Инструкция о соблюдении единого орфографического режима в начальных классах.
материал

Смирнова Светлана Николаевна

Инструкция о соблюдении

единого орфографического режима в начальных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskiy_rezhim_no3.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция о соблюдении

единого орфографического режима в начальных классах.

Общие положения.

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
  2. Пользоваться  ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур - выполняются простым карандашом.
  3. Учитель обязан проверять тетради ежедневно, выставляя оценку на полях
  4. Тетради учащихся для 1-го – 2 класса подписывает  учитель

Тетради учащихся для 3-го – 4 класса подписывают  ученики

Образец:  

Тетрадь №1 ( №2)

для работ

по математике (русскому языку)

ученика (цы) 1 класса А

средней школы№110

Иванова     Александра

Тетрадь

для контрольных работ

по математике (русскому языку)

ученика (цы) 1 класса А

средней школы№110

Иванова

Александра

  1. Во всех тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя,  работа над ошибками, изложение, сочинение

  1. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать  косой линией, часть слова зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения. Не заключать неверные написания в скобки

Оформление письменных работ по русскому языку.

  1. Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса.
  2. После классной и домашней работы следует отступать две строчки

( пишем на третьей).

  1. Внутри работы пропусков нет, строчки не пропускаются
  2. Новый этап работы выполняется с красной строки.

     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 1 см (один-два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

  1. Новая страница начинается с самой верхней строки, страница дописывается до конца  (допустимо оставлять 2 строки).
  2.  Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

   Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

  1.  Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

   Дата записывается учениками (1 декабря).- 1 класс

   С 3-4 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря. Числительные прописью можно вводить со 2 класса.

  1.  Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру

           Например:  

                               

        Первое декабря                                   (точки не ставятся,

                          Классная работа                                оформляются, как заголовки)

Первое декабря

Домашняя работа

Упражнение 24

Работа над ошибками

  1. При оформлении домашней работы следует писать число.
  2. Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (возможна краткая форма записи: 1в.): 1вариант.

  1. Слово упражнение и номер  пишется полностью со  2 класса только в домашней работе.

             Образец: Упражнение 234 (2-4кл)

    10.  В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     Например:  ветер

                         восток

                         песок

        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:

        Ветер, восток, песок.

    11.  Стихотворный текст записывать по строкам, соблюдая авторские знаки.

12. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-глух., звонкий-зв., гласный-гл., согласный-согл., твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м. р.

женский род-ж. р.

средний род-ср. р.

Прошедшее время-прош. вр.

Настоящее время-наст. вр.

Будущее время - буд.вр.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

    Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета или простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке.

   

13. В классной работе должно обязательно присутствовать: работа по чистописанию и словарная работа. (уч-ся пишут слово: Словарь:  ……)

        У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

      2 класс – 1-2 строки ежедневно.

       3-4 класс- 1-2 строки  -2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку

14. Работу над ошибками выполнять в рабочих и контрольных  тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, (а не отписку), результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

15. При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов.

Оформление грамматических разборов

        Фонетический (УМК « Школа России»):

Букв, звуков, гласных, слогов, ударение

Ли/па [л’и п а] – 2гл., 2 слога

л [ л’] – согл., зв. непарн., мягк.

и [ и ] - гл., уд.

п [ п ] – согл., глух. парн., тв..

а [ а ] – гл., безуд.

4б., 4зв.

Синтаксический (УМК « Школа России»):

пр.    прил.   сущ.         гл.            сущ.

На лесной полянке появились подснежники. (Повеств., невоскл.,простое, распр.)

- По цели высказывания.

- По интонации.

- По наличию основ (подчеркнуть основу, определить, простое или сложное(односоставное – двусоставное; осложнено однородными членами).

- По наличию второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).

- Названия второстепенных  членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство) вводятся с 3 класса.

Морфологический (УМК « Школа России»):

Существительное

На полянке (на чём? где?) – сущ., н.ф. – что? полянка.

1. Пост. призн: нариц., неодуш., ж. р., 1 скл.

1. Непост. призн: ед. ч., Пр. п.

4. Роль в предложении - (пишем словом и подчёркиваем, как обстоятельство)

Прилагательное

Тонким (каким?) - прил. н.ф. – какой? тонкий

1. Пост. призн: -

2. Непост. призн: м. р., ед. ч., Т. п.

3. Роль в предложении (пишем словом и подчёркиваем)

Глагол

Дует (что делает?) – глаг.  н. ф. – что делать? дуть.

1 Пост. призн: 1 спр.,

2. Непост. призн: наст. вр., 3 л., ед. ч.

3.  Роль в предложении: сказуемое ( пишем словом и подчёркиваем)

Оформление письменных работ по математике.

      1. Между работами пропуск в четыре полные клетки.

  1. Поля составляют четыре полные клетки и отчерчиваются простым карандашом по линейке.
  2. Оформление задач:
  • после записи слова «задача» вниз отступается одна клетка;
  • выполняется краткая запись (по усмотрению учителя). Запись слов,                                     числовых значений производится синей пастой, стрелки, фигурные скобки, чертежи и т.д. выполняются только простым карандашом;
  • решение задачи записывается с отступом одной клетки от краткой     записи или от слова «задача». Каждое действие задачи записывается с отступом одной клетки с указанием порядка действия:

      1) ______________

      2) ______________ и т.д.

Запись наименований полученного результата обязательна в скобках после каждого действия. Запись наименования производится сокращенно. Запись сокращается до первой  гласной буквы. Если к каждому действию записываются пояснения, то ответ задачи записывается кратко. Если к последнему действию нет пояснений, ответ записывается полный;

  • ответ к задаче записывается с отступом одной клетки от решения.
  1. Принятые международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, дм,   мм и т.д. в ответе записываются кратко. После сокращений точка не ставится.

          1. В тетрадях по математике число записывается цифрами.

2. Между классной и домашней работами следует пропустить 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

3. Между видами работ в классной и домашней работе пропускается две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

3.Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

4. Дату нужно записывать посередине.

5.  В любой работе отступается 2  клетки слева от края тетради

6.Оформление задач:

  • в тетрадях не отмечаются номер заданий. Слово «Задача»  пишется (без номера). Точка не ставится
  • после записи слова «задача» вниз отступается одна клетка;
  •  допускается решение задач с краткой записью условия и без нее.
  • выполняется краткая запись (по усмотрению учителя). Запись слов,                                     числовых значений производится синей пастой, скобки, чертежи и т.д. выполняются только простым карандашом;
  •   Существует несколько форм записи решения задач:

     а) по действиям, выражением, уравнением

     б) если в задаче 2 – 3 действия, то обязательно пишется пояснение      

  • «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам)
  •    допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
  • решение задачи записывается с отступом одной клетки от краткой     записи или от слова «задача». Каждое действие задачи записывается с отступом одной клетки с указанием порядка действия:

      1) ______________

      2) ______________ и т.д.

  • запись наименований полученного результата обязательна в скобках после каждого действия. Запись наименования производится сокращенно. Запись сокращается по последней согласной букве
  • ответ к задаче записывается с отступом одной клетки от решения.
  •   слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением (полностью)

 

1 декабря

Классная работа

2клетки

        Задача

1 клетка

2 клетки       Маленькие- 7 м.                                             М.-7 м.                      ?

                      Большие  -   3м.              ?               ИЛИ      Б.-3 м.

        1клетка

            7+3=10 (м)

        1клетка

            Ответ:  всего купили 10 мячей.

  • принятые  международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, дм,   мм и т.д. в ответе записываются  кратко. После сокращений точка не ставится.

  1. Если после задачи идут примеры, то пропускаются 2 клетки (номер не пишется)

  1.  При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
  • записать выражение полностью;
  • указать цифрами над знаками порядок действий;
  • расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
  • записать окончательное значение выражения.

Например:

       3     1           2

3450-145·2+1265:5=3413

         

1)145·2=290

2) 1265 /5             3) _3450        4) + 3160

         6   253                290                  253

         15                      3160                3413

  1. Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х+ 56*2= 638

Х+112=638

Х=638-112

Х=526

526+56*2=638

638=638                

  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

  1. Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

                                         А                    В

                                         Д                    С

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см                                             а = 12 см

Ширина – 6 см                          в =6см

Периметр -? см            ИЛИ                   Р = ? см

Площадь - ? см2                                                           Р = (а+в).2    

            Р = (а+в).2                                          S= ? см2                                          

(12+6)*2=36 (см)                                     Ответ: Р = 36 см,   S=72см2

12*6=72 (см2)

  Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2

В решении формулу записывать обязательно.

  1. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.

               ИЛИ:        под номерами вниз, пропуская одну клетку :    1)

        2)

                                                                                                            3)

  1. После классной работы идёт домашняя работа. Число  пишем. Пропускаем 2 клетки. Номера задач и примеров не указываются

Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ

типа списывания.

Оценки

Допустимое количество оценок

Во II классе

В   III классе

В  IV классе

1

2

3

4

«5»

Нет ошибок.

Допускается один недочёт графического характера.

Нет ошибок

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка

и 1 исправление

1 ошибка

и 1 исправление

«3»

3 ошибки

и 1 исправление

2 ошибки

и 1 исправление

2 ошибки

и 1 исправление

«2»

4 ошибки

и 1-2 исправление

3 ошибки

и 1-2 исправления

3 ошибки

и 1-2 исправления

Словарные диктанты

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество слов в диктанте

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Критерии оценки словарных диктантов

«5»- без ошибок «4» - 1 ошибка, 1 исправление «3»-2 ошибки, 1 исправление «2» - 3-5 ошибок

 

  Объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.

    Примерный объём сочинений в III- IV классах - от 0,5 до 1 страницы; это примерно  9-10 предложений (50-60) слов в III классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в IV классе.

    Во II- IV классе работа по развитию речи оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.

ПОЛОЖЕНИЕ о дневниках учащихся

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Дневник - основной школьный документ учащегося, подтверждающий принадлежность последнего к данному образовательному учреждению.

         1.2.   Дневник является официальным  школьным документом. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.

 Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие  дневников требуется со 2-го класса.

      1.3. Основное назначение дневника - информирование родителей и учащихся о:

•     составе школьной администрации;

•     педагогах, преподающих в классе;

•     расписании звонков и уроков;

•     расписании занятий кружков, секций;

•     заданиях на дом;

•     текущей и итоговой успеваемости учащихся;

•     пропущенных учебных занятиях и опозданиях;

•     замечаниях и благодарностях.

1.4.        Администрация школы осуществляет систематический контроль за состоянием ведения дневников учащихся 3 – 4 классов в соответствии с данными требованиями.

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

2.1. Ведение дневника должно быть чётким, аккуратным, своевременным, грамотным.     Заполняется дневник самим учеником (в начале 2 класса допустимо заполнение дневников родителями)

2.2. Все записи учащимся в дневнике выполняются синими или фиолетовыми чернилами (шариковой пастой).

2.3. Первые страницы дневника (Ф.И.О. ученика, список преподавателей, расписание на I четверть, кружки, дополнительные занятия и консультации) заполняются в течение первых двух недель, т.е. до 15.09.  под руководством учителя

2.4. Посторонние записи и рисунки в дневнике не  допускаются.

2.5. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на который оно задано.

2.6. Учащиеся предъявляют дневник по первому требованию учителей и классного руководителя.

Образец оформления подписи обложки дневника

Дневник

ученицы(ка)2- А класса

средней школы №110

Иванова

Олега

  1.  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ

С  ДНЕВНИКАМИ:

3.1. Классный руководитель обязан регулярно, 1 раз в неделю, проверять дневники (подпись учителя в конце недели). Желательно выставлять оценку за ведение дневника в конце недели..

Ведение дневника 5.

3.2. Классный руководитель следит за наличием в дневниках всех оценок, полученных учащимися в течение недели. В случае необходимости вписывает отсутствующие оценки, подтверждая их своей подписью.

3.3. В конце дневника выставляются итоговые сведения об успеваемости.

3.4. Классный руководитель должен строго следить за обратной связью со стороны родителей.(подписи родителей в конце недели и четвертные оценки).

3.5.        Для заметок учителей и классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные графы и страницы дневника.

4.  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

4.1. Родители еженедельно просматривают и подписывают дневник.

4.2. 1 раз в четверть родители подписывают сводную ведомость в конце дневника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...

Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН в вспомогательной школе

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому здесь предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том чис...

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка.

Эффективная деятельность учителя и ученика на современном уроке. Соблюдение единого орфографического режима на уроках русского языка....

Соблюдение единого орфографического режима

Соблюдение единого орфографического режима...

Выступление на тему «Соблюдение единого слухоречевого режима»

Выступление на тему «Соблюдение единого слухоречевого режима»....

О едином орфографическом режиме в начальной школе

ull;устранение разночтений в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам;•создание условий для формирования культуры оформления...