Классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана
методическая разработка (8 класс)

Веретнова Ольга Анатольевна

Классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МУЖЕСТВА

посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана

Класс: 

Дата: 14.02.19 г.

Учитель: Веретнова О.А.

Тема: А память сердце бережёт…

Цель: формировать представление о воинском долге и верности Отечеству, опыт нравственного поведения личности; расширить знания учащихся о войне, в которой участвовала Советская Армия; воспитывать уважение к памяти погибших, к ценностям жизни и патриотические чувства учащихся.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация в Power Point, фонограмма (минус) песни И. Шведовой «Белый вальс» / «Афганский вальс», клип «Разговор с портретом / Дочка с папой говорит» группы «Голубые береты», фрагмент из кинофильма «9 рота», фоновое музыкальное сопровождение, военная форма, муляжи автоматов, каска, живые цветы, наряд невесты, наряд вдовы.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения: классный час.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово.

Слайд №1

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Наша сегодняшняя встреча не случайна, 15 февраля – это не обычный день, это День Памяти воинов-интернационалистов, участников военных действий, отдавших долг Родине за её пределами, в частности в Афганистане.

Слайд №2

Девять лет, один месяц и восемнадцать дней шла война в Афганистане. Война, унёсшая 14 427 жизней, через которую в общей сложности прошло 620 тысяч человек. Сухие цифры, просто данные, а за ними – годы страданий и боли, долгие месяцы ожидания сыновей, отцов, мужей… Страшное и короткое слово «ВОЙНА». Она в любые времена несла боль, слёзы, горе, смерть. Не стала исключением и Афганская война 1979 - 1989 годов. Сегодня мы вспомним тех, кто выжил, пройдя ужас войны! Склоним головы перед теми, кто погиб, выполняя долг перед Отечеством!

2. Из истории Афганской войны.

В мае 45-го, празднуя Великую Победу, все были уверены, что закончилась последняя в истории человечества война. Но судьба распорядилась иначе. Внуки тех, кто добывал мир, вновь взяли в руки оружие.

Слайд №3

Несмотря на то, что официальной датой вооруженного столкновения историки называют 1979 год, военные действия начались гораздо раньше. Год начала войны в Афганистане – 1978. Именно тогда в стране происходит гражданская война, которая стала катализатором, подтолкнувшим иностранные государства к вмешательству. Каждая из мега держав преследовала свои геополитические интересы.

Победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи.

Слайд №4

И вот 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. Первые погибшие были уже через два часа…

Слайд №5

24 декабря 1979 – начало Операции «Шторм», которая открыла одну из самых трагических страниц в истории СССР. Части 105-й воздушно-десантной Гвардейской дивизии высадились в 50 км от Кабула, а спецподразделение КГБ «Дельта» 27 декабря 1979 года окружило дворец президента. В результате захвата Амин и его телохранители были убиты. Советские десантники захватили все основные объекты инфраструктуры, расположенные в крупных городах.

3. Война и молитвы о мире и согласии.

Слайд №6

1 вед.: Война – явление страшное, жестокое. Война воплощает в себе всё самое противоречащее человеческой сути. Человек рождён, чтобы жить, любить и радоваться. И поэтому мы вправе задать эти вопросы: «Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Кто заплатит за боль, страдания, поломанные судьбы, причинами которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: «Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несёт на себе реальный груз. И пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям.

Ученица 1: 

Война – это гибель всего родного:

кров без людей,

люди без крова.

Война – это чёрное, гнусное дело:

тело без ног,

ноги без тела.

Война – это тысяч разлук причина:

сын без отца,

отец без сына.

Война – это слёзы, зола и стужа:

муж без жены,

жена без мужа.

Война – это тучи пепла и смрада:

стада без лугов,

луга без стада.

Война – это кровь, эпидемия горя,

пороха дым, селенья в огне…

Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне!

2 вед.: Нашему народу свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество. Силу и отвагу нашему народу в этой жестокой борьбе всегда придавала вера в Победу и молитва. И у каждого народа на Земле есть вера и молитва о мире и согласии.

Слайд №7

/Фонограмма мусульманской молитвы/ (Афганец молится Аллаху. Рядом его дети.)

Афганец: О, Аллах! Дай покой моему сердцу, моему дому. Отправь русских домой. Дай им жажду жизни, а не жажду войны. Пусть горными тропами ходят овцы и верблюды. Не надо мины и растяжки. У русских есть своя мать – у нас своя. Они любят своих детей – мы любим своих детей. Пусть нас разделяет горе и объединяет радость!

/Фонограмма православного церковного хора/ (Мать и дочь просят у Бога.)

1 вед. – Мать: Господи, спаси моего сына! Дай ему силы дойти до моста. Мне не надо много счастья. Дай только одно – оставь его живым!

2 вед. – Дочь: Господи, сохрани моего отца! Дай ему вернуться с миром домой. Папа, услышь меня! Я не хочу жить одна. Когда-то мама в детстве говорила: «Проси отца, он всё может!». Я прошу тебя и Бога – останься живым!

4. Факты в цифрах.

Учитель: Давайте обратимся к фактам.

Слайд №8

С одной стороны – Советский союз и Демократическая республика Афганистан, с другой стороны – афганские и иностранные моджахеды при поддержке Пакистана, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, США, Великобритании, Ирана, Египта, Китайской Народной республики.

Слайд №9

Силы сторон распределились следующим образом: со стороны Советского союза от 80 до 104 тысяч военнослужащих.

Со стороны Демократической республики Афганистан от 50 до 130 тысяч военнослужащих.

Силы противника составляли от 25 тысяч бойцов в 1980 году до более чем 140 тысяч в 1988 году.

Слайд №10

Военные потери в этой войне составили:

  • со стороны СССР:
  • погибших – 15 051 человек;
  • раненых – 53 753 человека;
  • пропавших без вести – 417 военнослужащих;
  • со стороны Афганской республики потери не известны;
  • потери моджахедов составили от 75 до 90 тысяч бойцов;
  • точных данных о потере мирных жителей нет. Это около 600 000 и до 2 миллионов.

Ребята умирали не только в боях. Болезни, распространённые в этой экзотической местности, «косили» всех без разбора. Гепатит, тиф, дизентерия навсегда подорвали здоровье бывшим «афганцам». Представители почти 20 национальностей Советского Союза воевали за чужой мир. Поддерживали престиж своей Родины. Совсем ещё мальчишки они прошли сквозь ад и кровь. Они видели предательство и дружбу, подлость и благородство, безысходность и храбрость.

Слайд №11

Сейчас перед нами на слайде просто цифры, но каждая цифра – это судьба одного человека, судьбы тысяч семей, которые потеряли в этой войне своих близких, дорогих, родных людей.

5. Горе вдов и сирот.

После кровопролитной войны в Афганистане осталось огромное количество вдов и сирот.

Слайд №12

Звучит фонограмма (минус) песни И. Шведовой «Белый вальс» / «Афганский вальс». В зале появляются девушка и юноша. Они проходят с улыбками. Далее появляется человек в военной форме, вручает повестку парню. Парень и девушка читают повестку. Девушка с болью смотрит на парня, который уходит, простившись с ней. Девушка машет на прощание рукой вслед удаляющемуся парню и человеку в форме.

Слайд №13

Девушка в белом платье – это будущая невеста, символ юности, ожидания.

Она вальсирует, движется по классу и невольно останавливается перед траурной фигурой матери, замирает, глядя на неё. Появляется другая девушка в чёрном и накидывает на плечи невесты свою чёрную шаль, как чёрную отметину – знак беды. Печально и скорбно уходит девочка в белом платье. Музыка смолкает.

Слайд №14

/Клип (видеоролик) «Дочка с папой говорит» группы «Голубые береты»/

6. Героический подвиг воинов-афганцев.

Слайд №15

1 вед.: Для нас воины-афганцы стоят в одном ряду с теми, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны, потому что – это герои, которые искренне верили, что выступают в интересах Родины – той, которой они доверяли, которую любили.

2 вед.: У воинов-афганцев есть мечта поставить два абсолютно одинаковых памятника: первому и последнему погибшему в афганских событиях.

Слайд №16

Первым был майор БизюкОв Николай Яковлевич, военный советник, убит в гражданском мятеже в марте 1979 года.

Слайд №17

Игорь ЛяхОвич – последний погибший солдат. Погиб 2 февраля 1989 года на перевале Саланг, близ кишлака Калатак. Ему было 20 лет.

1 вед.: Многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки.

Слайд №18

2 вед.: О сколько было подвигов на свете!

Они уже в преданье отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

1 вед.: И будут повторять из уст в уста,

И в каждом этом подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима.

Слайд №19

2 вед.: Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века!

Учитель: А сейчас я прошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто не вернулся с войны.

Слайд №30

/Фонограмма метронома/

10. Вывод советских войск из Афганистана.

Слайд №31

1 вед.: 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов.

2 вед.: Афганскую войну проиграли политики. Вооруженные Силы выполнили свой долг с честью. Время ещё даст свою оценку и сделает выводы обо всём происходящем за долгие и тревожные годы.

Слайд №32

/Фрагмент (видеоролик) из кинофильма «9 рота»/

11. Заключительное слово.

Слайд №33

Учитель: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опалённое её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.

Учитель: На этом наша встреча подходит к концу. Всем большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана

Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...

"Память" школьное мероприятие, посвященное выводу советских войск из Афганистана

сценарий школьного мероприятия для 8-11 классов, патриотической направленности...

Литературно - музыкальная композиция «Хранит земля войны минувшей память…», посвященная выводу советских войск из Афганистана

Внеклассное мероприятие "Хранит земля войны минувшей память", посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Цели мероприятия: • воспитание патриотизма, любви к Родине; • акти...

Сценарий митинга, посвященного выводу советских войск из Афганистана.

Сценарий митинга, посвященного выводу советских войск из Афганистана....

Вечер-реквием "Из пламени Афганистана" посвященный выводу советских войск из Афганистана

Вечер-реквием "Из пламени Афганнистана" посвящен выводу советских войск из Афганистана,...

Классный час «Урок мужества» (посвященный выводу советских войск из Афганистана)

Классный час «Урок мужества» (посвященный выводу советских войск из Афганистана)...

Классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана

Классный час, посвященный выводу советских войск из Афганистана...