Классное мероприятие "Краски души моей..."
классный час (9 класс)

Трифонова Анна Андреевна

Тематическое направление: Духовное и нравственное воспитание.

Тема  воспитательного мероприятия: Краски души моей...

Актуальность: Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ВЕРХНЕЖИРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Внеклассное мероприятие:

Дискуссия на тему «Краски души моей...»

Направление: Духовное и нравственное воспитание.

Подготовила и провела

классный руководитель 9 класса

Трифонова Анна Андреевна

2020 год

       Тематическое направление: Духовное и нравственное воспитание.

Тема  воспитательного мероприятия: Краски души моей...

Актуальность: Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 9 класс, 14-15 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Проблема внеклассной работы с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно объединяет триединую функцию — обучение, воспитание и развитие личности в любом общеобразовательном учреждении. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и развития человека как субъекта деятельности и как личности.

Цель воспитательного мероприятия: помочь учащимся разобраться в своих эмоциях,  понять себя, учиться себя контролировать.

Задачи:

  • способствовать развитию  речи, логического и образного мышления, обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать умения формулировать и высказывать своё мнение;
  • воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к своим эмоциям, к людям, уверенность в собственных силах и возможностях.

Планируемые результаты:

Познавательные: 

  • создать условия для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека; 
  • способствовать формированию первоначальных представлений о «Я» - концепции как психологической категории;
  • формировать умения самооценки и самоанализа собственной личности, поступков, умений, черт характера;
  • ставить цели по самосовершенствованию собственной личности и по «улучшению» собственного Я.  

Развивающие: 

  • способствовать развитию умений исследовать качества своей личности; 
  • создать условия для формирования самостоятельности учащихся;
  • развивать навыки работы в коллективе;
  • уметь слушать товарища. 

Воспитательные цели: 

  • создать условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний, научить оценивать себя и свои поступки.

Форма проведения воспитательного мероприятия(обоснование): Дискуссия: Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Педагогические технологии, методы, формы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Используемые педагогические технологии: (элементы) 

  • Технология развития критического мышления; 
  • Здоровье-сберегающая технология; 
  • Технология развития творческого воображения; 
  • Технология проблемного обучения.

Используемые методы: 

  • словесно – логический
  • стимулирующее введение
  • рефлексии 
  • ассоциаций
  • практический
  • обратной связи
  • метод сотрудничества
  • диалог
  • проблемный метод.

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Ресурсы: методические пособия классного руководителя, Интернет-ресурсы, оборудование.

Сценарий мероприятия.

1. Организационный  момент

Классный руководитель: - Здравствуйте, дорогие друзья!

        - Я попрошу вас, ребята, повернуться всем корпусом, не отрывая ступней от пола налево/ направо и зафиксировать взгляд на любой, самой крайней точке… Хорошо, повернитесь ко мне. Молодцы! А теперь еще один раз сделайте то же самое. Но постарайтесь зафиксировать взгляд еще дальше, чем в первый раз… Получилось? Молодцы!  Садитесь!

         - Я хочу, чтобы вы всегда в жизни, так как сейчас, открывали для себя  что-то новое. И каждый раз, когда вам будет казаться, что вы уже на пределах своих возможностей, знайте, что если приложить чуточку усилий, можно достичь того, на что вы и не рассчитывали! Открывать для себя новые горизонты!        

- Сегодня прекрасная погода, у всех присутствующих хорошее настроение, солнечное, я бы сказала. Я хочу, чтобы в начале нашего классного часа мы с вами озвучили пожелания  друг другу на этот час, передавая из рук в руки это солнышко…

Учащиеся передают друг другу солнышко сделанное из бумаги.

2. Введение в тему

  1) Беседа

       Классный руководитель:  - Мне приятно, ребята,   видеть вас всех сегодня такими красивыми, яркими, светлыми.

- А в вашем понимании, что значит «быть красивым»?  В чем, по вашему мнению, заключается   красота человека? (* ответы учащихся)

- Чем отличается красивая кукла от человека? ( сравнение  с куклой- У человека есть душа)

- Что делает душу человека красивой? ( Красивые поступки)

- Какие поступки можно назвать красивыми, а какие – некрасивыми?

- Что нужно человеку для счастья?  (* ответы учащихся) – СЕМЬЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ

3. Работа над темой

  • 1) Ассоциации

Классный руководитель:  - Все мы разные, так непохожи друг на друга. Одни – блондины и блондинки, другие – брюнеты и брюнетки. Высокие, низкие… Но всё это внешние признаки, качества, характеристики видимые другим, посторонним… А о ваших внутренних качествах окружающие могут только догадываться…

- У вас на столах лежат листочки, переверните их и напишите с каким временем года вы себя соотносите. Цветом, цветком или растением, фруктом и явлением природы – по одному слову (*дети работают)

- Кто хочет прочитать свои ассоциации? Смелее… Очень мне понравились ваши ассоциации с явлениями природы…. (гроза, молния, дождь, снег, цунами, лавина, извержение  вулкана, град, солнце, ветер, солнце…)

  • 2) Тема классного часа

Классный руководитель: - Скажите, ребята, а какие явления природы, по вашему мнению, приносят пользу человечеству и Земле в целом? (* ответы учащихся): Солнце творит и человек творит…

- Всё прекрасное/… на Земле от Солнца, всё хорошее/… – от человека.

- Согласна, что  Солнце, как и Человек  имеет  положительные качества, но  Солнце не может видеть себя, а Человек может видеть себя, может  понимать последствия своих поступков, может отличать добро от зла, видеть тёмное и светлое…

- Посмотрите на экран. Я хочу произнести слова Сократа: «В каждом человеке есть Солнце. Только дайте ему светить!»

- Тема нашего классного часа – КРАСКИ  ДУШИ МОЕЙ...

  • 3)  Объявление в газету

 Классный руководитель: - Не все подростки  понимают  кто я такой, почему я такой, зачем я живу.   Ответить на эти непростые вопросы достаточно трудно даже взрослому. Однако  эти самые ОТВЕТЫ определяют  отношение к нам  самим других людей, определяют отношение людей к нам  и к жизни в целом.

- Представьте, что вы  открываете газету и читаете объявление – «Требуется человек…», ознакомившись с требованиями, вы понимаете, что подходите идеально. Набираете номер, указанный в объявлении и, выслушав вас, вам задают вопрос : «Кто Вы?»  Как вы ответите на этот вопрос? (* ответы учащихся)

- Хорошо. Но человек «из телефона» говорит вам: «Нет!  Я спрашиваю – кто Вы?». Если задают такой вопрос взрослому человеку, он скорее всего ответит: «Я – учитель/ врач/ секретарь/ депутат». И если я о себе скажу, что я не просто  учитель, что я люблю читать, путешествовать, общаться, вкусно готовлю, имею много друзей, то, согласитесь, такая информация даст обо мне большее представление…

- Поэтому мы должны с вами научиться отвечать на такие простые вопросы как   кто я? Какой я?  Научиться себя оценивать.

- Послушайте  одно стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно (*читает ученик): 
Я – ребёнок, сын и дочь, 
Внуками мы быть не прочь. 
Музыкант, художник, друг… 
Оглянись ка ты вокруг. 
Забияки, храбрецы, 
И танцоры, и певцы. 
Хохотушки и болтушки, 
Вредины и попрыгушки… 
Много – много разных я – 
Знаешь ты и знаю я.

- Что мы можем о себе узнать (от других) – *черты  характера, возможности , способности.

  • Вот  тест, который поможет вам ответить на вопрос: Какой я? Этот тест шуточный. Но в каждой шутке, есть своя истина. Итак. Используя три геометрические фигуры: треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человека, состоящего из 10 элементов. Вы должны использовать все три вида геометрических фигур. Качество рисунка не имеет значения, сколько каких элементов вы возьмете решать вам. Время 30 секунд. (Приложение 1).

(дети рисуют фигурки)

  • Теперь подсчитайте только треугольники у ваших человечков.
  • Первый тип: если у вас 6-8 треугольников – вы руководитель, хороший преподаватель. У вас ярко выражено стремление к лидерству, вы хорошо разбираетесь в людях и умеете работать с информацией.
  • Второй тип: если у вас 5 треугольников, то вы ответственный исполнитель, у вас хорошие организаторские способности. Вы профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
  • Третий тип: если у вас 4 треугольника. У вас разнообразие интересов и талантов. У вас склонность к индивидуальной работе.
  • Четвертый тип: если у вас 3 треугольника. Этот тип ученого. Вы рациональны, объективны, легко переключаетесь с одного вида деятельности на другую.
  • Пятый тип: если у вас 2 треугольника. Вы интересуетесь искусством, точно чувствуете все новое и необычное.
  • И шестой тип: если у вас 1 треугольник. Вы изобретатель, конструктор, художник. Обладаете богатым воображение.

- Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге, может это поможет вам в выборе вашего жизненного пути.

  • 4) Беседа

Классный руководитель:- Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценивать свои возможности и способности.

- Давайте уточним, ребята, зачем вообще нужна правильная самооценка?  (* не совершать ошибок, не получать от жизни разочарований, уметь что-то прогнозировать, чтобы правильно отреагировать в случае непредвиденных ситуаций, в выборе профессии)

- Действительно, человек, который может объективно себя оценивать, может безошибочно     выбрать для себя профессию, достаточно легко для себя пережить крушение жизненных планов, разочарования, ошибки, неудачи, от которых никто не застрахован. К такому человеку тянутся окружающие, потому что он излучает намного больше яркого, тёплого света, который так необходим нам, всему живому на  Земле.

  • 5)  Правильная самооценка

Классный руководитель:-А как же мы можем  узнать  человека с правильной самооценкой, по каким признакам?    

- Обратите внимание на слайд – красный круг с плюсом  - черты характера человека с завышенной самооценкой,  зелёный с минусом – с заниженной самооценкой  и   бежевый  -  с объективной самооценкой.

-Работаем в группах (по рядам): распределите  черты  характера по трём видам самооценки :

    ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

     УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ

НАГЛОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ

ОБИДЧИВОСТЬ

САМОУВЕРЕННОСТЬ

СКРОМНОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

ТРУСЛИВОСТЬ

ВЫСОКОМЕРИЕ

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА                                  

(*проверка на слайде)

- Ребята, что мы можем посоветовать   человеку с завышенной/заниженной/объективной  самооценкой? (* ответы учащихся)

-   Со стороны судить человека легко, а вот самого себя сложнее, если быть объективным. Иногда быстрее , но такая самооценка не всегда правильная.

  • 6) Рассказ  о девушке   Маргарите

*Папа, бабушка и мама считают, что Маргарита – самая красивая девочка в школе. Но учителя всегда к ней придираются и ставят тройки, как её подружкам Светке и Маринке, которых Маргарита считает намного глупее себя. Но Светка и Маринка, правда, так не считают и как-то сказали Маргарите, что та слишком высокого мнения о себе. То же самое говорил и бывший друг Маргариты, Сергей, с которым она поссорилась. Теперь Маргарита с ними со всеми не разговаривает. Она считает, что они ей просто завидуют. И когда она станет известной всему миру фотомоделью – тогда она всем покажет, что они ей в подмётки не годятся»

- Скажите, правильно ли оценивала себя Маргарита и какие ошибки она совершила (что проявляла)?

- Девушка не была знакома с правилами: КАК ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ СЕБЯ? ( *на слайде)

КАК ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ СЕБЯ?

  • Судите о себе по делам.
  • Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  • Тот, кто вас критикует – ваш друг.
  • Критикует один – задумайся!
  • Критикуют двое – проанализируйте свое поведение.
  • Критикуют три человека – переделывайте себя.
  • Строго относись к себе и мягко к другим.

- Теперь вы тоже знаете правила самооценки, и я хочу, чтобы вы попробовали себя оценить, учитывая правила, учитывая свои поступки за последнее время или  с начала 9 класса, учитывая критику родных, друзей  и учителей. Я раздам вам СОЛНЫШКИ, а вы вспомните, пожалуйста, всё и напишите на оранжевых листочках положительные свои качества, а на красных – отрицательные, если найдёте их в себе и приклейте к солнышку. У вас получится разноцветное солнышко.

( *ученики работают )

4. Рефлексия «Солнышко»

- Поднимите свои солнышки и покажите друг другу. Смотрите, сколько света и тепла появилось в классе, целых _____ солнышек засветилось. Знайте, что солнце, которое вы сейчас держите в своих руках, - внутри вас. Оно не возникло, не появилось вдруг сейчас из ниоткуда, оно было с вами всегда, с момента вашего рождения.  И несмотря на то, что вы ассоциируете себя с …. вулканом, цунами, в каждом из вас есть солнышко – ваша душа – светлая, теплая, яркая, лучистая, стоящая на пороге взрослой жизни.

-  Посмотрите какие цвета преобладают? - *Тёплые, желтые, яркие.

 - Может быть кто-то хочет прокомментировать, объяснить , почему такое солнышко у него получилось, рассказать нам о своих качествах, что бы вы хотели исправить в себе? (*ответы детей).

- Скажите, он/она правильно себя оценил/-а? Вы согласны?

- Спасибо за откровенность!

- Спасибо, ребята, я попрошу вас выйти к доске о прикрепить свои солнышки на доску/ватман.

(*дети выходят и крепят солнышки на ватманы)

4. Итог классного часа

Классный руководитель- Посмотрите какая красивая у нас душа класса в форм солнышек. И эти солнышки, такие яркие, светлые очень нужны вам, вашим близким, родственникам, мне нужны. У каждого из вас есть хорошие качества. Используйте их и ваши солнышки будут всегда светиться.  А ярко красных лучей со временем станет меньше.  Но это сигнальные маячки нам  -  это те моменты, над которыми нам с вами нужно работать: побеждать лень, страх, неуверенность, грубость, неуважение… Чтобы наш свет горел ярче и ярче…

- Работайте над собой и помните, что счастлив тот, кто открывает в себе внутренние богатства.

  • Спасибо вам, дорогие мои ребята, желаю удачи!

Приложение  №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Классный час "Самарский край - души моей частица".

Классныйчас посвящен 160-летию Самарской губернии....

Классный час "Афганистан болит в душе моей.."

Классный час посвящен 25 летию выводо советский войск из Афганистана...

Классный час "Души моей окна я в мир распахну"

Данный классный был составлен к открытию года литературы. Это первый классный час  проекта "Души моей окна я в мир распахну". Результатом проекта является сборник стихов учащихся класса. Цел...

Презентация к классному часу "Афганистан в душе моей"

Презентация подготовлена к классному часу, посвящённому 30-летию вывода советского контингента с Республики Афганистан...

Классный час «Афганистан – ты боль души моей…»

31 год прошел со Дня вывода советских войск из Афганистана… С этой датой память не уходит об этом событии, а наоборот. Мы должны помнить об этой войне....

Классный час " Афганистан живет в душе моей"

Сценарий внеклассного мероприятия,посвящённого ко дню вывода советских войск из Афганистана,дню воинов-интернационалистов"Афганистан живет в душе моей". Участники:  учащиеся класса...