Классный час на тему "История школьного образования села Травники Челябинской области Чебаркульского района
классный час (10, 11 класс)

Ткаченко Людмила Брониславовна

Классный час об истории школьного образования в нашем селе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Травниковская   средняя общеобразовательная школа»

                        Классный руководитель Ткаченко Людмила Брониславовна.

Классный час в 11 классе

История школьного образования в селе Травники

Материал собран учителями нашей школы Поповцевой Г.А. и Тутуковой Е.Л.

Летопись дореволюционного периода школьного образования

в селе Травники

Сценарий

Л.Б.  В этом году наше село отметило 250 летие. В последнее время с возрождением казачества Травники часто называют станицей, ведь первоначально это и была казачья станица. По одной из версий своё название она получила по фамилии первопоселенца казака Травникова. Казаки, как известно , славились героизмом и храбростью.  

  В документальной повести «Чебаркульская земля» наш краевед Эдуард Хакимович Рахимов отмечает, что Отечественная война 1812 года показала не только героизм казаков, но и их необразованность. Указ императора Александра I об открытии казачьих школ был обнародован в 1819 году.  С этого начинается период открытия казачьих школ в станицах.

     Уже в 1866 году в нашей станице была мужская и женская  школа.  Поэтому, если считать датой открытия школы первое упоминание о ней в документах, то это – 1866 год, в 2016 году ей исполняется 150 лет.

     Согласно правил и инструкций, принятых для работы школ, учителями

 могли назначаться только лица казачьего сословия. Обучение в школах было бесплатным, даже выдавали бесплатные тетради и учебники. Сословных ограничений в школе не было. Дети офицерского состава и простых казаков обучались грамоте вместе. Среди основных предметов были: закон Божий, русский и церковнославянский языки, арифметика. Были и другие предметы: рисование, пение, гимнастика. Ежемесячно учитель должен был предоставить станичному атаману ведомость успеваемости учеников.

      Кроме грамоты, учителя должны были готовить детей к военной службе, воспитывать с детства уважение к старшим. Военное дело преподавал урядник. В младших классах ученики с деревянными винтовками отрабатывали боевые приёмы и строевую подготовку.  Дисциплина на занятиях была очень строгой. Могли оставить без обеда, поставить на колени или отодрать за уши. Если кто-то из казачат получал неудовлетворительные отметки или пропускал занятия, воспитательное воздействие оказывалось и на родителей. Иногда дело доходило до штрафа и даже ареста. В сёлах, где имелась церковь, закон Божий преподавал священник. Утром занятия начинались исполнением гимна «Боже царя храни».   Обучение в начальной школе было рассчитано на 4 года, занятия проходили с середины сентября до середины мая, примерно по пять часов в день.

     На выпускных экзаменах присутствовали начальники станицы, почётные гости и родители учеников. Контролировали работу школ полковые командиры и атаманы. Каждая станица делала отчисления в бюджет школы.

Свидетельство об окончании школы подписывалось учителем, попечителем школы, наблюдателем за школой, станичным атаманом и заверялось печатью управления военного отдела.

      По рассказам старожилов, первоначально здание школы располагалось  в центральной части села, к северу от церкви. Сейчас на этом месте построен двухэтажный многоквартирный дом  (улица Первомайская, дом № 1). Сохранилась фотография, где на месте первой школы начинается строительство кирпичного дома.

     В конце 19 века в школах стали открывать мастерские ручного труда.  Проводились выставки детского творчества, на которых были представлены вышивки, платки, искусственные цветы. Этим занимались девочки. А мальчики делали корзины, топорища, сундуки и т.д.

      В 1871 году  в Оренбургском казачьем войске (ОКВ) было принято к исполнению распоряжение об обучении грамоте 18-20-летних казаков по воскресным дням. Таким образом, уже к концу 19 века грамотность в ОКВ составляла примерно 60%. Это гораздо выше, чем в целом по стране.                          

      Казачьи школы постоянно совершенствовались. Еще в начале 20 века обсуждался вопрос об открытии сельскохозяйственных отделов в школе, чтобы выпускники не отвыкали за время учёбы от сельхозработ.

   

Д.Д.(после Л.Б.)

Становление школьного образования в советский период

(1919 – 1945 г.г)

      В 1919 году в Травниках открыли пятилетнюю начальную школу.  Её разместили в казачьей атаманской канцелярии.

     Дети занимались в две смены при керосиновой лампе. В школе был организован ликбез, работали кружки. Дежурный учитель проверял школу к занятиям: как истоплены печи, как заправлены лампы керосином, приготовлена ли вода. 

      Начальная школа просуществовала до 1927 года, в этом же году образовалась, параллельно начальной, семилетняя школа крестьянской молодежи (ШКМ). В эту школу зачисляли детей, окончивших начальную школу.

       ШКМ имело свое хозяйство: 2 лошади, 2 коровы, несколько свиней, утки, гуси, небольшое количество пахотной и огородной земли, сенокосные угодья.

Для учащихся были организованы  общежитие и столовая. Все это хозяйство обрабатывалось силами учащихся. Направление школы было агрономическое, поэтому после окончания школы ребята могли работать агрономами.

       В таком составе эта школа в Травниках просуществовала до 1932 года, а затем ШКМ была переведена в село Варламово. В Травниках оставалась начальная школа, а в 1934 году она была преобразована в  неполную среднюю школу - семилетку (НСШ) с общим количеством учащихся в 150 человек.

Структура школы была следующей: 4 начальных класса, 2 пятых класса, 2 шестых класса и один седьмой класс.

       Начиная с четвертого класса, учащиеся сдавали экзамены. Семиклассники сдавали семь экзаменов.

      Основными задачами школы в этот период  были ликвидация неграмотности и малограмотности. Ответственность за решение этих вопросов лежала не только на педагогическом коллективе школы, но и на председателях сельских Советов. Поэтому данные проблемы решались и на местном, и на районном уровнях.

БК. (после Д.Д.)     Началась Великая Отечественная война. Учителя стремились уйти на фронт на защиту Родины, но многим в этом было отказано. Партия и правительство  в это тяжёлое для страны время не забывали про образование, заботились о сохранении педагогических кадров. Занятия в нашей школе не прекращались ни на один день. Почти в каждой семье отцы ушли на фронт, и старшие дети считали своим долгом помогать по хозяйству, заменяя их. Учёба для них отодвигалась на второй план.  Согласно архивным документам, на заседаниях местного исполнительного комитета остро стоял вопрос по сохранению контингента учащихся.

     В 1944 году Совнарком принимает Постановление об обязательном обучении детей 7-летнего возраста и наша исполнительная власть занимается этим вопросом. Рассматривается необходимость дополнительной площади для занятий.

     В январе 1945 года решается вопрос об открытии школы рабочей молодежи (ШРМ) в нашем селе. Она была необходима для малограмотных юношей и девушек, которые не имели возможности учиться в своё время.  Открыта эта школа была только в 1949 году, потому что не хватало средств.

       Несмотря на все трудности этого периода в истории нашей страны, народное образование всегда было в центре внимания.

Я.К.(после Б.К.)

Период 1946 – 1968 г.г.

     В послевоенные годы жизнь в стране стала налаживаться. Фронтовики возвращались с войны домой, хозяйство на селе стало возрождаться. Повысилась рождаемость. Помещений для школьных занятий не хватало. В начале 50-х годов было принято решение о пристрое к зданию школы. К каменному зданию школы с восточной стороны был сделан деревянный пристрой, в котором размещалось четыре классные комнаты.

     В 1951 году был открыт школьный интернат на 20 мест. Он размещался в старом амбаре, где оборудовали две комнаты. В одной комнате жили мальчики, в другой - девочки. Никаких удобств не было: еду готовили сами ребята.

     До этого ученики из ближайших сёл жили на квартирах и в подвальном помещении школы.

      В школе сохранялось печное отопление, поэтому всегда остро стоял вопрос о заготовке дров. В этом принимали участие и взрослые, и старшие ученики. По воспоминаниям Власовой Валентины Васильевны: «На школьном крылечке всегда был порядок и встречала  учеников тётя Шура Казакова. Она открывала замок и мы спокойно входили в длинный коридор. Вставали около стены и ждали, когда откроют дверь в основную школу. Входили в раздевалку, вешали свои пальтишки и прямиком в класс. Между двумя классами в стене были встроены высокие печки. Они всегда были натоплены. Технические работники по очереди в ночь дежурили, топили печки, чтобы в классах к приходу детей было тепло. Занятия были в две смены. Напротив раздевалки в правом углу стоял бачок, закрытый крышкой, а сверху ещё белоснежная накидка и на подоконнике на белом полотенце несколько кружек. Кто хотел пить,   брали кружку, открывали краник,  наливали, пили. Кружку клали в другой бачок. Вода всегда была кипячёная. Технические работники вместе с завхозом летом заготавливали дрова для школы, косили сено для школьной лошадки. В подвале школы был буфет, где все желающие могли что-то горячее взять и поесть».

   

С.М. (После Я.К.) С каждым годом население прибавлялось, росло количество учащихся. Обучение велось в две смены. По воспоминаниям Злобиной Зои Павловны, школьный двор был небольшой, уютный, чистый, с волейбольной площадкой. На торжественных мероприятиях, когда приходило на праздники много родителей, просто не хватало всем места. Поэтому их проводили на поляне около памятника казакам.

    В 1960 году школа стала восьмилетней, в ней обучалось   470 человек. Такое количество учащихся  даже в две смены размещать было тяжело. Поэтому частично закрыли интернат, перевели в это здание начальную школу. Был осуществлён  пристрой школы с западной стороны, где разместилось  четыре классные комнаты. Этим проблема не решилась. Обучение уже велось в три смены. На заседаниях исполкомов местного и районного Советов поднимался вопрос о необходимости строительства нового здания школы.

     В 1960 году был образован Чебаркульский совхоз. Начался этап активного строительства на селе. Ни один важный вопрос в сфере образования не решался без руководителя этого предприятия. В 1964 году, когда не хватало мест для размещения детей в интернате, совхоз передаёт школе  новый двухэтажный дом, в котором разместили 130 учащихся.  

    В 1965 году совхозом был заложен фундамент нового здания школы.

    30 сентября 1968 года прошла торжественная церемония открытия  школы. Эта дата стала началом нового этапа в школьном образовании нашего села.

В нашем музее сохранилась фотография этого важного события в истории села.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История школьного образования в селе Травники Материал собран учителями школы Тутуковой Е.Л. и Поповцевой Г.А. МОУ «Травниковская СОШ» Классный час в 11 классе

Слайд 2

Указ императора Александра I об открытии казачьих школ (1819 год) Открытие женской и мужской гимназии в станице Травники 1866 год

Слайд 3

Закон божий в школе

Слайд 4

Михаил Васильевич Нестеров Экзамен в сельской школе

Слайд 5

Дом на месте первой школы. Современное фото.

Слайд 6

Место, где была первая школа (огорожено забором для начала строительства нового дома). Фото Замотаевой О.А

Слайд 7

Место входа в бывшую казачью управу (дверь заложена, сохранилось крыльцо и козырек над входом). Современное фото.

Слайд 8

Деревянный пристрой с восточной стороны. Фото Рыжковой Н.С.

Слайд 9

Деревянный пристрой с восточной стороны. Вход сделали с улицы Первомайской. Справа – интернат. Фото Власовой В.В.

Слайд 10

Ученики на фоне здания интерната . Фото Кутеповой Г.С.

Слайд 11

Заготовка дров для школы. Фото Кутеповой Г.С.

Слайд 12

Праздник на площадке около школы. Фото Красовской В.В.

Слайд 13

Ученики вместе с учителем начальных классов Логиновой Н.Я. около памятника казакам.

Слайд 14

Открытие новой школы 30 сентября 1968 года. Директор школы Казанцева Екатерина Иосифовна с символическим ключом от школы. Фото из школьного музея.

Слайд 15

С юбилеем, родная школа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа села Арасланово Нязепетровского района Челябинской области

Данная презентация создана на основе фотографий учеников 6 класса....

Рабочая тетрадь по географии Челябинской области и Троицкого района.

Рабочая тетрадь к элективному курсу «Физическая география Челябинской области. Троицкого района». 6 класс. Рабочая тетрадь позволит учителю решить следующие методические задачи:А) улучшить качество ус...

История и население села Воскресенское Каслинского раона Челябинской области

Истории и население села Воскресенского Аннотация Цель исследовательской работы: собрать и оформить материал об истории села Воскресенского. Задачи исследовательской работы: - провести ...

Горелова Нина Васильевна - «Ветеран Труда» - Житель села Травники (Чебаркульский р-н, Челябинская обл.) Фотоальбом, рассказ о ней

Родилась она 29 декабря 1926 года в Миассе. Затем жила в Щапино. В 15 лет перестала учиться - отец забрал её к себе на работу - в кузницу. Материал подготовлен Сальниковой Полиной, учащейся 8 кла...

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...