"Из опыта работы классного руководителя по реализации Программы воспитания в школе"
статья

Щербинова Наталья Николаевна

Выступление  по теме "Из опыта работы классного руководителя по реализации Программы воспитания в школе" на городском форсайт-центре "Модель выпускника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы классного руководителя по реализации Программы воспитания в школе.

                                                                  Щербинова Н.Н.,

                                          Классный руководитель 8а, 9в классов

                                          МБОУ «СШ № 2-многопрофильная

                                          им. Е. И. Куропаткина»

      29 мая 2015 года была принята  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 годах, и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию были приняты методические рекомендации  «Примерная программа воспитания».  Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В каждой школе есть адаптированная Программа воспитания, которая является частью основных образовательных программ.

     Программа показывает, каким образом педагогические работники  могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.
    В центре Программы воспитания в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению. К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
    Инвариантными модулями Программы  являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация»,  «Ключевые общешкольные дела
», «Профилактика правонарушений, здорового образа жизни и безопасность».

    В модуле «Работа с родителями» в каждом классе создан родительский комитет из 5 человек, 1 представитель выбран в совет школы, все родители принимают участие в управлении классом, в подготовке мероприятий, в акциях, которые проходят в школе. Все грамоты класса размещаются в классном уголке, фотографии выкладываем в детской и родительской группах. В классе каждую четверть по графику проходят родительские собрания, вся информация по работе с классом доводится до сведения родителей еженедельно, связь с родителями постоянная, если кто не приходит в школу, то родитель  обязательно предупреждает меня, если вдруг кто-то во время не пришел домой, на улице после школы пошел провожать друга, а  разрядился телефон, то родители все на связи, сразу начинаем выяснять с кем  ушел и где, поэтому  ребят постоянно контролируем,  родители и ребята относятся к этому положительно, так как прежде всего все понимают, что контроль для сохранения здоровья и жизни. Родители в личных консультациях получают советы по актуальным вопросам воспитания, по запросам родителей с ребятами работают психологи, если нужна помощь социального педагога, медицинского работника, то обращаемся. Я  постоянно на связи с родителями, родители знают все мои номера телефонов, электронную почту, все средства связи  со мной им известны.

Мероприятия  модуля  «Профориентация» направлены на поддержку индивидуальности обучающихся.  Индивидуальность - это интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание общих и единичных черт. Одним из условий гармоничного развития личности является познание своего "Я" и определение собственного места в социуме. Помочь ребенку в поисках ответов на жизненно важные вопросы: "Кто я?", "Каков мой жизненный путь?" и другие - значит помочь в развитии способности быть автором собственной жизни, при проведении мероприятий, говорим о профессиях, обсуждаем, изучаем, встречаемся с представителями разных профессий, участвуем в профессиональных пробах. 

Направления модуля «Профилактика правонарушений, здорового образа жизни и безопасность» -   - профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами. Цель модуля -  создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов обучающегося, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе к неблагоприятным факторам,  психолого-педагогическая  поддержка  и сопровождения слабоуспевающих, социально запущенных социально неадаптированные детей-мигрантов,  создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.   С целью формирования и развития правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности; профилактики негативных явлений, устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению антиобщественных действий несовершеннолетними в нашей школе реализуется профилактическая программа «Подросток и закон», а так же программа по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь прекрасна». Инструктажи по правилам безопасного поведения провожу по плану школы, каждый ученик имеет личный журнал, в который записывает тему беседы и краткое содержание, в кабинете есть уголок, в котором имеется материал по этому модулю, телефон доверия расположен на стенде на видном месте.

     Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
   Модуль «Ключевые общешкольные мероприятия» -  организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и детей, это главные традиционные общешкольные дела и мероприятия, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с обучающимися. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа «ребят и их родителей.
   В модуле «Классное руководство   организую работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися, вверенного мне  класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; при необходимости с психологами,  с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом - это
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося, совместных дел с обучающимися  класса, вовлекая  в дела  всех  обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым даю им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить мои доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе,

 - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения  с обучающимися, основанные  на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения и т.д

     Я -  классный руководитель 8а и 9в класса. Последние 8 лет у меня по 2 классных руководства. Второе классное руководство в силу разных причин. Итак, когда ребята 8А были в 4 класса, произошло наше знакомство, я – счастливый классный руководитель, так как с ребятами я начинаю знакомится, пока они еще в начальной школе. Я провожу два внеурочных занятия в форме беседы, где и происходит первое знакомство ребят со мной, на занятия приглашаю родителей ребят, один урок в классе начальной школы, один урок в кабинете, где я работаю.  У классного руководителя начальной школы я узнаю все о ребятах класса. Когда 1 сентября приходят в 5 класс, мы уже знакомы, поэтому этап преемственности сглаживается и уровня тревожности, как правило нет.  У меня в классе только 3 общественных должности, 2 из них выбираем всем классом, лидер и заместитель лидера, на первом классном часе открытым голосованием ребята вносят кандидатуры, обосновывают своем мнение, выслушиваем каждого. Я предлагаю всегда выбрать мальчика, объясняя тем, что у него в дальнейшем большая ответственность (на примере пап семей), поддерживаю кандидатуру мальчика. Лидера выбрали, заместителем будет тот ученик, который по числу голосов набрал чуть меньше лидера и выбираем 3 и 4 желающих, ответственных за питание. Я в образовании работаю 38 лет, из них 30 лет классным руководителем, из своего опыта все остальные в классе общественные должности мне не нужны, все в классе участвуют во всем, каждому можно дать временное поручение, сформировать группу по интересам, поэтому каждое мероприятие – это коллективное дело ребят и родителей, каждый принимает участие по мере возможностей. На следующий год обязательно спрашиваю будем ли проводить перевыборы, как правило, их не бывает. В начале каждого месяца знакомлю ребят и родителей с планом работы на месяц, обсуждаем, кто какое посильное участие может принять, родителям говорим, какая помощь нам требуется, поэтому родители принимают участие во всех делах, я всегда заранее сообщаю тему классного часа, чтобы каждый мог по теме подобрать материал. На первом родительском собрании я даю родителям рекомендации: каждый день надо говорить ребенку, что родитель по нему скучает, очень любит минимум 10 раз за день), Постоянно обсуждать проблемы ребенка и родителя, советоваться с ребенком, как поступить, в этом случаи ребенок привыкает и будет постоянно связан «невидимой нитью» с родителем, то есть родитель будет в курсе всех дел ребенка. на собраниях обсуждаю только общие вопросы класса, с родителями провожу индивидуальные консультации  с приглашением ребят. В 5 и 6 классах я, готовясь совместно к мероприятиям, учу ребят проявлять инициативу, работать в группах в сотрудничестве, слушать мнение других и уметь отстаивать свое, в 7 классе во втором полугодии, как правило все уже привыкли, что участвуем везде, где можем, поэтому я уже больше в роли тьютора. Если в 5 и 6 классе постоянно привлекать всех к участию во всех коллективных делах, то к 7 классу уже вырабатывается у всех (у ребят и родителей) «привычка» участия в мероприятиях. Если классным руководителем Вы не с 5 класса и до Вас так всех не привлекали к участию в коллективных делах, то данная форма работы должна быть откорректирована. В сентябре: обсуждаем задачи на год, делимся впечатлениями и фотографиями от событий лета.

 В сентябре обязательно проходит классный час по гражданско-патриотическому воспитанию «Трагедия в Беслане – наша общая боль»,

приуроченненный ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, с целью укрепления ценностных ориентиров на сочувствие, сопереживание, формирование у учащихся толерантности, воспитывающий выработку активной гражданской позиции и 21 сентября говорим о Международном дне мира, как о дне отказа от насилия и прекращения огня. На классном часе говорим о героических профессиях военных, спасателей, врачей, водителей, учителей.

     В октябре принимаем участие в акции, посвященной дню пожилого человека и все вместе готовимся ко Дню учителя, собираемся на набережной с ребятами и родителями, делаем поздравительную открытку, можно просто перед зданием школы.

31 октября — Всемирный день городов, говорим об образовании города, о людях, живущих в нем, ребята рассказывают о городах, где были летом или где живут их родственники.  

В ноябре:  В День народного единства, разговариваем о нашем многонациональном городе, традициях, обычаях, класс – многонациональный, поэтому знакомится с культурой и бытом национальностей, представители которых учатся в классе. 

В ноябре есть три даты, которые объединяем в единый классный час:

10 ноября — Всемирный день науки за мир и развитие, 16 ноября — Международный день толерантности, 20 ноября — Всемирный день ребёнка, готовим материал по теме, обсуждаем новинки интернета, науки, открытий, узнаем новости изобретений, готовим материал о новых профессиях, которые появились с развитием современных промышленных технологий и техники, специально создаю педагогические ситуации, погружающие ребят в мир человеческих отношений.

27 ноября — День матери, разговор по теме «Мама – это профессия?», обязательное поздравление родителей в группе. 

 В первых числах декабря беседа о Всемирном дне борьбы со СПИДом, целью повышения осведомлённости об эпидемии СПИДа, вызванной распространением ВИЧ-инфекции, а также как день памяти жертв этого заболевания.

Классный час по теме «День Неизвестного Солдата, день Героев Отечества» -  день памяти обо всех неизвестных солдатах, погибших в годы Великой Отечественной войны, дань памяти великим предкам. Собираем материал для презентации к 9 мая о родственниках, которые отстояли мир и чистое небо в 1945 году, которые принимали участие в локальных войнах. Ребята приносят копии фотографий и знакомятся с историческими событиями, о которых в семье до этого никогда не слышали, воспитываем чувство гордости за своих родственников, за то, что причастны к истории страны, (ребята приносят уникальные фотографии своих родственников, были фотографии работы спецназа, участника Карибского конфликта, участников боевых действий в Афганистане и в Чечне).

В декабре международный день инвалидов, международный день прав человека и день волонтера, говорим о трех датах одновременно, ученик, который волонтером работает на международных соревнованиях по боксу рассказывает о свой деятельности, девочки, которые принимают участие в концерте и поздравлениях спортсменов о своей, собеседуем об организаторах турнира, их профессиях, говорим о праве каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. 

12 декабря — День Конституции Российской Федерации   и День рождения округа. В классе дискуссия о нашем округе, о знаменательных событиях, которые произошли за год в округе, о достижениях округа, о людях и их вкладе в развитие округа, города и т.д.

На новый год поздравляем всех в группе, я в классе всем делаю сладкий подарок – шоколадку, традиция – я дарю шоколадку еще на 23 февраля и 8 марта всем и последние два года по сувенирной ручке.

В январе говорим о детских изобретениях, у меня есть ученик, который дома постоянно что-то собирает, рассказывает о своем хобби, о том, что собирает, он может говорить часами. В других классах ранее ученики проводили мастер классы по изготовлению из бумаги, мальчик учил всех делать тюльпаны, девочка объемные снежинки. Ребята рассказывают о своих увлечениях, хобби.

В январе-феврале Дни воинской славы: снятие блокады Ленинграда, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, День памяти юного героя-антифашиста, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День защитника Отечества. Говорим об воинах интернационалистах, посещаем музей, на территории школы есть памятник «Почетная книга» и в школе 2 мемориальных доски с именами выпускников, выполнивших свой воинский долг и отдавших свою жизнь. Ребята собирают материал и оформляем презентацию о родителях, служивших в армии, говорим о людях, чьи профессии связаны с военным делом и с жизнью города, стараемся подобрать материал из жизни города и округа.

На 8 марта и 23 февраля обязательно оформляем кабинет, записываем поздравление родителям, которое в праздник опубликовываем в группе.

 В апреле во Всемирный день здоровья и в международный   день Земли обязательно говорим о сохранности здоровья личного и планеты в целом, некоторые принимают участие в акции отключения света, а потом рассказывают об этом. Обязательно проходит беседа об участниках ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и о памяти жертв этих аварий и катастроф, для беседы собираем материал о жителях нашего города, которые принимали участие в ликвидации последствий аварий и катастроф.  В апреле отдельный классный час о дне космонавтике, о нашем земляке космонавте, просматриваем видеофильмы, говорим о профессиях пилота, стюардессы, авиационного инженера, авиадиспетчера, специалистов по ремонту и обслуживанию авиационной техники.

. Обязательно проходит классный час, посвященный 9 мая, традиция – классом возлагать цветы в парке Победы, в классе просматриваем и обсуждаем презентации о родственниках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Ребята приносили за ламинированные письма с фронта, награды прадедов, делают отдельные презентации о своих родственниках.

 Перед уходом на каникулы обязательно говорим о дне защиты детей, о дне России и дне Государственного флага России.

 Таким образом, все мероприятия, которые проходят в классе в течение учебного года направлены на личностное развитие обучающихся, на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...