Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья

Чашникова Лариса Юрьевна

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chashnikova_l.yu_.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Чашникова Л. Ю.

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

МБОУ «ООШ №26» (г. Салаир)

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Из данного определения становится очевидным, что человек не может считаться полностью здоровым при наличии психологических проблем. Постоянно изменяющаяся экономическая и политическая ситуация в стране привели к необходимости воспитания людей, способных легко адаптироваться к изменяющейся ситуации, обучаться новым видам деятельности на протяжении всей жизни и быть при этом успешными, конкурентоспособными, уметь ориентироваться в современном информационном мире. Современные школьники постоянно находятся в процессе социальной адаптации, что в свою очередь ведет к увеличению  стрессовых ситуаций, которые отрицательно сказываются на их здоровье.

В связи с этим становится актуальным вопрос об активизации личностных ресурсов школьников, выступающих средствами, которые помогают успешной адаптации.

Рассматривать активизацию личностных ресурсов подростка следует с понятия «личностные ресурсы».

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. Исследователь Бодров В. А. определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса».

Ученый К. Муздыбаев определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [3].

Исследователь Водопьянова Н. Е. дает следующее определение ресурсов: «это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [1].

Можно сделать вывод, что личностные ресурсы – это те свойства и качества личности, а также все имеющиеся средства, которыми человек пользуется для наилучшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Исследователь Рогозян А. Б. приводит классификацию и краткую характеристику состава личных ресурсов, которые подразделяет на:

- психологические ресурсы (когнитивные, психомоторные, эмоциoнальные, волевые и другие общепсихологические свойства человека);

- личностные (разнообразные свойства, черты, установки личности, оказывающие влияние на регуляцию поведения в напряженных ситуациях жизнедеятельности и отраженные в качествах самоконтроля, самооценки, в чувстве собственного достоинства, мотивации и др.);

- профессиональные (уровень знаний, опыта, индивидуальный стиль деятельности, позволяющие регулировать профессиональное поведение личности);

- физические (уровень физического и психического здоровья и функциональных резервов человека);

- материальные (доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи) [2].

Большое распространение в настоящее время получила транзакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. Исследователь Сажина Н. М. раскрывает суть этой теории.  По мнению Р. Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса. Поведение рассматривается как результат взаимодействия между человеком и окружающей средой.

Ученый Р. Лазарус вводит понятие «копинг» (coping) – преодоление стресса, совладание с ним. Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг-поведением или совладающим поведением.

Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности. Исследователь С. Фолькман выделяет физические, психологические, социальные виды копинг-ресурсов.

К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся ресурсы личности:

  • ресурсы когнитивной сферы – возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека;
  • я-концепция, или представление человека о себе;
  • интернальный локус контроля - умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответственность за нее;
  • аффилиация - умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми;
  • эмпатия - умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт;
  • позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере;
  • духовность человека;
  • ценностная мотивационная структура личности.

Также к копинг-ресурсам можно отнести ресурсы социальной среды:

  • система социальной поддержки – окружение, в котором живет человек (семья, общество);
  • социально-поддерживающий процесс – умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку [3].

Таким образом, активизация личностных ресурсов подростков – это усиление активности тех свойств и качеств личности, а также всех имеющихся средств, которыми школьник пользуется для наилучшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Активизация различных уровней психики человека в процессе преодоления жизненных трудностей во многом связана с возрастными закономерностями развития и может осуществляться в рамках воспитательно-образовательного процесса в условиях образовательного учреждения.

Активизация личностных ресурсов школьников происходит как во время уроков, так и с помощью специально организованных воспитательных мероприятий. Особый интерес представляют активные формы проведения мероприятий, использование инновационных технологий, нетрадиционных форм работы, игровых моментов, а также использование интерактивных методов в рамках системно-деятельностного подхода.

К интерактивным (от англ. interaction – взаимодействие, взаимное воздействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками. По сравнению с традиционными технологиями в интерактивном обучении наполняются новым содержанием роли педагога и учащихся. Организуя взаимодействия и отношения, педагог ставит в центр управления обучением самого обучаемого в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.

Интерактивные технологии стимулируют активизацию личностных ресурсов в результате активной совместной учебной деятельности и реализуют  социализирующую функцию.

Таким образом, активизация личностных ресурсов школьников является одним из аспектов реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, который способствует наилучшей адаптации школьников к новым условиям и воспитанию гармонично развитой, успешной личности.

  1. Водопьянова, Н. Е. Оценка оптимизма и активности личности [Текст] / Н. Е. Водопьянова, М. В.  Штейн // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2007.- 607c.
  2. Рогозян,  А. Б. Cтрессустойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности / Рогозян  А. Б. // [Электронный ресурс] / режим доступа http://cyberleninka.ru 
  3.  Сажина, Н. М. Концептуальные модели профилактики наркомании в России и за рубежом : опыт теоретического анализа [Текст] / Н. М. Сажина // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы III Всерос. науч. - практ. конф., 29-30 окт.2009 г., / - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. - 344с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.

ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...

Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя...

Реализация здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных спортсменов

Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...