"И дети тоже победили в той войне..." Внеклассное мероприятие для средних классов
методическая разработка (8 класс)

Захарова Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx41.83 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа для 8 класса «И дети тоже

победили  в той войне! »


Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;  сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
  • Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  • Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен.

Возрастная категория: 8 класс.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему классного часа (Слайд1)

Учитель

Двадцать второго июня, 
Ровно в четыре часа 
Киев бомбили, нам объявили, 
Что началась война. 

Война началась на рассвете, 
Чтоб больше народу убить. 
Спали родители, спали их дети, 
Когда стали Киев бомбить.

Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года - Объявление о начале войны. Слайд 2(видео)

II.Вводная часть

Учитель Слайд 3
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек

Слайд 4 (видео)

Ученик

Я недавно смотрел старый фильм о войне 
И не знаю, кого мне спросить. 
Почему нашим людям в нашей стране 
Столько горя пришлось пережить. 
Почему сыновья не вернулись домой, 
Столько жен потеряли мужей? 
Отчего девицы ранней весной 
Шли гулять без любимых парней? 

Ученик
Дети детство узнали в руинах домов, 
Эту память вовек не убить, 
Лебеда – их еда, и землянка – их кров. 
А мечта – до Победы дожить. 
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, 
Чтобы не было войн и смертей, 
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить 
Вечно юных своих сыновей. 

Учитель

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война, 
А за ней 
Тысяча тысяч ненайденных звезд, 
Несбывшихся жизней. 
Война – 
Это жизни безумный оборот, 
Время, текущее назад, а не вперед. 
Война – это разлука, 
Война – это злейший враг человека. 

III. Основная часть

Ученик

Какими они были, солдаты 1941 года? 
Грянул 41 год, ударил огнем, 
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем, 
А им бы еще петь, любить и быть любимыми. 
Но судьба распорядилась иначе. 

Ученик

Мальчики, еще не герои… 
Еще вас не знает страна. 
Но близится двадцать второе… 
Стоит на пороге война. 
Какими вы юными были, 
Красивыми были – когда 
Часы еще те не пробили, 
Но рядом стояла беда! ... 

Ученик
Последнее мирное лето. 
На улицах песня гремит. 
И как все нарядно одеты: 
От белого солнца слепит! 
Еще ваши голуби реют, 
Садятся на старый сарай, 
И мама на кухне вам греет 
На примусе утренний чай. 

Ученик

Вы эту минуту продлите – 
Как будто беда далека. 
Спешите, пока не убиты 
Допеть, до любить, дописать, 
Из бронзы потом, из гранита – 
Ни слова уже не сказать. 

Ученик Слайд 5

Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 

Ученик

Его я узнал не из книжки – 
Жестокое слово – война! 
Прожекторов яростной вспышкой 
К нам в детство ворвалась она. 
Смертельными тоннами стали, 
Сиреной тревоги ночной. 
В те дни мы войну не играли – 
Мы просто дышали войной. 

Ученик

А мы не стали памяти перечить. 
И, вспомнив, дни далекие, когда 
Упала нам на слабенькие плечи 
Огромная не детская беда. 
Была беда и жесткой и метельной, 
Была судьба у всех людей одна, 
У нас и детства не было отдельно, 
А были вместе детство и война. 

Ученик

И нас большая Родина хранила, 
И нам Отчизна матерью была. 
Она детей от смерти заслонила, 
Своих детей от смерти сберегла. 
Года пройдут, но эти дни и ночи 
Придут не раз во сне тебе и мне. 
И пусть мы были маленькими очень, 
Мы тоже победили в той войне. 

Ученик

Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, 
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у 
которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. 

Ученик

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это 
ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.

Ученик
Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, 
Последние из могикан, 
Нам до сих пор тревога снится, 
И до сих пор отбой не дан. 
Из теплой, полной снов постели, 
Из комнат, где цвели цветы, 
В бомбоубежища и щели 
Мы ночью с бабушками шли. 

Слайд 6 (видео)

Ученик

1)Виталий Хрусталев(17 июня 1942):

«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя,  Костя,  Валя,  Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня , тетя Поля и дядя Вася , Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.

Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир.  Мама, если меня не будет, то живите без меня …»

Ученик

2)Буримович Алексей ( 8 августа 1942):

« Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович ! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время.  От вас не получил ни одного письма.

В Сталинграде у отца я был уже 3 раза.  Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем . Вот разобьем немцев , приеду , и  обо всем расскажу  , как дрались и т.д.

Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем»

Пишите. Целую, ваш Алеша.

Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».

Ученик

3) Катя Сусанина (12 марта 1943):

« Дорогой, добрый,  папенька! Когда ты, папенька , будешь читать это письмо , меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».

Слайд 7
Ученик

Мы слез тогда уж не лили, 
Мы знали вкус полынь-травы. 
И с вами всю беду делили, 
Как с нами хлеб делили вы. 
Но что же, мы зато узнали, 
Что значит выжить в трудный год, 
Что значит – Родина за нами 
И что такое наш народ. 

Ученик

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то 
подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных 
городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском 
лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 

Ученик

Четыре года было мне 
В тот страшный день и час, 
Когда в июньской тишине 
Он шел убить всех нас. 
Он шел, сжигая города, 
Осатаневший зверь. 
И трудно виделось тогда 
Далекое теперь. 
Года немыслимых атак 
Еще пройти суметь! 
Так далеко стоял рейхстаг… 
И очень близко смерть… 

Слайд 8 (видео)

Ученик: Страшным было это военное детство. Особенно тяжелая доля выпала ленинградским детям. В сентябре 1941г. фашисты окружат город и захотят его полностью уничтожить. Почти 900 дней будет длится блокада, но город выстоит. В окруженном городе останется 3 млн. людей, из них 450 тыс. детей.


Ученик

Горнили к бою трубы полковые. 
Военный гром катился над страной. 
Вставали в строй мальчишки боевые 
На левый фланг, в солдатский строй. 
Великоваты были им шинели, 
Во всем полку сапог не подобрать, 
Но все равно в бою они умели 
Не отступать и побеждать. 
Жила в сердцах их взрослая отвага, 
В 12 лет по-взрослому сильны, 
Они дошли с победой до рейхстага – 
Сыны полков своей страны. 

Ученик

Память, стой, замри – это надо! 
То из жизни моей, не из книжки! 
Из блокадного Ленинграда 
Привезли седого мальчишку… 
Я смотрела на чуб с перламутром 
И в глаза его очень взрослые! 
Среди нас он был самым мудрым, 
Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 

Учитель

Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. 

Ученик
Я к ним подойду. Одеялом укрою, 
О чем-то скажу, но они не услышат. 
Спрошу, не ответят… 
А в комнате трое, 
Нас в комнате трое, но двое не дышат. 
Я знаю не встанут. Я все понимаю… 
Зачем же я хлеб на три части ломаю? 

Учитель

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 

Ученик

Девчонка руку протянула 
И головой упала на край стола. 
Сначала думали: уснула, 
А оказалось, умерла. 
Никто не обронил ни слова, 
Лишь хрипло сквозь метельный стон 
Учитель выдавил, 
Что снова занятья после похорон. 

Ученик
Под шелестом опущенных знамен 
Лежат бок о бок дети и солдаты. 
На пискаревских плитах нет имен, 
На пискаревских плитах только даты. 
Год сорок первый… 
Год сорок второй… 
Полгорода лежит в земле сырой. 

Ученик: И всё же ребёнок всегда остаётся ребёнком. Даже в блокадном Ленинграде дети продолжают жить своей детской жизнью. Дети военных лет не играли в войну… Дети военных лет мечтали о мире, шили куклы, давали им имена, согревали их своим детским горячим сердцем, потому что они нередко заменяли им родных и близких.

 Слайд 9

Ученик:

Замираю у этой витрины.

Лед блокадный растаял в ней

Мы воистину непобедимы

Вот – игрушки блокадных дней

Самолетики из картонки

И тряпичный большой медведь

На фанерке смешной котенок

И рисунок: «Фашистам – смерть!»

Слайд 10

Ученик: На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт - Петербург) стоит памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано «Пусть всегда будет солнце».

Слайд 11

Ученик: На войне дети взрослеют рано. Во время великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Это считалось святой обязанностью каждого. Поэтому никого не удивляло, что дети воевали наравне с взрослыми

Слайд 12(видео)

Ученик: Они выполняли военные задачи, ходили в разведку, были связистами, сапёрами, летали на самолётах, собирали оружие и боеприпасы под носом у фашистов и передавали в партизанские отряды.

Ученик: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Герой Советского Союза.

Ученик:

Если верить буквам этим,

Если верить цифрам этим,

То погиб он в сорок третьем,

То погиб он в сорок третьем.

Как не верить цифрам этим?

Как не верить буквам этим?

Был он схвачен на рассвете

в сорок третьем,

в сорок третьем.

Был он схвачен и опознан.

Отпираться-

Слишком поздно.

Офицер спросил с улыбкой:

- Ты есть русский партизан?

- Есть! – в ответ сказал мальчишка.-

Партизан! - сказал мальчишка,

Гневно выстрелив глазами

По смеющимся глазами.

Вмиг растаяла улыбка

-Ты не сделаешь ошибку.

Ты хороший русский мальчик

И, конечно, хочешь жить.

Ты расскажешь нам немного,

В лес покажешь нам дорогу,

И за это – ты свободен:

Можешь к мамке уходить! ...

-Нет! В ответ  сказал мальчишка. -

Ни за что, – сказал мальчишка

И в лицо им рассмеялся:

- Ни за что и никогда! ...

Целый день его пытали,

А под вечер расстреляли…

Расстреляли партизана

Возле старого пруда.

Но живет,

Живет мальчишка

Став легендой,

Песней, книжкой,

Улицей в нашем поселке,

Нашей школой.

И сейчас: -

Я не верю буквам этим,

Я не верю цифрам этим,

Не погиб он

В сорок третьем -

Жив мальчишка

Среди нас.

Слайд 13

         Ученик: 

Увы, мы не можем умолчать о самых трагических страницах истории Великой Отечественной войны – об малолетних узниках фашистских лагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

Слайд 14 (музыка)

Ученик:

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
и стать затем ко рву спиной
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?» - 
Не осуждая, не грозя
Смотрели, прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже снять мне, дядя?»
В смятении на миг эсэсовец обмяк.
Рука сама собой с волненьем
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,

И кажется он в землю врос:

Глаза, как у моей Неминьи,-

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Её убить, её не сможет…
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка 
Твоя вот так же здесь легла?
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не только немец!
Или ты зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
Не поднимая глаз волчьих глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду чудилось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»

Ученик: За колючей проволокой нет слова жить – только выжить. 18 млн. человек из европейских стран, включая СССР, прошли через фашистские застенки, 11 млн. погибли. Многие из них советские дети.

Слайд 15 (музыка)

Ученик:

Люди мира на минуту встаньте

Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон…

Ученик:

Вспомним всех поименно

Горем вспомним своим

Это нужно не мертвым

Это нужно живым.

Предлагаем почтить память жертв Великой Отечественной войны минутой молчания.

Слайд 16 (видео)

 Ученик: Воистину советский народ – великий народ – такой народ нельзя было победить. Несмотря на муки и страдания, которые ему пришлось перенести, он сумел сохранить душу. Посмотрите сюжет на эту тему из воспоминаний тех, кто были детьми в ту пору.

Видео

Ученик

Пусть дети повсюду встречают рассвет 
Улыбкою ясной, спокойной. 
Давайте же скажем все вместе – нет! 
Нет, нет, нет! 
Нет – грабительским войнам. 

Ученик

Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, чтобы наши дети 
Об этом помнили, как мы! 
Я не напрасно беспокоюсь, – 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память – наша совесть. 
Она, как сила, нам нужна… 

Ученик
– Я нарисую яркое солнце! 
– Я нарисую синее небо! 
– Я нарисую свет в оконце! 
– Я нарисую колосья хлеба! 
– Мы нарисуем осенние листья, 
Школу, ручей, друзей беспокойных. 
И зачеркнем нашей общей кистью 
Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 


IV. Заключительная часть

Сегодня мы говорили о детях - героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну:  они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земля без войны" внеклассное мероприятие к Дню Победы

Сценарий внеклассного мероприятия  к Дню Победы для учащихся 9-11 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для средних классов "Мы такие разные"

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов....

«Поэты Кубани о Великой Отечественной войне» (Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов)

Цели урока:·         Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников,·         Ра...

Белгород в годы войны (внеклассное мероприятие ко Дню Победы)

Победа народа - победа каждого. Все, вместе и каждый в отдельности, жители нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом. Мы свято чтим их подвиг и он навсегда останется в наших сердцах! В предла...

Познавательная викторина «Великая Отечественная война» Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов

Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме ми...

Сценарий внеклассного мероприятии для 5 классов ко Дню Победы «Дети войны».

Цель: Формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.Задачи:- познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;- расширить...

Внеклассное мероприятие "И дети тоже победили в той войне!"

методическая разработка+ презентация https://disk.yandex.ru/i/IX7Q9E0Pe5_-rA...