Проект "Трудный подросток"
проект (8 класс)

Чистякова Наталья Анатольевна

Проект "Трудный подросток" разработан для организации работы с детьми, склонными к девиантному поведению. Целью проекта является создание условий для успешной адаптации трудных подростков в социуме, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trudnyy_podrostok.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Трудный подросток»

Срок реализации: 1 год (2019-2020 годы)

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Пояснительная записка

                Трудный подросток – это ребёнок, поведение которого не соответствует общепринятым социальным нормам: он проявляет непослушание родителям и педагогам, не соблюдает правила поведения, допускает пропуск занятий в школе без уважительной причины, курит, употребляет алкогольные напитки или наркотики, совершает противоправные действия. Чаще всего такое поведение подростка приводит к постановке его на внутришкольный учёт или на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, общепринятые формы и методы педагогического воздействия на такого подростка малоэффективны. Вследствие этого актуальной становится проблема поиска новых методов работы с трудными подростками. Актуальность проблемы определяет актуальность проекта «Трудный подросток»:

  • Ежегодно увеличивается количество детей, состоящих на различных видах учёта.
  • Обучающиеся нарушают правила поведения в школе и в общественных местах.
  • Увеличивается количество случаев появления подростков в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  • Возрастает количество правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых против личности в особо жестокой форме.

        Прежде чем определить методы, необходимо выявить причины осложнения отношений с ребёнком в подростковом возрасте. Таких причин достаточно много, однако их можно свести к внешним (дефекты семейного воспитания, слабое воспитательное воздействие на ребёнка в школе) и внутренним (индивидуальные особенности ребёнка).

Цель проекта: создание условий для успешной адаптации трудных подростков в социуме, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи по достижению цели:

- проведение диагностики подростков, склонных к девиантному поведению, с целью выявления асоциальных отклонений в их поведении;

- формирование у подростков умения различать хорошие и плохие поступки;

- систематизация знаний об основных видах правонарушений;

- разъяснение последствий необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению правонарушений;

- укрепление отрицательного отношения к противоправному поведению;

- пропаганда здорового образа жизни.

Направления проекта:

- профилактическое;

- познавательное;

- мотивационно-ценностное;

- социально-практическое.

         Профилактическая направленность включает профилактику педагогической запущенности, правонарушений, зависимых состояний (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании).

Познавательная направленность предполагает вооружение обучающихся знаниями в области правопорядка.

Мотивационно-ценностная направленность означает определение личностных ориентиров, предполагает признание общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных, способствует формированию гуманности, уважения прав и свобод личности, человеческого достоинства.

Социально-практическая направленность предполагает формирование умений и навыков, позволяющих реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, устанавливать конструктивные отношения с людьми, проявлять готовность к разумному компромиссу, способность брать на себя ответственность за свои поступки; помощь трудным подросткам в определении жизненной стратегии.

Этапы реализации проекта

         Предварительный этап (сентябрь 2019 года)

Содержание:

         - сбор информации о трудных подростках (условия проживания, семья, социальное положение, интересы)

                  - получение согласия родителей трудных подростков на работу с их детьми;

        - формирование мотивации на совместную деятельность;

        - аналитическая работа, направленная на осмысление результатов деятельности на предварительном этапе проекта.

        Планируемые результаты:

        - составление списка подростков – будущих участников проекта;        

- получение представления о проблемах и затруднениях подростков;

        - выявление основных причин педагогической запущенности указанных подростков;

        - определение степени готовности подростков к участию в проекте.

Практический этап (октябрь 2019-апрель 2020)

        Содержание:

        - психолого-педагогическая диагностика        , направленная на выявление склонности подростков к противоправному поведению и зависимому состоянию;

         - активное подключение трудных подростков к участию в олимпиадах и конкурсах;

        -участие трудных подростков в организации коллективных творческих дел (организация праздника  «День Благодарения», «День матери», «Международный женский день 8 марта»,  участие в гимназическом конкурсе «Праздник в каждом уголке»,

         -привлечение подростков к  подготовке сообщений для классных часов «Вред физическому и психическому здоровью от курения »,  «Мы против наркотиков и СПИДа», «Химический состав алкоголя»        

        - приобщение трудных подростков к занятиям спортом (волейбольная секция), участие в спортивных соревнованиях;

        - индивидуальные беседы, анализ успеваемости;

        - беседы с социальным педагогом, с представителем инспекции по делам несовершеннолетних;

          -беседы с родителями, распространение памятки для родителей «Проблемы взросления».

         

Ожидаемые результаты:

        - получение данных о психологических особенностях трудных подростков, участников проекта (уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень школьной и социальной адаптации, наличие зависимости);

        - определение степени сформированности положительных правовых ориентиров;

         -формирование социальных компетенций (навыки продуктивного общения со сверстниками и взрослыми, успешного выполнения социальной роли учащегося)

        - повышение у трудных подростков степени готовности производить положительные изменения в своей жизни;

        - уменьшение количества случаев противоправного поведения;

        - повышение уровня заинтересованности родителей в поиске эффективных способов общения с трудными подростками.

Аналитический этап (май 2020 года)

        Содержание:

        - проведение повторной диагностики по тем же методикам с целью определения степени эффективности работы по реализации проекта;

        - систематизация материалов диагностики и составление рекомендаций для педагогов и родителей;

        - подведение итогов проведённой работы;

        - сотрудничество с психологом и социальным педагогом гимназии  по вопросам организации дальнейшей работы с подростками с учётом полученных в процессе реализации проекта результатов;

        

Ожидаемые результаты:

         - оценка уровня эффективности работы по реализации проекта: высокий, средний или слабый;

        Характеристика уровней:

                - высокий: подростки взаимодействуют друг с другом и взрослыми, адекватно оценивают своё поведение, показывают навыки позитивного общения, выражают отрицательное отношение к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, не допускают правонарушений;                

                 - средний: подростки положительно воспринимают воздействие взрослых, идут на контакт, высказывают своё мнение, пытаются не вступать в конфликт при общении со сверстниками и взрослыми, выражают отрицательное отношение к вредным привычкам и пытаются отказаться от них; на практике реже допускают случаи правонарушений;

                - слабый: подростки не идут на сотрудничество с педагогом, выражают неудовольствие или равнодушие при попытке взрослого наладить контакт, проявляют демонстративное поведение, не готовы отказаться от вредных привычек, продолжают совершать противоправные действия.

         - в случае слабого уровня эффективности работы по реализации проекта проектируются индивидуальные программы, направленные на поиск решения проблем.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые  помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Младший подросток и его особенности.

Подростковый возраст и его особенности....

Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.

Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...

Подросток в школе

Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...

Подросток в социальной среде

К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...