Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"
статья

Блинова Анжелика Александровна

Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блинова Анжелика Александровна,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 8 класса

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

г.о. Шуя, Ивановская область

Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся

Слайд 2. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» – сказал академик Д.С. Лихачёв.

В нашей школе проводится огромная работа по патриотическому воспитанию, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Моя работа как классного руководителя, учителя истории по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у ребят чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Слайды 3-4. Одной из форм патриотического воспитания в школе-интернате является организация экскурсий по Шуе.

Музей – это тот остров духовности в современном художественном процессе, куда еще не добрался ураган полукультуры. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, воспитания патриотизма, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. 

В этом учебном году нами проведены экскурсии в литературно – краеведческий музей имени К.Д. Бальмонта и историко – художественный и мемориальный музей имени М.В. Фрунзе. Темы: «Восковые фигуры. История в лицах», «Эпоха комсомола», «Путешествие по губернии», «Путешествие в прошлое», «Реликвии военных лет».

Слайд 5. Особое значение мы уделяем экскурсиям в храмы. Так, ежегодно мы посещаем Храм Преображения Господня. Цель таких посещений - духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся. Здесь ребята встречаются с председателем общества трезвости Крюковым Иваном Вячеславовичем. Во время беседы Иван Вячеславович обсуждает с обучающимися вопросы, посвященные темам семьи, Родины. Такие встречи проходят живо и интересно, обучающиеся всегда задают вопросы.

Слайд 6. В целях патриотического воспитания, расширения кругозора, организации культурного досуга мы посещаем всевозможные выставки в Центре детского творчества и музеях города. Это выставки картин и фотографий: «Природа родного края», «Снежная мелодия» и другие.

Слайд 7. Следующим местом проведения досуговой деятельности и патриотического воспитания подростков становятся клубы по месту жительства, военно – патриотический и историко – патриотические клубы.

Так мы посетили историко-археологический клуб «КЛИО» при Центре детского и юношеского творчества. Руководитель клуба Ольга Альбертовна Несмиян рассказала о создании и развитии объединения. Археологическая группа начала свою деятельность с 1998 года на базе средней школы №8. Состав группы очень разнообразный: школьники, студенты, учителя, работники культуры и все те, кому интересна исследовательская деятельность. Нашему вниманию были представлены настоящие археологические находки «Клио»: погремушка, шило, пушечное ядро, нож и другие. Ребята задавали вопросы и с удовольствием получали новые знания. Большой радостью для обучающихся было не просто увидеть глазами находки, но и взять их в руки. Все ребята, несмотря на трудности данной деятельности, захотели в будущем участвовать в экспедициях объединения «Клуба любителей исторических открытий».

Также мы посетили военно-патриотический клуб «Суворовец». Руководитель клуба Лебедев Александр Сергеевич рассказал, чем увлечены ребята в клубе, отметил, что его воспитанники уже умеют собирать и разбирать автомат Калашникова, занимаются рукопашным боем и строевой подготовкой, ходят в походы. Затем Александр Сергеевич познакомил ребят с историей русского боевого оружия и показал, как нужно собирать и разбирать автомат. Ребята с интересом изучали устройство оружия, его боевые свойства, учились правильно разбирать и собирать учебное оружие. Многие обучающиеся заинтересовались и записались в клуб «Суворовец», ведь подобные занятия формируют и закаляют характер.

Тема Великой Отечественной Войны и великой Победы над фашистской Германией занимает особое место в патриотическом воспитании обучающихся нашей школы, и ей отводится главная роль. Этой теме посвящены общешкольные мероприятия, конкурсы, семинары.

Слайд 8. В январе в нашей школе прошел конкурс выступления агитбригад «Светофор». Конкурс агитационных выступлений в этом году приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В творческих номерах на тему «Победе – безопасные дороги!» обучающиеся рассказали о тяжелых и опасных буднях людей, стоящих на страже безопасности дорожного движения во время войны и сегодня. В своих выступлениях ребята напомнили о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, чтобы исключить случаи гибели и травмирования людей на дорогах в мирное время. Под моим руководством команда «Зеленый свет» заняла 1 место, и теперь нам предстоит защищать честь школы на городском конкурсе.

Слайд 9. В феврале в рамках Недели науки и творчества мною была организована секция «Историческая». Здесь для обучающихся 9 класса состоялась научно-практическая конференция «Великая Отечественная война в исторической памяти народа». Ребята подготовили доклады и исследовательские работы о городах-героях, рассказали о звезде советского радио Ю.Б. Левитане, о подвигах своих сверстников, простых мальчишек и девчонок, детство которых опалила война, вспомнили подвиг Зои Космодемьянской, обсудили основные этапы и события Великой Отечественной войны. Данная конференция показала, что выпускники нашей школы проделали серьезную работу, прониклись данной тематикой.

В феврале в нашей школе состоялся семинар на тему «ОРУД – ГАИ в годы Великой Отечественной войны: перекрестки их судеб (история героев инспекторов в годы ВОВ)». Обучающаяся 8 класса Сквознякова Анастасия под моим руководством рассказала о подвиге старшего инспектора Николая Родякина.

Слайд 10. В Дни боевой славы мною организуются и проводятся уроки-диспуты, уроки мужества, круглые столы.

Например, в этом учебном году 24 января для обучающихся 7-8 классов состоялся урок памяти «Бессмертие и сила Ленинграда». Мы говорили о том, что блокада Ленинграда — незабываемая страница в истории города, которая вызывает особое уважение к мужеству его жителей. Ребята вспомнили историю семьи Тани Савичевой, которая вела дневник во время блокады. Страницы дневника  наполнены болью и безграничным желанием жить. С экрана о трудностях жизни в блокадном городе рассказывали очевидцы событий. В классе стояла тишина, ребята слушали с замиранием сердца.

4 февраля для обучающихся 9 класса состоялся урок мужества, посвященный разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Цель мероприятия – обобщить значение великой Сталинградской битвы, заложившей основу коренного перелома в Великой Отечественной войне. По итогам занятия ребята сделали вывод о том, что мы, поколение 21 века, должны знать и помнить подвиги наших прадедов. Мы должны знать и уважать свою историю, ведь человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Незабываемое впечатление оставила у ребят заочная экскурсия по городам-героям. В ходе мероприятия ребята совершили виртуальное путешествие по городам военной славы, узнали о героических подвигах жителей этих городов. Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск, а также Брестская крепость – эти города золотыми буквами вписаны в летопись Великой Отечественной войны.

Жизни и творчеству ивановских поэтов-фронтовиков был посвящен устный журнал «Вслед за памятью». Основные цели: познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков Ивановской области, формировать и развивать патриотические чувства обучающихся.

Мы рассказали ребятам о жизни и творчестве поэтов, познакомили с произведениями героев фронта, которыми мы вправе гордиться. Вниманию аудитории были представлены стихи Алексея Лебедева «В морозной мгле мы выходили в море», «Пройдет война», «Октябрь», трогательные строки стихотворений Александра Фролова «Вдова», «Радость освобождения» и Игоря Мартьянова «Чтоб друзьям-товарищам помочь» и другие. Ребята с большим интересом слушали стихотворения поэтов-фронтовиков. Надеемся, что у слушателей возникло желание продолжить знакомство с творчеством наших земляков, самим почитать стихи и книги, рекомендованные педагогами.

Также нами был проведен урок-диспут «Путешествие по губернии». Цели мероприятия: воспитание патриотизма, усвоение новых знаний, разнообразие культурного досуга, сплочение школьного коллектива. Ребятам были предложены книги о нашем крае, в которых они узнали много нового, затем ребята совершили заочную экскурсию по Ивановской области, посетили достопримечательности своей малой Родины. Завершилось мероприятие викториной, в которой обучающиеся смогли продемонстрировать свои знания об истории и развитии края.

Подводя итог своему выступлению, хочется сказать, что эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче.

Результативность работы нашей школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины.

Литература

1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2016. - 224 с.

2. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2015. - 368 с.

3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2017. - №6. - С.3 - 7.

4. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2015. - №7. - С.21 - 24.

5. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

6. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2014. - 169 с.

7. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2016. - №2. - С.53 - 57.

8. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 20016. - №9. - С.26 - 28.

9. Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2016. - 137 с.

10. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 112 с.

11. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 110 с.

12. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2017. - № 11. - С.34 - 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература – неотъемлемый компонент здоровьесбережения

Автор статьи рассматривает предмет литературы в школе как необходимый компонент здоровьесбережения. Пренебрежение душевным покоем, нравственным здоровьем человека зачастую обходятся обществу дороже, ч...

Здоровьесбережение как неотъемлемый компонент современной образовательной среды.

в статье рассмотрена проблема и существование понятия здоровья, сущности здоровьесберегающей среды, функции и подходы к здоровьесберегающему компоненту в современной образовательной среде....

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося

Доклад к педсовету Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития учащегося...

Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Ресурсное обеспечение обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Нормативно-правовоеобеспечение деятельности учителяинклюзивного класса общеобразо-вательной организации...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для доп...