Методическая разработка внеклассного мероприятия «Квест-игра «Мы – за здоровый образ жизни»
методическая разработка (6 класс)

Елена Алексеевна Варивода

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Мы живем в XXI веке, веке интернет-зависимости, употреблении фастфуда, постоянном эмоциональном стрессе. Взрослые, а особенно подростки стали мало двигаться, гулять на свежем воздухе, а ведь не каждый задумывается, что такой образ жизни ведет к ухудшению и потери здоровья.

Здоровье легко потерять, если не заботиться о своем организме, необходимо формировать умения, что бы ежедневно заботиться о своем здоровье.

Проблема сохранения здоровья будет актуальна всегда. Необходимо мотивировать детей к здоровому образу жизни, как на уроках так и вне, используя различные средства  обучения. Одним из новых веяний  XXI века, является  - квест-игра. 

Квест  - перевод с английского Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений».

В образовательном процессе квест – это проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

ЗОЖ – квест  направлен  на  формирование  культуры  здорового  образа  жизни  у подрастающего  поколения,  проявление  ответственности, самостоятельности  и командного взаимодействия, а также на создание условий для интеллектуальной и творческой  самореализации  обучающихся  и  популяризацию  физической активности.

 

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

– дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах;

– способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

Участники: учащиеся 5–6-х классов, родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №12 г.о.г. Выкса

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Квест-игра «Мы – за здоровый образ жизни»

 ( внеклассное мероприятие для учащихся и родителей)

Выполнила: классный руководитель,
учитель музыки

 6 «Г» класса

МБОУ СШ №12

Варивода  Елена  Алексеевна

                                                                     

        

                                                     Выкса,  2019

                                                                                         

                                                   Содержание        

     1. Введение……………………………………………………………..3

     2. Основная часть   ………………………………………………........4

      Организания и проведение квеста.

     3.  Сценарий игры-квеста «Мы – за здоровый образ жизни»…........6

    4.  Заключение…………………………………………………………13
    5. Список  использованных источников…………………………….14

                                                                                                        D:\Documents\Desktop\i.jpg

                                                                        Введение

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Мы живем в XXI веке, веке интернет-зависимости, употреблении фастфуда, постоянном эмоциональном стрессе. Взрослые, а особенно подростки стали мало двигаться, гулять на свежем воздухе, а ведь не каждый задумывается, что такой образ жизни ведет к ухудшению и потери здоровья.

Здоровье легко потерять, если не заботиться о своем организме, необходимо формировать умения, что бы ежедневно заботиться о своем здоровье.

Проблема сохранения здоровья будет актуальна всегда. Необходимо мотивировать детей к здоровому образу жизни, как на уроках так и вне, используя различные средства  обучения. Одним из новых веяний  XXI века, является  - квест-игра.  

Квест  - перевод с английского Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений».

В образовательном процессе квест – это проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

ЗОЖ – квест  направлен  на  формирование  культуры  здорового  образа  жизни  у подрастающего  поколения,  проявление  ответственности, самостоятельности  и командного взаимодействия, а также на создание условий для интеллектуальной и творческой  самореализации  обучающихся  и  популяризацию  физической активности.

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

– дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах;

– способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

Участники: учащиеся 5–6-х классов, родители.

Ожидаемые результаты:

умение работать в команде, повышение мотивации учащихся на сохранения здоровья при прохождении квеста

Перспектива:

 ввести квест в общешкольные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья;

Оборудование: компьютер, экран, маршрутные листы с названием станций.

                                              Основная часть

Организания и проведение квеста.

Квест – это игра, в которой есть сюжет и задания. Цель квеста – выполнить эти задания и прийти к обозначенной цели. При прохождении квеста «В поисках Здоровья», учащиеся перемещаются по маршрутному листу, взаимодействуют с другими участниками квеста, достигая при этом поставленной цели.

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

– дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах;

– способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

Участники: учащиеся 5–6-х классов, родители.

План подготовки и проведения игры:

  • Подготовка маршрутного листа для прохождения этапов.
  • Подготовка вопросов и ответов.
  • Выбор организаторов квеста, формирование команд игроков.
  • Проведение инструктажа для участников квеста.
  • Прохождение игровых площадок командами.
  • Подведение итогов.
  • Награждение.

Маршрутный лист квест-игры «Мы – за здоровый образ жизни»

п/п

Название

станций

Место

проведения

Отметка о выполнении

Станция № «Окружающая среда»,

Кабинет 18

Станция № 2«Питание»

Кабинет 28

Станция №3«Спортивная»

Спортивный зал

Станция № 4 «Гигиена»

Кабинет 25

Станция № 5«Айболит»

Кабинет  24

Станция 6«Закаливание»

Кабинет 17

Станция № 7«Вредные привычки»

Кабинет 38

Станция№8«Туристическая»

Малый спортивный зал

          Сценарий игры-квеста «Мы – за здоровый образ жизни»

Здравствуйте, дорогие друзья. Я говорю вам «здравствуйте», а, значит, желаю здоровья.  Сегодня мы проводим квест-игру «Мы за здоровый образ жизни». На каждом этапе квест-игры вы будете выполнять конкретное задание, которое вам будут подробно объяснять судьи, находящиеся на том пункте, куда вы должны будете прибыть согласно маршрутному листу. 

Выбор такой формы проведения мероприятия, как квест-игра, обусловлен большим в настоящее время интересом учащихся и их родителей к играм-приключениям. Квест-игра позволяет действовать участникам в команде, во время проведения присутствует соревновательный дух, который создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Мероприятие представляет собой прохождение учащимися и их родителями препятствий (заданий по станциям) с целью получения главного приза – набор для здоровья (корзина фруктов).

В игре участвуют две команды по 6 человек, смешанные из учащихся и родителей.

8 станций: «Окружающая среда», «Питание», «Спортивная», «Гигиена», «Айболит» «Закаливание», «Вредные привычки» «Туристическая»,
 что соответствует составляющим здорового образа жизни.

На каждой станции команда, справившаяся с заданием, получает кусочек пазла (Рис.1) и набирает баллы (фиксируются на сопроводительном листе каждой команды). Команда, набравшая наибольшее количество баллов и собравшая верно итоговый пазл получает приз.

(Рис. 1.)

Каждый отряд – команда с капитаном. Остальные – болельщики. Команды получают маршрутные листы с названием станций, с которыми передвигаются от одной станции к другой. Работает жюри.

Штрафные очки за:

Шумное поведение на конкурсах и в пути;

Несвоевременное прибытие;

Грубость.

Станции располагаются в классах. На станциях таблички с названиями. Вопросы оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, болельщики – 1 балл.

1 станция «Окружающая среда»

Окружающая среда должна быть безопасна и благоприятна для нашей жизни. Серьезные промышленные катастрофы и загрязнение окружающей среды очень неблагоприятно влияют на здоровье человека.

Задание для команд:

Составьте из букв слова, являющимися ответами на вопросы (напечатаны буквы каждая на отдельном листе: а, а, б, в, г, е, и, к, л, м, о, о, р, с, т, ф, ь, э, я ):

Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания. (Экология)

Воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Она обеспечивает возможность жизни на нашей планете и оказывает большое влияние на разные стороны жизнедеятельности человечества. (Атмосфера)

Средство передвижения, от которого страдают чаще всего люди, живущие в городе вдоль самых оживленных дорог, а также люди, живущие вблизи шоссе. Отходы выхлопных газов отравляют не только атмосферу, но и придорожную почву. (Автомобиль)

Максимально – 3 балла

2 станция «Питание»

Питание имеет огромное значение для здоровья человека, питательные вещества, витамины и микроэлементы дают человеку энергию, вредные вещества, напротив, оказывают на организм человека отрицательное воздействие.

Задание для команд:

Разложить картинки по двум столбикам: 10 самых вредных продуктов (засоряют организм) и 10 самых полезных продуктов(очищают организм)

Полезные  замена вредных продуктов .(Рис.2)  

(Рис. 2)

Максимально – 2 балла (за каждую правильно составленный столбик)

3 станция «Спортивная»

Чтобы быть здоровым нужно обязательно уделять время физическим упражнениям.

Задание для команд:

Сделать 10 отжиманий от пола самому выносливому и сильному члену команды, в это время остальным – 20 приседаний.

Показать комплекс гимнастики для глаз.

Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.

Показать комплекс гимнастики на внимание.

Показать комплекс гимнастики на релаксацию (расслабление).

Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.

Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (Хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон).

Назвать виды спорта, входящие в Летние Олимпийские игры (Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипед).

Что такое культуризм? (Развитие определенных мышц тела).

Максимально – 6 баллов (за каждого члена команды, выполнившего задание)

4 станция «Гигиена»

Командам предлагается назвать правила личной гигиены и гигиены жилища, не менее 6 по каждой.

Возможные варианты:

1.Принимать душ с мылом не реже раза в неделю

2.Стричь ногти регулярно

3. Мыть голову по мере загрязнения

4. Чистить зубы как минимум дважды в день.

И т.д.

Проветривать помещение

Делать влажную уборку еженедельно

Освещение должно быть достаточным и равномерным

И т.д.

Максимально – 2 балла (за 6 правил соблюдения каждого вида гигиены)

5станция «Айболит»

Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?

Назовите болезни «грязных рук» (Желудочно-кишечные расстройства, дизентерия, гепатит (желтуха)).

Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, сальмонеллез, гельминты).

Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Резкое охлаждение может вызвать ангину).

Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель).

Почему нельзя гладить незнакомых собак? (Возможно заражение глистами, блохами, лишаем).

Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд? (Возможна чесотка, обратиться к врачу).

Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор и не находиться долго на солнце).

Максимально – 4 балла (за каждый пункт задания)

6 станция «Закаливание»

Закаливающие процедуры нам знакомы с самого детского сада, они полезны для нашего здоровья, но требуют соблюдения определенных правил.

Задание командам:

Предлагается ответить на вопросы:

Что такое закаливание?

Ответ:  

Закаливание – это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Назовите факторы закаливания.

Ответ:

1. солнце

2. воздух

3. вода

Назовите основные принципы закаливания.

Ответ:

1. систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);

2. постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;

3. проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

4. учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;

5. возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

Назовите не менее 6 закаливающих процедур.

Ответ:

Солнечные ванны

Воздушные ванны

Водные процедуры

Хождение босиком

Обтирание

Обливание туловища

Купание в открытых водоемах

Максимально – 4 балла (за каждый пункт задания)

7 станция «Вредные привычки»

Про вредные привычки все знают, это курение, алкоголизм, наркомания и т.д., все они пагубно влияют на наш организм и совершенно не сочетаются со здоровым образом жизни.

Задание командам:

Командам предлагается создать за десять минут «Видеоролик о вредных привычках». Можно работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация и другое, использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание и т.д.

Максимально – 3 балла (за артистизм, идею и исполнение)

Каждая команда заработала определенное кол-во кусочков пазла, нужно составить из них полную картину, в это время организатор считает кол-во заработанных баллов и определяет победителя.

8 станция «Туристическая»
Узкая тропинка.

Обозначают 2 узкие «тропинки» длиной 3 – 6 м и шириной 25 см (шнурами, веревками, мелом). Тропинки заканчиваются кругом в 1м.
В каждой команде равное и четное количество участников. По команде «Марш» один из игроков каждой команды берет на спину «живой груз», т.е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там «груз», вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара, не выходя за «тропинку» (штраф 1 очко).
Переправа. (Тренировка равновесия).
Переправляется по бревну (дереву) каждый участник отдельно. За сход с переправы начисляется штрафное очко.
Бег по кочкам.
По команде ребята бегут наперегонки по «кочкам», которые обозначены кругами или расчерчены мелом. Круги располагаются на расстоянии 80-100 см.
Участники штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала.
Укладка рюкзака. 
По команде укладывают рюкзак с туристическими принадлежностями. Затем застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов!». Проверяется руководителем, он штрафует за ошибки.
Тяжелые вещи внизу. Мыло, кружка – в боковых карманах

Максимально – 4 балла (за каждый пункт задания)

- Чтобы завершить наше мероприятие сейчас каждая группа за 5 минут сделает проект-эмблему семьи «Мы за ЗОЖ» .

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ

-Желаю вам крепкого здоровья! И желаю вести здоровый образ жизни!!!!

- Итог. Рефлексия.

                                             Заключение

Здоровый образ жизни складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. 

В настоящее время игры в формате квестов очень востребованы у учащихся. Они помогают раскрыть учащимся свой творческий потенциал, показать,  как они умеют работать в команде и выявить их знания, умения, навыки, соответствующие тематике квеста. В них можно играть в любом возрасте, главное учитывать возрастные особенности при составлений заданий.

Прохождение квеста даст возможность учащимся  и родителям окунуться в мир незабываемых эмоций, а так же укрепит их знания по вопросам здорового образа жизни.

Наш квест «Мы – за здоровый образ жизни», разработан для учащихся 5-6 классов.

Список  использованных источников.

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях /

Л.Н. Антонова.- М.: МГОУ, 2004. - 100с.

2.Билык Н.И. Спутник классного руководителя. 5 – 7 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

 3.Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном             процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.- №3.- С.52-87.

   4.Здоровый образ жизни. Классные часы и мероприятия /сост.     Е.В.Дашукевич.- Мн: Красико –Принт, 2013.

5.Еременко Н.И. и др. Классные часы. Копилка классного руководителя. Методическое пособие. – М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2006.

  1. https://nsportal.ru
  2. http://dnevnyk-uspeha.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Мы за здоровый образ жизни"

Цели: дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни;приобщить учащихся к здоровому образу жизни;добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;развивать...

Внеклассное мероприятие на тему: « Я выбираю здоровый образ жизни!»

Внеклассное мероприятие на тему:« Я выбираю здоровый образ жизни!»ВведениеУмение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.Классный ...

Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мы за здоровый образ жизни!"

Здоровье- это не подарок , который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат каждого человека и общества .Здоровое тело -продукт здорового рассудка.  Здоровье -это вершина на которую ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Выступление агитбригады "Антидот"(пропаганда здорового образа жизни) для учащихся 10 класса"

Сценарий выступления агитбригады учащихся 10 класса по профилактике вредных привычек...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровьюсбережению. Устный журнал "Здоровый образ жизни"

Данная разработка рассчитана на учащихся 6 классов коррекционной школы - интернат VIII вида.Цель:Пропаганда  здорового образа жизниЗадачи  1) Способствовать расширению представления о  ...

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения и пропаганде здорового образа жизни Игра-квест "Территория здоровья"

Данна методическая разработка будет полезна педагогам школы среднего звена, педагогам дополнительного образования....