность, здоровье, уважение к родителям; уважение к труду, творчество и созидание; ценность знания; представления о вере, духовности, толерантности; духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни; экологическое сознание; мир во всём мире [2, с. 14].

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она выражается в ценных для общества свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе [4, c. 18].

Организация нравственного воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе нравственного примера педагога.

О нравственном примере учителя говорила педагог школы № 44, народный учитель СССР Галина Даниловна Лаврова. «Учитель 21 века - прежде всего такой человек, которому все в жизни детей интересно, и не сторож он в их мире, а равный среди своих. Всю жизнь стремиться дотянуть их до себя - такое правило должно постоянно быть в жизни учителя» - так писала в «учительской газете» в своей статье «Учитель 21 века» Г.Д. Лаврова. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Памяти народного учителя СССР Галины Даниловны Лавровой посвящен и школьный виртуальный музей МБОУ СОШ № 44.

Виртуальный музей - тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных экспонатов. Он является многопрофильным учреждением, оказывающим разнообразные услуги: от доступа к информационным ресурсам через интернет-центры до проведения художественных выставок и организации клубов общения [3, c. 118].

В МБОУ СОШ № 44 был создан школьный виртуальный музей в 2014 году. Структура сайта: История создания школы, Вехи истории, Страница памяти Г.Д. Лавровой, Директора школы, Галерея выпускников, Галерея учителей, Школьная экономическая компания, Наши достижения: вчера, сегодня, завтра, Архив, Виртуальные тематические экскурсии.

Одной из самых ярких страниц сайта является «Зал памяти народного учителя СССР Г.Д. Лавровой». В 2009 году нашей школе было присвоено имя этого замечательного педагога. Более 30 лет посвятила Галина Даниловна педагогическому труду. С 1964 года она работала учителем начальных классов в нашей 44-й школе. За долгие годы работы Галина Даниловна выпустила много учеников, которым подарила частичку своего сердца. Среди выпускников Галины Даниловны профессора, врачи, учителя, артисты, журналисты, металлурги. Более 600 ребят, 13 выпусков из начальных классов, 50 семей, где дети из поколения в поколение учились у Лавровой Галины Даниловны, называя её второй мамой и семейным учителем.

В 2017 году на сайте школьного виртуального музея появилась новая страница - Виртуальные тематические экскурсии.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний учащихся по использованию современных компьютерных технологий, включить учащихся в активную деятельность (наблюдение, изучение, исследования объектов).

Использование виртуальных экскурсий формирует активную личностную позицию. Виртуальные экскурсии предоставляют прекрасную возможность познания окружающего мира для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с учащимися: его активность уступает место активности школьников, задача взрослого – создать условия для их инициативы, побуждать подростков к самостоятельному поиску, исследованию.

Для эффективной разработки экскурсионной темы создаются творческие группы учащихся из 5–7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание с учетом его интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы.

Одна из виртуальных экскурсий разработана учениками 10А класса и посвящена памяти тагильского краеведа Сергея Викторовича Ганьжи. Инициатором создания данной экскурсии выступил его внук, Артем Ганьжа.

В первую очередь автор заполнил страницу, которую назвал «Биография тагильского краеведа С.В. Ганьжа». На этой странице размещена информация о детстве, юности, выборе профессионального пути, карьере в органах госбезопасности, о семейной жизни и увлечении краеведением.  Здесь же пользователи могут познакомиться с фотографиями краеведа, его семьи. Экскурсия сопровождается аудиофайлом «Биография С.В. Ганьжи». На второй странице размещен электронный каталог публикаций С.В. Ганьжи, посвященных истории родного края. Третья страница посвящена отзывам людей, знавших С.В. Ганьжу.

Материал экскурсии адресован, в первую очередь, ученикам 10-11 классов, изучающих предмет «История Урала» и всем интересующимся данной темой. Ознакомившись с материалами экскурсии любой желающий получает возможность подробно изучить по публикациям С.В. Ганьжи историю родного края. Работа над созданием виртуальной экскурсии для учеников 10 класса была полезной и интересной. В ходе неё они научились работать с конструктором сайтов, создавать электронные страницы, записывать и монтировать аудио и видеофайлы, систематизировать и оцифровывать исторические источники, работать с электронным каталогом. Данный вид работы увлёк учащихся 10 А класса настолько, что они планируют продолжить деятельность по созданию виртуальных экскурсий о других тагильских краеведах.

Разработка виртуальных экскурсий способствует воспитанию у школьников нравственных качеств, содержанием которых является любовь к отечеству, гордость достижениями своего города. Нравственные идеалы школьников обретают четкие очертания.

Работа над созданием виртуальных экскурсий имеет большой профориентационный эффект, т.к. позволяет учащимся познакомиться на практике с такими профессиями, как дизайнер веб-сайтов, музейный работник, педагог, социолог.

Итак, анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность подростков, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует формированию нравственных качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, -1991. - 378 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2015. 24 с.
  3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. -2007.- 214 с.
  4. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5. - С. 34 - 38.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.07.2017 N 18-П). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"

В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Результативность и качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Результативность и качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы«Театр, дети, творчество»Срок реализации – 3 годаВозраст детей – 8-12 лет...

Статья "Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков"

В статье освещаются вопросы возможности использования ДООП как средства профилактики пожароопасного поведения детей и подростков.Статья легла в основу доклада автора на 3 городской научно-практической...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественно-научной направленности «Земля – наш общий дом» в наглядных формах представления анализа результативности

Сведения о качестве реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыестественно-научной направленности«Земля – наш общий дом»в наглядных формах представления а...