Произведения устного народного творчества малых народов Севера
классный час (5 класс)

Федорова Марина Валерьевна

классный час "Произведения устного творчества малых народов Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Произведения устного народного творчества малых народов Севера

Цели урока: расширить знания учащихся об устном народном творчестве народов ханты и манси; формировать у учащихся значимость таких понятий, как добро, семья, труд, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Задачи урока: вспомнить жанры фольклора; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость материала, воспитывать эмоционально-положительное отношение к малой Родине; чувство гордости за край и город, в котором ты живешь.

Вступительное слово учителя:

Сибирский край –Югра

Таежный край земли.

Люблю твои просторы я,

Леса болота. мхи.

Нет в мире краше

Родины,

Чем милая Югра.

Пою я гимн Югры,

цвети моя земля!

Учитель -  Ханты и манси создали уникальную культуру, в том числе богатое устное народное творчество - фольклор. Среди них имеется:

 а) Мифические сказания - о возникновении на земле людей, животных, растительного мира;

 б) Героические сказания;

 в) Песни, посвященные духам предков;

 г) Сказки;

 д) Загадки о животных, растениях и о человеке ;

 е) Пословицы и поговорки.

         Каждый жанр устного народного творчества исполняется при определенных условиях, продиктованных обычаями народа. Материалом для этих произведений служила окружающая природа и многообразная жизнь человека: его борьба за счастье, верования, обычаи. В этих народных верованиях немало суеверного и темного. Чрезвычайно интересно в традиционной культуре народов Севера взаимодействие людей с растительным и животным миром. Югорские леса и лесные чудеса в устном народном творчестве малых народов Севера.

        В произведениях устного народного творчества ханты решающее место занимает взаимоотношение человека и природы, прежде всего в лесу. Стоит только посмотреть на одежду, обувь, пищу и жилище, чтобы убедиться: ханты и лес неразделимы, чтобы почувствовать значение леса, который обеспечил жизнь ему, семье, детям, всему народу. Ханты и манси видят нравственный смысл во всех явлениях природы и общественной жизни. Поклонение природе - характерная черта их культуры, которая всегда для них индивидуальна и очень конкретна.

В устном народном творчестве ханты наблюдается взаимодействие пяти сфер:

-человек,

-мир духов,

-стихии природы,

-животный мир,

-растительный мир.

Главным связующим звеном всех пяти сфер           является человек.

(предлагается посмотреть мультфильм «Как у оленя рога появились» и обсудить его https://www.youtube.com/watch?v=Ci5X-_Jv8Ak)

Учитель  - Не только сказками богат фольклор ханты и манси. Поговорки, пословицы, песни, загадки тоже являются замечательными памятниками народной поэзии. Примечательно, что северный народ не только позаботился об определении функции этих жанров устного народного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания. Загадками и песнями, например, дети пользуются в своей среде, хотя новые загадки им сообщаются взрослыми. Пословицы наиболее распространены среди пожилых людей : песни — среди молодежи, старики почти не поют.

Задание №1

Загадки :

Хозяин леса, хозяин бога. (Медведь)

На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка)

В дремучем лесу кончик стрелы мелькает. (Клюв дикаря)

Тянется олений обоз, звериный обоз. (Ледоход)

Откроют дверь – выходит женщина в новой шубе, а рядом с ней заходит женщина в изношенной шубе. (Тепло и холод)

В двери не входит, в окна не входит, а в щель легко проскользнет. (Иголка)

Двое бегут, соревнуясь, но никто из них не победит. (Лыжи)

В чаще леса, посреди болота, сидит женщина в алом платке. (Морошка)

Живёт золотая божественная девушка, сын бога играет на музыкальном инструменте, а такой-сякой танцует. (Солнце, ветер, снег)

Живёт волшебник, пока лежит, когда умрёт, тогда побежит. (Снег)

Некем не виденное божественное чудище дразнится. (Эхо)

Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча)

Сам состоит из воды, но на воде плавает. (Лёд)        

Из народных песен :

1. Плачут березки и осинки : "Осень листья рвет с ветвей "

У сосенки ни слезинки ~ платье зелено на ней !

Хоть зима, хоть весна - вся зеленая сосна !

2.  Ветер пышет, ветер пышет, рябинку колышет.

3. Береза — лебедь белая,

Рядом с тобою стою.

Тебе, моя  несмелая,

Я песенки пою.

        Пословицы и поговорки

1. "Жизнь на земле - не сладкая морошка".

2. "Лес и вода - брат и сестра".

Задание №2

Ребята, вам необходимо решить кроссворд.

Задания к кроссворду по теме ХМАО:

По горизонтали:

2. Один из окружных городов ХМАО? (Покачи)

1. Одна из промысловых рыб. (лещ)

4. Ягода, растущая на болотах ХМАО. (клюква)

3. Территорию ХМАО с запада защищает Уральский ...? (хребет)

По вертикали:

1. Что в ХМАО является умеренным, континентальным и характеризуется быстрой сменой погодных условий. (климат)

2. Основная река ХМАО. (Обь)

3. Столица ХМАО. (Ханты-Мансийск)

5. Царь пушных зверей. (соболь)

4. Продолжи: ХМАО-.... (югра)

Учитель:

- Велика роль народов Севера в развитии духовной культуры. В ней природа является главным фактором, первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями, благодаря этому она способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил не только детей Севера. Под влиянием леса складываются лучшие черты людей : простота и доброжелательность, поэтичность и сердечность, мягкость и отзывчивость, человеколюбие и в то же время воля, отвага, мужество. На лоне природы северный ребенок пробуждается подолгу и нераздельно отдается наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. Все явления природы северным человеком воспринимается цельными. Здесь воспитывается сосредоточенность и глубина мысли.

Рефлексия: - Было ли на уроке интересно?

- Что узнали нового? О чем еще хотели бы узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям устного народного творчества

Перед вами урок-викторина в 5 классе по произведениям устного народного творчества...

Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...

Устное народное творчество. Малые жанры литературы.

Презентация к уроку литературы в 5-ом классе....

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Данная презентация поможет в изучении материала по теме: "Устное народное творчество"...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...