Классный час "Блокада Ленинграда" (24.03.22)
методическая разработка (8 класс)

Куликова Светлана Владимировна

Классный час "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Блокада Ленинграда"26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Блокада Ленинграда»

Цели:

-воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства гордости за свою страну, за свой народ;

- прививать любовь к Родине;

- коррекция и развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, навыков чтения;

познакомить учащихся с историческими событиями периода блокады Ленинграда.

Оборудование: карточки с важными датами истории ВОВ, рисунки детей, компьютер, аудио колонки, флеш-карта, интерактивная доска.

Ход классного часа:

1.Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важная тема. Я очень надеюсь, что вы будете мне помогать своими ответами, хорошей дисциплиной, активным участием.

2.Вводная часть

Подведение к теме классного часа

(на меленькую доску учитель вешает даты начал и окончания ВОВ 22 июня 1941год – 9 мая 1945 года)

- Ребята, вы знаете, что это за даты?

(Это даты начала и окончания Великой Отечественной Войны)

- 22 июня 1941 года на рассвете началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

1 слайд

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕзнающих, неведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.

Сообщение темы

 ( Учитель вешает дату начала блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года)

- А эту дату знает кто-нибудь?

(Это дата начала блокады Ленинграда)

- И тема нашего классного часа - Блокада Ленинграда.

 

3.Основная часть

1) Осаждение города фашистами.

 - Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

- Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

- Все жители Ленинграда мужественно обороняли свой город.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

Началась блокада.

2) Суровые дни блокады.

- Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

- В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

- Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами. Шли цепочками, один за другим старики, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

- Не было топлива. Не было электричества. Рабочие постоянно чинили повреждения.  Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград, и  всё снова выходило из строя.

3) «Горький» хлеб.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

Рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов.

Давайте посмотрим, какой кусок хлеба получали взрослые и дети на весь день. У нас есть весы. Мы отрежем кусочек хлеба, который получали рабочие. Сколько грамм?   А дети сколько получали?

Это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

- Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Вот хлебная карточка - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

Ученик:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я озорство.

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

4) Семья Савичевых 

- Голодная смерть косила людей.

- Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Блокада отняла у девочки родных. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли в детский дом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

5) Работа школ.

- В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученик

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

6) Человечность.

- Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Воспоминания школьниц (читают дети).

« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

7) Дорога жизни.

- Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 

Рассказ учащегося:

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Ученик

Дорога жизни узким коридором

Протянута по ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город

В том страшном и чудовищном аду.

Враги ее обстреливали с неба,

Но сквозь метель и сквозь бомбежек град

По ней машины шли с насущным хлебом

И день, и ночь в блокадный Ленинград

Дорога жизни, Ладога родная,

О, скольких ты тогда смогла спасти!

Для наших дедов, бабушек, я знаю,

Священней места в мире не найти.

8) Окончание блокады

( Учитель вешает на доску еще одну дату, это дата окончания блокады27 января 1944 года)

- Ребята, это дата окончания блокады. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

На Пискарёвском кладбище в Ленинграде воздвигнут огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. На граните слова: «Никто не забыт, ничто не забыто»

4. Изготовление стенгазеты, посвященной дате снятия блокады Ленинграда.

- По вашим рисункам я вижу, что вы понимаете и знаете что такое война. Вы, также, нарисовали рисунки по теме «Мы – против войны». И теперь мы с вами оформим стенгазету, посвященную Дню снятия блокады Ленинграда.

5. Подведение итогов классного часа.

-  Что нужно делать, чтобы не было войны? ( Дети отвечают на вопрос)

- Давайте еще раз посмотрим внимательно на доску и назовем события этих дат.

 Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Минута молчания

- Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

(Звук метронома)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...