Преемственность в обеспечении психологической безопасности при организации учебно-воспитательного процесса.
материал

Комочков Артем Игоревич

Преемственность в обеспечении психологической безопасности при  организации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.И.Комочков

Балашов, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 им. П.А.Столыпина

«Преемственность в обеспечении психологической безопасности при  организации учебно-воспитательного процесса»

В современном мире существует множество структур, обеспечивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до сертификатов безопасности на потребительские товары и услуги. Проблема безопасности стоит крайне остро в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ.

Образовательная среда школы – часть жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия в процессе взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Такие характеристики образовательной среды, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают её безопасность и защитную функцию.

Новые условия и требования современного общества к учащимся, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей учебно-воспитательной и психологической работы в школе. При планировании и осуществлении учебно-воспитательных воздействий, в том числе и тех, с помощью которых изменяется микросреда школьника, необходимо постоянно делать поправку на возраст, пол, индивидуально-личностные, субъектно-деятельностные особенности учащихся.

В этом свете вызывает большой интерес раздельное обучение в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики психологических рисков образовательной среды, а также повышение психологической безопасности.

Активно за раздельное обучение выступает русский учёный, врач и педагог-новатор В.Ф.Базарный. В России уже несколько лет работают школы с раздельно-параллельным обучением, основанные на разработанных им принципах здоровьесберегающего обучения.

На базе МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина г. Балашова уже шесть лет существует экспериментальная площадка, в рамках которой реализуется программа раздельно-параллельного обучения. Теоретической базой программы являются работы доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Находясь в микросреде, которая его окружает, — в семье, в классе — ребенок постоянно испытывает воздействия на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются часто очень противоречивыми. В связи, с чем может проявиться одна из существенных психологических опасностей в образовательной среде: неудовлетворение важной базовой потребности в личностно–доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

Одной из интересных и перспективных практик, используемых в нашей школе, является появление с 2011 года кадетских классов. Хочется, более подробно остановится на примере мероприятий, проводимых с кадетами для создания благоприятного климата в классном коллективе во время их адаптации к новой ситуации обучения в основной школе. С целью сплочения и создания доброжелательной атмосферы внутри классного коллектива,  обучения социальным навыкам взаимодействия, патриотического воспитания, а также укрепления дисциплины, с кадетами организуются и проводятся следующие мероприятия:

  • строевая подготовка и утренние построения;
  • занятия по начальной военной подготовке;
  • классные часы «Я-кадет» с целью формирования и развития у кадетов духовно-нравственной культуры на основе православных и казачьих традиций;
  • общение с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, с военнослужащими и казаками и другое.

Данные мероприятия эффективно помогают в повышении психологической безопасности в школе так, как большинство учащихся кадетских классов имеют положительное к ней отношение, а также высокий уровень удовлетворённости характеристиками школьной среды.

При написании данной статьи были использованы материалы из:

Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002. — 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ О  СОЗДАНИИ  КОМФОРТНЫХ  И  БЕЗОПАСНЫХ   УСЛОВИЙ    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Сборник коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления. А так жепомощь воспитаннику в выполнении домашнего задания,комплекс упражнений физкультурных  мин...

статья ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Статья это тезисы выступления на конференции...

Консультация для воспитателей ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Консультации для воспитателейОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...

Квест-технология как ресурс обеспечения психологической безопасности и диалогового взаимодействия обучающихся и учителя на уроках английского языка

Педагогический коллектив нашей школы «Школа Здоровья» всегда в поисках новых, интересных образовательных технологий для реализации здоровьесозидающего подхода.Одной из таких технологий явл...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...