Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
учебно-методический материал (7 класс)

Романова Марина Николаевна

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

     Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации

обучающихся 7а класса

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимися.

Организация воспитания и социализации обучающихся класса осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

 Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Познавательный вид деятельности

Целевое назначение: обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Форма организации деятельности:

Урочная: урок, семинар, лекция, беседа, проект и его защита, ролевая игра, творческий отчёт, доклад.

Внеурочная: конференция, «круглый стол», тестирование, олимпиады, онлайн занятия.

Общественный вид деятельности

Целевое назначение: содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности.

Форма организации деятельности: «Круглый стол», дискуссия.

Ценностно-ориентировочный вид деятельности

Целевое назначение: рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, своё «я», развитие рефлексии.

Форма организации деятельности: диспуты на нравственные темы, уроки культуры поведения.

Художественный вид деятельности

Целевое назначение: чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.

Форма организации деятельности: музыкальные гостиные, концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, кружки, праздники.

Спортивно-оздоровительный вид деятельности

Целевое назначение: здоровый образ жизни, формирование силы, выносливости, пластичности и красоты человеческого тела.

Форма организации деятельности: кружки, дни здоровья, сдача нормативов ГТО, соревнования, товарищеские встречи.

Свободное общение

Целевое назначение: взаимно обогащающий досуг школьников, общение друг с другом.

Форма организации деятельности: классные праздники, вечера отдыха, поездки, встречи друзей, викторины.

Трудовой вид деятельности

Целевое назначение: создание, сохранение и приумножение материальных ценностей.

Форма организации деятельности: уроки труда, профориентация, встреча с интересными людьми, общественно-полезный труд по самообслуживанию, кружки, конкурсы, игровые формы.

Работа с родителями

Целевое назначение: согласованность воспитательных влияний родителей и учителей на школьников.

Форма организации деятельности: родительские собрания, переписка с родителями учащихся, приглашение родителей в школу, беседы и лекции, консультации.

Работа с обучающимися по повышению успеваемости

  • Постоянный контакт с учителями-предметниками.
  • Индивидуальные беседы с родителями неуспевающих обучающихся.
  • Индивидуальная работа с обучающимися.
  • Посещение обучающихся на дому.
  • Регулярный учёт посещаемости уроков, консультаций и успеваемости обучающихся.

Диагностика и мониторинг (изучение личности обучающегося).

  1. Изучение условий проживания школьников.
  2. Изучение состояния здоровья детей (по листкам здоровья, наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся).
  3. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам триместров и учебного года).
  4. Изучение процесса подготовки домашних заданий (беседы с учителями-предметниками).
  5. Изучение микроклимата в классе (беседы с обучающимися, анкетирование обучающихся, беседы с родителями обучающихся).
  6. Диагностика уровня воспитанности обучающихся (в начале и в конце учебного года).

Профилактическая и коррекционная работа с обучающимися

  1. Рассаживание и пересадка обучающихся с учётом медицинских рекомендаций.
  2. Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (проветривание, кварцевание и влажная уборка кабинета).
  3. Участие в общественно полезном труде (уборке пришкольной территории).
  4. Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.
  5. Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.

Самоуправление в классе

Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

 Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач: создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности;

стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

воспитание у школьников демократической культуры;

формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

воспитание достойных творческих лидеров.

Совет класса

Совет класса

Обязанности

командир, помощник командира

ведет классную документацию и отвечает за ее хранение;

информирует учащихся о работе Совета класса и Совета школы;

организует работу  всех секторов класса;

Ответственный за дежурство

организует и контролирует дежурство по школе и классу;

 формирует дежурные группы;

 составляет график дежурств;

 отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;

Редколлегия  

организация выпуска поздравительных газет;

 оформление классного уголка;

 оформление стендов.

 Спортивный сектор

формирует команду для участия в школьных соревнованиях и спортивных играх;

 организует спортивные мероприятия в классе.

Учебный сектор

контролирует посещаемость и готовность к занятиям;

 осуществляет контроль за ведением дневников;

 ведет «Открытый журнал успеваемости»;

 ведет работу с отстающими по предметам

Трудовой сектор

руководит работой трудового десанта, работой на пришкольном участке во время посадки и сбора урожая;

следит за целостностью и сохранностью школьной мебели и устраняет  поломки.

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.

 Работа с родителями

  Традиционно главным институтом воспитания является семья, в частности родители. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится большую часть своей жизни. И именно родители закладывают основу воспитания будущей личности. К моменту поступления в школу ребёнок уже сформирован. Очень важно, чтобы воспитательные усилия  семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно- нравственного развития

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–  опора на положительный опыт семейного воспитания.

Задачи в работе с родительским коллективом:

  • максимально сблизить интересы  родителей и педагогов по формированию развитой личности;
  • организовать  совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организовать просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
  • создать  условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Содержание  работы с родителями:  

  1. Педагогическое просвещение;
  2. Оповещение о ходе развития ученика;
  3. Рекомендации по созданию благоприятных семейных условий;
  4. Приобщение к коллективной классной деятельности;
  5. Обсуждение процесса и результатов воспитания.

Огромной поддержкой  и опорой для классного руководителя является родительский комитет, который, по моему мнению, выполняет следующие функции:  

  • Учебно – воспитательную;
  • Культурно – массовую (организации экскурсий, поездок, посещений театров, музеев, выставок и т.д.);
  • Спортивно-туристическую;
  • Хозяйственно – бытовую и др.

        Осуществление  связи с родителями:  

- проверка дневников учащихся, выставление оценок по учебным предметам;  

-посещение детей на дому, предварительно предупредив родителей;

- вызов родителей в школу ( в  самом крайнем случае) для беседы с администрацией и учителями  - предметниками;

-оповещение родителей посредством сообщений в Viber в родительской группе;

-родительские собрания в школе или в системе Zoom.

Тематика родительских собраний.

п/п

         Тема собрания

Сроки проведения

Ответственный

1

Организация учебного года в условиях пандемии коронавируса. Соблюдение правил гигиены.

Переход к триместровой форме обучения.

сентябрь

Классный руководитель

2

Роль семьи в формировании у ребёнка   интереса к учению

ноябрь

Классный руководитель

3

Здоровый образ жизни - залог здоровья школьников.

декабрь

Классный руководитель

4

  Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.

февраль

Классный руководитель

5

Целенаправленная организация свободного времени.  

апрель

Классный руководитель

6

Подведение итогов года. О летней занятости учащихся

май

Классный руководитель

Члены родительского комитета:

                                    1.

                                    2.

                                    3.

План работы с  детьми, требующими к себе особого внимания. 

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

 Тесная, совместная работа с родителями.

В течение года

Классный руководитель

2

Проведение профилактических бесед.

В течение года

Классный руководитель

3

Контроль за  посещением занятий.

В течение года

Классный руководитель

4

Контроль  за посещением секций.

В течение года

Классный руководитель

5

Контроль за выполнением домашних заданий.

В течение года

Классный руководитель

6

Контроль поведения учащихся в школе и за её  пределами.

В течение года

Классный руководитель

7

Посещение учащихся на дому по мере необходимости.

В течение года

Классный руководитель

8

Привлечение учащихся к внеклассной и внешкольной работе.

В течение года

Классный руководитель

9

Привлечение учащихся   в работу трудовых десантов.

В течение года

Классный руководитель

10

Поддерживать тесную связь с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной работе, руководителями кружков.

В течение года

Классный руководитель

11

Следить за выполнением санитарно- гигиенических норм.

В течение года

Классный руководитель

12

Профилактические беседы о здоровом образе жизни.

В течение года

Классный руководитель

13

Способствовать развитию самооценки и самоконтроля.

В течение года

Классный руководитель

14

Активно включать в различные виды практической деятельности: дежурства по кабинету и столовой.

В течение года

Классный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...

Основные направления работы музея Тихоокеанского государственного университета по патриотическому воспитанию студентов

В кн: Музейная педагогика в образовательном пространстве  школы: региональный опыт, проблемы, перспективы / БелГУ, БелРИПКППС, г. Белгород, 2008.Доклад на Всероссийской научно-практической ...

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации...

Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

ПРОЕКТ Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой  формирование ценностного отношения к здоров...

Основные направления воспитания ценностного отношения подростков к здоровью на уроках географии.

В своем докладе я расскажу вам об учебно-воспитательной работе, а именно, об использовании здоровьесберегающих технологиях на уроках географии.       В создавшейся ...

2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...