Деятельность классного руководителя в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
опыты и эксперименты

Валентина Игоревна Сабутина

В данном материале представлен опыт работы как классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.66 КБ
Файл vystuplenie_sabutina_v.i.pptx868.32 КБ

Предварительный просмотр:

        

Деятельность классного руководителя в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений

и другие.

А значит, возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания. И ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.

Классный руководитель – именно это назначение педагога приобретает новое звучание. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания школьников. Разница в том, что сейчас делаются акценты не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен.

Основными функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО, руководство и контроль за развитием этого процесса;содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

Как классный руководитель коллектива, третий год обучающегося и развивающегося в соответствии с ФГОС ООО, в основе моей работы лежат следующие принципы:

- ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);

- системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)

- самостоятельность (не просто дать готовые знания обучающимся,  а  организовать  их деятельность  по самостоятельному поиску информации и творческого его предъявления).

Воспитательную работу планирую, руководствуясь следующими ожидаемыми результатами:

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

- активное отношение (активность)  к деятельности,

- уважительное отношение к  другому человеку,

- позитивный опыт участия в школьном самоуправлении,

- школьная мотивация,

- ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему,

- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,

- умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора,

- опыт здорового и безопасного образа жизни.

- умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.

Приоритетным смысловым стержнем программы  воспитания «Мы - будущее» является   духовно-нравственное  воспитание ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Главная цель моей воспитательной программы – воспитание  духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией

 Программа воспитательной работы основана на 5 основных «ветвях», влияющих на развитие личности ребенка:

  • Россия – моя страна
  • Культура других стран и народов (толерантность)
  • Образование (основное, дополнительное, самообразование)
  • Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление)
  • Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)

При этом каждая «ветвь» реализуется в одном или нескольких направлениях.

Представлю вам некоторые из них.

«Моя Родина». (Россия – моя страна, культура других стран и народов)

Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению народной культуры, национальных традиций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Будучи преподавателем литературы, считаю это направление одним из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого, на традициях предков  является довольно эффективным. Поэтому одним из важнейших направлений считаю изучение традиций наших народов (русских и коми), историю России, так как, только зная прошлое, можно создавать будущее.

В течение учебного года при подготовке к празднованию 73-летия Великой Победы был реализован проект «Города-герои», для которого ребята не только собирали материал о выбранных ими городам, но и искали факты участия членов своей семьи в героической истории нашей страны. Так, интересную историю рассказала девочка о своей бабушке, жительнице блокадного Ленинграда. Удивительными историями о жизни своих родных в годы Великой Отечественной войны на классном часу делятся и родители.

 «Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга)

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию деятельности по формированию у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья. Это воспитание способности осознанно вести здоровый образ жизни, организация туристической (через экскурсии и походы), спортивной работы с ребятами и родителями.  

«Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения)

Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса.  Ребята путем «мозгового штурма» разрабатывают  план мероприятий, определяют состав рабочих групп по подготовке данным мероприятиям. Затем группа  вместе с кл. руководителем прорабатывает этапы своей задумки и представляет результаты. Акцент всегда делаю на принятии самостоятельных решений, самоорганизации в любой деятельности. Самостоятельность и любимое дело часто помогают найти выход из непростых ситуаций, когда ребенка не всегда принимают таким, какой он есть. В таких детях ищу умение делать что-то с интересом и профессионально. Так, если ребенок умеет работать с компьютерной программой, где, кроме него, никто не работает, он получает задание: представить жизнь класса в данной программе.

 «Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)

Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Так, в рамках этого направлении осуществляется проект «Доброе сердце», конечной целью которого является вовлечение детей в добровольческую деятельность, а значит, духовно-нравственное воспитание обучающихся. Ребята принимают участие в делах волонтерского отряда, готовят концертные программы для воспитанников приюта, для пожилых людей Дома престарелых. На классных часах мы беседуем о милосердии, сострадании, о людях с ограниченными возможностями здоровья, о способах общения между людьми. Большую  пользу приносят классные часы с просмотром различных видеофрагментов, кинофильмов. На одном из классных часов мы смотрели фильм Р.Быкова «Чучело» (а на лето была дана книга). После просмотра говорить не могли, настолько были потрясены, поэтому разговор состоялся на следующем классном часу. Пользуясь возможностями своего предмета, провожу читательские конференции, беседы. Так, в целях воспитания милосердия, толерантного отношения использовала произведения В.Осеевой «Бабка», А.Платонова «Юшка», главные герои которых – это вечные образы добра и любви.  Мы обсуждаем, какого человека можно назвать по-настоящему  красивым? (И приходим к выводу - доброго, отзывчивого, трудолюбивого, умеющего сострадать).

 А самое главное, стремлюсь к тому, чтобы ребята научились сопереживать, понимать и чувствовать друг друга, оказывать  поддержку, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Такая  деятельность позволяет  классному руководителю помочь ребятам не только адаптироваться в разных ситуациях, но и создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого обучающегося.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность классного руководителя в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Слайд 2

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р Воспитание детей – стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Приоритетная задача РФ в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности .

Слайд 3

Цель Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года Определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно- государственной системы воспитания детей в РФ , учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Слайд 4

Основные направления Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года 1. Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания Развитие воспитания в системе образования Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов Поддержка общественных объединений в сфере воспитания

Слайд 5

Основные направления Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года 2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций Гражданское воспитание Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей Приобщение детей к культурному наследию Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Экологическое воспитание

Слайд 6

Механизмы реализации Стратегии Правовые Организационно-управленческие Кадровые Научно-методические Финансово-экономические Информационные

Слайд 7

Ожидаемые результаты Реализация Стратегии обеспечит: снижение уровня негативных социальных явлений; развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений; повышение качества научных исследований в области воспитания детей; повышение уровня информационной безопасности детей; снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

Слайд 8

Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель . От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Слайд 9

Цель деятельности классного руководителя создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе

Слайд 10

Принципы работы: ориентация на результат (не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития); системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений); Самостоятельность (не просто дать готовые знания обучающимся, а организовать их деятельность по самостоятельному поиску информации и творческого его предъявления).

Слайд 11

Ожидаемые результаты: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, активное отношение (активность) к деятельности, уважительное отношение к другому человеку, позитивный опыт участия в школьном самоуправлении, - школьная мотивация, ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, - умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора, - опыт здорового и безопасного образа жизни.

Слайд 12

Программа воспитания «Мы – будущее» 2014-2019 (5 - 9 класс)

Слайд 13

5 основных «ветвей », влияющих на развитие личности ребенка : Россия – моя страна Культура других стран и народов (толерантность) Образование (основное, дополнительное, самообразование) Культура общения (психологический климат, бесконфликтность, толерантность, самоуправление) Культура досуга (нравственность, ЗОЖ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития воспитания на период до 2025 года....

Презентация "Основные аспекты Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года"

Концепция развития психологической службы в системе образования определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической...

Основные направления деятельности классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ

Данная статья описывает те направления, по которым должна выстраиваться деятельность классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, где кл...

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

ull;Направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция....