«Профилактика суицидального поведения подростков. Как не потерять контакт?»
методическая разработка (7 класс)

Рудакова Наталья Юрьевна

Методическая разработка родительского собрания в 7 классе с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

родительского собрания в 7 классе с элементами тренинга

«Профилактика суицидального поведения подростков.

Как не потерять контакт?»

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

-  воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

Целевая аудитория – родители обучающихся 7, 8 класса.

Продолжительность собрания – 1 час 10 мин.

Ход родительского собрания

письмо отца

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=X83IDXZp6D8&feature=emb_title  подари мне минуту

Ведущий (психолог, классный руководитель): Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание будет посвящено безопасности жизни детей, нам предстоит обсудить проблему суицидов в подростковый период. На мой взгляд, эта тема очень актуальна в данный момент в связи с недавними событиями, произошедшими в нашем городе, а также в связи с тем, что ваши дети достигли подросткового возраста, для которого свойственны различные типы суицидального поведения.

Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Практика показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.

Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.

Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей. Порой мы не обращаем внимания на какие-то изменения в поведении ребенка, списывая все на переходный возраст, но за эту невнимательность приходится платить слишком высокую цену. Сейчас я предлагаю посмотреть короткометражный фильм «Письмо отца».

Видео можно скачать по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=Wq-USYjI1Es&feature=emb_title 

Вопросы для обсуждения:

В чем причина суицида подростка?

Чем могли помочь ему родители?

Бывают ли ситуации непонимания в ваших отношениях с ребенком?

От чего возникает непонимание между родителями и детьми?

- выслушать варианты ответов родителей

Итак, один из возможных вариантов – недостаточная информированность о ребенке и его окружении. Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас проверим. Предлагаю выполнить упражнение «Я знаю 5 имен».

Вы должны записать:

а) 5 имен друзей сына (дочери);

б) 5 любимых занятий сына (дочери);

в) 5 нелюбимых занятий сына (дочери);

г) 5 поездок, вызвавших наибольший интерес у вашего ребенка.

Обсуждение результатов:

- все смогли ответить на вопросы?

- как знание своего ребенка и его окружения может способствовать профилактике суицидального поведения?

Итак, в чем же основные причины подросткового суицида? Это может быть подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.

Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.

Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными.

С развитием информационных технологий появились и другие причины самоубийств у подростков – это так называемые «группы смерти», которые работают через социальные сети. А знаете ли вы, что делает ваш ребенок на своей страничке Вконтакте? С кем он общается? Скорее всего, он не допускает вас в свой виртуальный мир, объясняя это тем, что у него должно быть личное пространство. Но разве вы не контролируете, с кем он выходит гулять вечером или в выходной день? Контролируете! А общение «на улице» и общение «в сети» разве сильно отличаются друг от друга? Нет. При чем, в сети наши дети порой позволяют себе такое поведение, которое они никогда не продемонстрируют в школе или дома, потому что в Интернете они скрываются за Никами и фейковыми страницами. Именно поэтому, я считаю, контроль за виртуальной жизнью подростка должен быть особенно пристальный. Сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм с участием кризисного психолога из Москвы Михаила Хасминского, который активно занимается профилактикой суицидального поведения не только подростков, но и взрослых.

Видео можно скачать по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=qIllsaPx07M&feature=emb_title 

Вопросы для обсуждения:

Что нового вы узнали из видеоролика?

Какие методы предотвращения суицида вам показались наиболее эффективными?

Мы обсудили с вами несколько методов профилактики, но одним из основных, на мой взгляд, является любовь и внимание к своему ребенку. А как часть вы говорите друг другу ласковые слова? Умеете ли не только контролировать, ругать и наказывать, но и хвалить своих детей? Для того, чтобы проверить это предлагаю выполнить два упражнения «Клубочек» и «Похвастайся соседом».

Упражнение «Клубочек»

Цель: Направлено на рефлексию родительских чувств по отношению к ребенку.

Порядок выполнения: Участникам предлагается произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу. Упражнение повторяется 2-3 раза. Актуализация чувств.

Упражнение «Похвастайся соседом» 

Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию к другому человеку.

Порядок выполнения: Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравиться?». Далее ведущий может дать образец подобного «хвастовства».

Давайте теперь рассмотрим особенности подросткового суицида:

- суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

- или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

- суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;

- средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);

- у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.

Хочу обратить ваше внимание на следующий момент: если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде - есть слишком мало или слишком много;

– во сне - спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде - стать неряшливым;

– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти:  «Я собираюсь покончить с собой»;  «Я не могу так дальше жить».

2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

        Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Сейчас вы получите Памятку для родителей (приложение 1) с конкретными рекомендациями по профилактике суицидального поведения подростков, содержание Памятки можно изучить дома.

Продолжу наш разговор словами Василия Александровича Сухомлинского: «Люди - это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, предавая контакту все новые формы и оттенки». А какими же должны быть идеальные родители и дети? Давайте выполним еще два упражнения.

 

Упражнение «Родители, какие они?»

Цель: Направлено на рефлексию личностных качеств родителя. 

Порядок выполнения: Каждый берет лист бумаги и в течение 2-х минут пишет определение к фразе: «Родители, какие они...» По окончании работы тексты зачитываются и участники составляют портрет родителя (часто идеализированный и многогранный) Обмен мнениями.

Упражнение «Ребенок, какой он?»

Цель: Направлено на рефлексию восприятия личностных особенностей

ребенка. 

Порядок выполнения: Выполняется аналогично предыдущему (обычно для родителя его ребенок уникален и неповторим). Обмен мнениями.

 

Итак, давайте подведем итог нашей встрече.

Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».

Необходимые материалы: ручки, бумага.

Ведущий: Закончите предложения:

 «Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,

«Сейчас я чувствую……»,

«Я уверен (на), что ….»,

«Я понимаю, что…»

«Теперь я знаю…»

«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»

«Думаю, что…».

В завершение нашей беседы предлагаю посмотреть еще один короткий видеоролик «Подарите мне минуту»

Видео можно скачать по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=X83IDXZp6D8&feature=emb_title

Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние  на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!


Литература

  1. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. «Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте». – М., 1980г.
  2. Вроно Е.М. «За гранью отчаяния». «Школьный психолог» № 17, 2000г. Издательский дом «Первое сентября».
  3. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 22 (ноябрь, 2009г, стр. 37), «Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков».
  4. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 24 (декабрь, 2009г, стр. 38), «Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков».
  5. Павлова И.М. «Психопрофилактика и психокоррекция суицидального поведения учащихся юношеского возраста: методическое пособие». – М., 2005г.
  6. Чепмэн Гэри «Пять путей к сердцу подростка». СПб., 2002.
  7. Чепмэн Гэри «Пять языков любви». М., 2003.


Приложение № 1

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по профилактике суицидального поведения подростков

  1. Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.
  2. Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.
  3. Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним, а не своё собственное будущее.
  4. Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.
  5. Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».
  6. Прививайте навыки общения ребёнку.
  7. Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
  8. Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном. Для ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.
  9. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся

сохранения физического и психического здоровья ребёнка.

  1. Не запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
  2. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
  3.  Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.
  4.  Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
  5.  Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.
  6.  Превентивная мера суицида – любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят.

Это даёт желание жить.

  1.  Помните, что каждый ребёнок - особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Методические рекомендации кураторам по профилактике суицидального поведения подростков

Данная работа является буклетом и  содержит информацию о стадиях суицидального поведения, признаках и причинах....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...