Классный час на тему:"Кто такой патриот?"
классный час (5 класс)

Донгак Наталья Андреевна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Кто такой патриот?»

Цель: определить отношение каждого учащегося к позиции «быть гражданином», «быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения; научить детей умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности; воспитывать любовь к Родине, Отечеству; развивать творческие способности учащихся.

Ход классного часа:

Классный руководитель: Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью классного часа “Необходимо ли военно-патриотическое воспитание в школе?”, «Являемся ли мы патриотами России?».

На доске представлены ЦИТАТЫ:

  • “ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион – князь, русский генерал.

  • “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу – известный английский писатель.

  • “Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края ”.

Лев Николаевич Толстой – русский писатель-классик.

  • “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин – президент Российской Федерации.


          Классный руководитель:  Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты своей страны? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм.

Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.   Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.   Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Кого можно назвать гражданином? 

- Что такое Родина?

Определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма 

  • Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.


  • Под Патриотизмом понимается служение народу и своему государству, как чувство преданности определённой державе, стране.


  • Патриотизм - это любовь и преданность отечеству.
  • Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.


  • ВЫВОД:  “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”.


Классный руководитель: Гражданин, кто это?

  • Гражданин — это индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
  • Гражданин - это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; подданный какого-либо государства.
  • Гражданин - человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе.

ВЫВОД: «Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа».

Классный руководитель: Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

  Классный руководитель:  - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на доску):

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Классный руководитель: Россия, Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос.

Стих читает (Монгуш Белек-Кыс)

У меня есть Родина - Россия.
Это - счастье, это - жизнь моя,
Это - моя будущая сила,
Это - моя дружная семья.

Это – шёлк лазоревого неба
И лесов немереная ширь.
Это – поле золотого хлеба
И народ мой – добрый богатырь.

Только - только ты встаёшь на ножки,
Ты в начале долгого пути,
Ты пойдёшь сначала по дорожке,
По дороге будешь ты идти

Кл.руководитель: Есть множество терминов со словом Родина, давайте познакомимся с некоторыми: (читать с доски)

  • Ро́дина — синоним слова Отечество, место, где родился человек.
  • Родина – это не просто жить и принадлежать определённому государству мира, нужно любить традиции, обычаи, знать культуру и искусство этой страны.
  • Родина обозначает место рождения, место, откуда пошел твой род.
  • Родина - это место, куда человек возвращается с радостью и гордостью. Это место, за которое человек стоит "горой", и не важно, какой он национальности, главное, что он любит это место и лелеет его.
  • Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги.
  • ВЫВОД: Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов.


Классный руководитель: А сейчас давайте проведем небольшую викторину.

ВИКТОРИНА

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)
13. Человек, любящий свою родину? (Патриот)
14. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)
15. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
16. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
17. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)
18. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
19. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
20. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
21. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
22. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
23. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)


Классный руководитель:  Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст – проведённое сейчас анкетирование.

Вопросы для анкетирования:

1. Считаете ли вы себя патриотом?
2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
3. Хотели ли вы уехать из России?
4. Как Вы относитесь к празднику Победы советского народа в Великой Отечественной войне?
5. Вы за или против службы в армии? 
6. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
7. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
8. Есть ли пример для подражания? Кто?  

Классный руководитель:  Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

Работа с текстом.

Классный руководитель: В рассказе Василия Шукшина «Гринька Малюгин» выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Классный руководитель:  Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Полина: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями. Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

Песня «А закаты алые»


Викторина «Символы РФ»

Классный руководитель: Теперь проверим, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”, Республики Тыва – нашей малой Родины.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого.

Флаг РФ

  • Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Флаг Республики Тыва

Флаг прямоугольный, голубого цвета. Слева изображён золотой треугольник, вдоль правых его границ идут голубые и белые полосы, которые на вершине треугольника соединяются в одну и справа налево пересекают полотнище флага. 

  • Цвета флага символизируют основные качества жителей Тывы:
  • Голубой — согласие, взаимное уважение и возвышенные цели общества;
  • Белый напоминает о тувинском чае, которым угощали гостей. Этот цвет говорит об открытости и самостоятельности политики, моральной стороне тувинцев;
  • Золотой напоминает о богатстве и честности государства.

 Слово классного руководителя:

Когда поднимается флаг РФ?

  • Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

 Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел?

  • Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.
  • Герб РФ
  • Герб Республики Тыва

Классный руководитель подводит итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Ондар Чойган читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо, 
И в глазах задумчивых у нас 
Медленно качается гречиха 
И дымится луч в рассветный час. 
Речка вспоминается, наверное, 
Чистая, прозрачная до дна, 
И сережки светятся на вербе, 
И в траве тропинка не видна. 
Родина! Отечество святое! 
Перелески. Рощи. Берега. 
Поле, от пшеницы золотое, 
Голубые от луны стога. 
Сладкий запах скошенного сена, 
Разговор в деревне нараспев, 
Где звезда на ставенку присела, 
До земли чуть-чуть не долетев

Конкурс - "Юный защитник Отечества"

Угадайте предметы, связанные с армией.


1. Как называется деревянная часть винтовки? (Приклад)

2. Кто добывает сведения о противнике, о его расположении, численности, вооружении? (Разведчик).

3. В чем носят офицеры свое оружие? (В кобуре).

4. Как называется летний головной убор матроса? (Бескозырка).

5. Зимняя верхняя одежда солдат. (Шинель).

6. С помощью чего передвигается танк по земле? (С помощью гусениц).

7. Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади? (Парад).

8. «Карманная артиллерия». Что это? (Граната.)

9. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)

Песня «Служить России»

Классный руководитель: “С чего начинается Родина?”

Классный руководитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

- Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

- Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Классный руководитель:  Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Классный руководитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение Б. Котневского (читает Монгуш Хорагай)):

У каждого заботой 
Своей 
Глаза полны, 
Наша Родина не что-то, 
Она сегодня - мы. 
У каждого дорога 
Своя или тропа, 
Но пусть нас очень много, 
Мы все ее судьба. 
Она не позабудет 
Ни света и ни тьмы, 
Она такою будет, 
Какими будем мы. 
И ей, одной - единой, 
В любые времена 
Не спрячешься за спины 
Хоть широка страна.

  • Кто такой патриот великой России?

Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Это тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт.

Классный руководитель: Да, ребята, “Россия будет такой ”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание в школе?» и «Являетесь ли вы патриотами своей страны?»

Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми и гражданами великой России!»

Использованная литература:

1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

2. Философский словарь.

3. Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2004.

4. В.В. Маркова. Воспитание нравственных потребностей подростков. - М.: Просвещение, 1984.

5. Л.Д.Соболев. Книга для медленного чтения. – М.: Новости, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Классный час на тему: "Что такое моё Я"

Из цикла классных часов, которые разработаны с целью создания условий для обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу осознания "себя"...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Классный час на тему: "Что такое толерантность?”

Цель: воспитание толерантности.Задачи: познакомить учащихся с понятием “толерантность’, с основными чертами толерантной  и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познават...

Классный час по теме "Что такое толерантность"

Данный классный час помогает учащимся раскрыть понятие "толерантность"....