Классный час "Что я знаю о правах в жизни и в мире сказок?"
классный час (5 класс)

Мошкина Наталья Алексеевна

О гражданских правах в жизни ребёнка на примерах сказочных героев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о гражданских правах ребёнка24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-викторина «Что я знаю о правах в жизни и  в мире сказок?»

5 класс

Учитель:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей).

Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.

Упражнение «Собери слово из букв»

Ученикам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция

Конституция –главный закон страны.

Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.

С тех пор этот день является государственным праздником –Днем Конституции РФ.

Обзорное знакомство с Конституцией РФ.

Главный закон состоит из 9 глав.

В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название

государства –Российская Федерация

В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.

Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.

Во второй главе-самой большой -записаны права и свободы граждан РФ:

-право на жизнь,

-право на неприкосновенность жилища,

-право на свободный труд,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на образование.

Права -те правила по которым живут люди.

1)«Три поросенка» С. Михалков 

Какое   нарушается в этой сказке?(Право на неприкосновенность жилья).

В какой сказке еще нарушается это право? (Заюшкина избушка)

2) Колобок

Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?
- Право на свободу передвижения, право на жизнь

3)«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.

- Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)

-Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

4)«Лягушка-путешественница» В. Гаршин

- Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)

5)«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин

- Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)

6)С. Аксаков «Аленький цветочек»

- Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
- Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

7)К. Чуковский «Доктор Айболит»

Каким правом воспользовались звери ? (право на медицинскую помощь)

8)«Маша и медведь»

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? ( право на свободу)

9)А. Толстой «Приключения Буратино»
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на….

( получение бесплатного образования). 

10)«Золушка»Ш. Перро 

Какое в сказке нарушено  право ребенка?(право на отдых)

Конкурс « Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм

Карточка №1.

Ребенок —    к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Школа – Л О К А Ш

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Опекун – К Е У Н О П

Семья – м я с ь е

 Музыкальный конкурс

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения)
  4. “Песенка Чебурашки ” (право на имя).
  5. “ Чунга-чанга” (право на отдых).
  6. “Если б не было школ ” (право на образование).

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это…( разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа …(Запрещается)

Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)

Какое наше открытие?

- Герои сказок как и люди имеют такие же недостатки

- В сказках побеждает добро и справедливость

-Детей нужно защищать. Государство гарантирует соблюдение прав ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"

Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....

Классный час в 6классе на тему: «Нужны ли правила в жизни человека?»

Тема данного классного часа выбрана с целью дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений и  развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих люде...

Тематический классный час ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:—  для чего нужны правила?—  как формируются правила поведения?—  какое поведение называется противоправным?—  каковы последствия противо...

Классный час «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

Разработка классного часа по теме: «Правила в жизни человека: нужны ли они?»...

Устный журнал "Знай свои права – умей использовать в жизни"

Устные журналы - традиционная форма работы в нашей школе...

Классный час "Знай свои права"

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права...