Классный час Азбука вежливости
классный час

Кузнецова Наталья Александровна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon azbuka_vezhlivosti.zip2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Азбука вежливости, или Этикет на каждый день

Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Форма: Брейн-ринг.

Информация к размышлению:

Хорошими манерами обладает тот,

кто наименьшее количество людей ставит

в неловкое положение.

Дж.Свифт

Подготовительный этап. Для организации и проведения классного часа необходимо разделить

класс на 4—5 команд (по 6 человек в каждой). Каждая команда выбирает название, капитана, готовится к классному часу в течение одной-двух недель.

Приготовьте оборудование игры:

  • 4—5 столов и 6 стульев (по количеству участников);
  • гонг;
  • секундомер;

•        таблички с названиями команд.

Необходимо выбрать жюри и ведущего игры.

Все вопросы к командам записываются на карточки с четкими формулировками правильных ответов.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Этикет — установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

  • служебный (деловой);
  • дипломатический;
  • военный;
  • педагогический;
  • врачебный;
  • этикет в общественных
    местах.

С этикетом тесно связаны правила вежливости.

Тебя будут считать человеком вежливым, если

ты: 1. Научишься сохранять свободу своих действий и

решений, не обижая при этом других.

2. Научишься:

  • не перебивать;
  • не шуметь;
  • не шмыгать носом;
  • не зевать вслух;
  • не вытирать ботинки о штанину брюк;
  • признавать все то, что отличает цивилизованного человека от дикаря.

Учитель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:

  1. Игра идет до шести очков.
  2. Очередность команд в игре определяется жеребьевкой.
  3. На обсуждение дается 1 минута.
  4. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.

Примерные вопросы:

1.        Что такое вежливость?

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

2.        Что принято считать хорошими манерами?

В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.

  1. Кто первым здоровается при входе в помещение?
    Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
  1. Кого кому представляют?

Младшего — старшему, мужчину — женщине, менее известного — более известному.

5.        Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

Проходящий.

6.        Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?

Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с вами познакомились! и т.д.

♦        В магазине:

1.        Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

2.        Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»

«Кто последний?»

  1. Можно ли входить в магазин с собакой? Нет, даже если собака небольшая.
  2. Как обратиться к продавцу? По имени-отчеству, которое указано на бэдже (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

♦        На улице, в транспорте:

1.        С какой стороны обходят прохожих?
Идущих впереди обходят слева, а идущих на встречу — справа.

2.        При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?

Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3.        Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?

Надо встать и уступить место.

♦ В театре:

1.        Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идет первым?

Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

2.        Чего нельзя делать во время спектакля?
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями,
вставать и уходить во время представления.

*- Поведение за столом: 1.Как надо есть хлеб, бутерброды?

Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.

2.        Как едят пирожные, торты,пироги?

Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции

чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа

их в руках.

3.        Как выйти из-за стола?

Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

Мини-итоги

По окончании брейн-ринга учитель подводит итоги игры.

Можно порекомендовать учащимся литературу по теме:

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1988.

Николаева Т.Н., Илларионов СИ. Этикет и мы. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука Вежливости

Классный час для пятиклассников...

открытый урок «Азбука вежливости. Этикет на каждый день».

«Хорошими манерами  обладает тот,  кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». ...

Классный час "Азбука вежливости" для начальной школы

классный час посвящен правилам поведения, о добре и зле, используются интересная форма проведения....

Азбука вежливых слов.

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений....

рабочая программа "Азбука вежливости"

цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей...

Азбука вежливости

Этикет на каждый день...

Внеклассное мероприятие по риторике "Азбука вежливости".

Мероприятие по формиронию культуры речи учащихся...