классный час "Питание и здоровье"
классный час (8 класс)

Согласно данным Российской Академии Медицинских Наук, ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей в последние годы связано с вполне конкретными и четко выявленными причинами. В комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок, интенсификацией процесса обучения, причиной менее адекватного реагирования и более выраженного утомления школьников на образовательные нагрузки является нарушение питания детей и подростков. Врачами - исследователями было отмечено, что неправильное или неполноценное питание детей и подростков создает все больший дефицит микроэлементов и витаминов в организме, является главной причиной нарушения веса школьников и самым мощным здоровье-разрушающим фактором, поскольку именно в период активного роста и развития все физиологические процессы напряжены, закладываются основы обмена веществ, которые остаются на всю жизнь.

Данный классный час, а также приложения могут быть использованы для разработки школьной программы здорового питания, классных часов, родительских собраний и мероприятий, проводимых в рамках проекта «Здоровая школа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_8_kl.docx51.83 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Питание и здоровье»

Цель: формирование правильных пищевых привычек.

Задачи:

    1. Воспитательные:

    1.1. Привить   культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

    1.2. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания

    1.3. Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения

    2. Развивающие:

    2.1. Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания

    2.2. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона

    3. Образовательные:

    3.1. Познакомить детей с принципами здорового питания на материалах современных исследований

 3.2. Разработать рекомендации по организации правильного питания для учащихся, имеющих нарушение веса, заболевания желудочно-кишечного тракта, школьников в период высокой умственной нагрузки и школьников-спортсменов;  

3.3 Разработать и реализовать волонтерско- просветительскую   программу «Доступно о питании», содействующую  проекту «Здоровая школа» и воспитанию у младших школьников установки на здоровый образ жизни и здоровое питание.

Учитель : Многие люди не считают питание предметом серьезного исследования, полагая, что правильное питание зависит только от количества продуктов, и забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма. Это порождает массу нелепых предрассудков и совершенно необоснованных и вредных привычек в питании, приводящих к серьезным болезням.

Согласно данным Российской Академии Медицинских Наук, ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей в последние годы связано с вполне конкретными и четко выявленными причинами. В комплексе с увеличением объема образовательных нагрузок, интенсификацией процесса обучения, причиной менее адекватного реагирования и более выраженного утомления школьников на образовательные нагрузки является нарушение питания детей и подростков. Врачами - исследователями было отмечено, что неправильное или неполноценное питание детей и подростков создает все больший дефицит микроэлементов и витаминов в организме, является главной причиной нарушения веса школьников и самым мощным здоровье-разрушающим фактором, поскольку именно в период активного роста и развития все физиологические процессы напряжены, закладываются основы обмена веществ, которые остаются на всю жизнь.

Сегодня мы работаем в группах, таких групп получилось 5, в каждой по 6 учеников. у каждой группы на столе карточки с заданиями. Есть среди нас и группа «Анализ и вывод»
На экране известная фраза  Людвига Фейербаха: «Человек есть то, что он ест». Подумайте, что имел виду Л. Фейербах ?  Мы вернемся к ней в конце нашего классного часа.

А пока возьмите анкеты и постарайтесь честно ответить на вопросы. На это у вас 3 минуты. ( обучающиеся отвечают на вопросы анкеты, приложение 1.)
Время заполнения анкет закончилось, просьба сдать все анкеты в группу «Анализа и вывода».


Задание №2  Все группы находят на столе карточки с заданием №2. У вас есть 5 мин, чтобы вспомнить наши уроки биологии и подготовить ответы на вопросы в карточках.  Первая и вторая группа готовят ответы по химическому составу  продуктов питания, а третья и четвертая группа по органоидам клетки, которые принимают участие в питании. Пятая группа, ваша задача подготовиться к анализу всей информации, у вас на это будет дополнительное время.

Учащиеся могут использовать информацию, подготовленную учителем в виде фрагментов текста, таблиц, схем.

Группа №1 :  Все живое состоит из различных малых органических молекул – мономеров. Объединяясь, мономеры образуют макромолекулы, представляющие собой полимерные цепочки. Мономеры складываются в определенную, конкретную молекулярную конструкцию, образуя при этом необходимый конкретный белок, нуклеиновую кислоту или полисахарид. Живые организмы содержат четыре основных класса биополимеров: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды. Они являются структурной основой всех живых организмов и играют важнейшую роль в процессах жизнедеятельности.  Белки играют в питании человека чрезвычайно важную роль, поскольку являются самой главной составной частью клеток всех органов и тканей нашего организма. Белки, содержащиеся в пище, необходимы для построения новых клеток и тканей. Особенно в белках нуждается молодой растущий организм. Углеводы используются в организме в качестве источника энергии для мышечной работы. За счет углеводов (при смешанном питании) вырабатывается примерно 60% суточной энергоценности организма, между тем как за счет белков и жиров (вместе взятых) вырабатывается лишь 40%. При высоких физических нагрузках потребность в углеводах увеличивается, соответственно, при малоподвижном образе жизни требуется гораздо меньшее количество углеводов.

Группа №2 :  Пищевые жиры являются источником энергии, а также поставляют материал для биосинтеза липидных структур в организме (в том числе мембран клеток). Около 30% от всей вырабатываемой в организме энергии получается в процессе окисления жиров. Желательно употреблять в пищу жиросодержащие продукты как животного, так и растительного происхождения в рациональной пропорции. Большинство витаминов являются коферментами, поэтому выполняют каталитическую функцию в составе ферментов, а также могут участвовать в гуморальной регуляции в качестве экзогенных прогормонов и гормонов.

Несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей .

Минеральные вещества играют не меньшую роль в рациональном питании, чем жиры, белки и углеводы, а также витамины. Дефицит основных минеральных веществ (калий, натрий, кальций и фосфор) в организме человека вызывает ряд специфических нарушений, которые в конечном итоге могут привести к серьезным заболеваниям.

Группа №3 :  Какие органоиды клетки участвуют в превращении веществ?

В лизосомах - мелких округлых мембранных пузырьках молекулы сложных органических веществ с помощью гидролитических ферментов расщепляются на более простые молекулы. Например, белки расщепляются на аминокислоты, полисахариды - на моносахариды, жиры - на глицерин и жирные кислоты. За эту функцию лизосомы часто называют "пищеварительными станциями" клетки. Если разрушить мембрану лизосом, то содержащиеся в них ферменты могут переварить и саму клетку. Ферментативное окисление образовавшихся в лизосомах мелких молекул аминокислот, моносахаридов, жирных кислот и спиртов до углекислого газа и воды начинается в цитоплазме и заканчивается в других органоидах - митохондриях.

Группа №4  :  Митохондрии - палочковидные, нитевидные или шаровидные органоиды, отграниченные от цитоплазмы двумя мембранами. На внутренней мембране размещаются ферменты, участвующие в реакциях окисления органических веществ до углекислого газа и воды. При этом освобождается энергия, которая запасается клеткой в молекулах АТФ. Поэтому митохондрии называют "силовыми станциями" клетки.

Группа №5 : В клетке органические вещества не только окисляются, но и синтезируются. Синтез липидов и углеводов осуществляется на эндоплазматической сети, а белков - на рибосомах. Обобщая все сказанное, хотелось бы добавить, что между обменом веществ и законом сохранения энергии существует взаимосвязь.

Еще в  19 столетии было доказано экспериментально, что поступление пищи обеспечивает организм энергией, которая используется для выполнения различных функций или сохраняется для последующего использования. Энергия высвобождается из пищевых продуктов в процессе их биологического окисления, которое является многоступенчатым процессом. Энергия пищевых продуктов используется в клетках первоначально для синтеза макроэргических соединений, например, аденозинтрифосфорной кислоты (ATФ), которая может использоваться как источник энергии почти для всех процессов в клетке, однако большая ее часть рассеивается в форме тепла. Следовательно, по существу вся энергия, потраченная организмом, преобразуется в теплоту кроме случаев, когда мышцы выполняют работу над внешними телами. Эта закономерность лежит в основе расчета калорийности пищи, энергетических потребностей организма, расчета основного обмена и т.п.  

Следует отметить, что витамины и различные минеральные соли (K, Na, Mg, Ca и т.д.), очень нужны организму, но не дают ему энергии .

Учитель : спасибо всем, вы хорошо поработали и ответили на все вопросы в задании.
Давайте обратимся к презентации.

В организации питания школьников-подростков 10-17 лет есть свои особенности, связанные с изменениями, происходящими в организме в этом возрасте:

•        интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека

первого года жизни,

•        развитие всех основных систем: опорно-двигательной (особенно скелета), сердечно-сосудистой и нервной системы,

•        радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым

созреванием подростка,

•        повышение нагрузки на психоэмоциональную сферу, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих год от года нагрузок в школе и полового созревания.

Для ребят до 14-15 лет рекомендуется пятиразовое питание с обязательными горячими блюдами в каждом приеме пищи. Старшеклассники вполне могут переходить на «взрослый» 3-4 разовый режим. Главное, чтобы обязательно был горячий второй завтрак после 2-3 урока. Примерное распределение энергетической ценности суточного рациона школьника при четырехразовом питании выглядит следующим образом: 25-30% на завтрак, 35-40% на обед, 15-20% на полдник, 10-25% на ужин.

Общеизвестно, что активный процесс получения знаний существенно увеличивает энергетические затраты организма. Поэтому школьник обязательно должен употреблять в пищу мясо, рыбу, крупы, а для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта – овощи и фрукты. Примерное меню школьника на неделю должно включать в свой состав оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот и других жизненно важных составляющих.

Белки, как главнейший строительный материал, особенно в сочетании с жирами, долго перевариваются и требуют больших усилий со стороны организма. Поэтому они  должны поступать в первой половине дня. 60% белков желательно поставлять с продуктами животного происхождения: обезжиренным мясом, рыбой. Особенно полезен для молодых костей молочный белок, который содержится также  в твороге, сметане, сыре,  усваивается лучше из маложирных продуктов и не подлежит замене.

Жировая составляющая рациона также должна присутствовать в полной мере. Жиры необходимы для правильной работы иммунной и эндокринной систем. Однако их избыток ведет к диабету и ожирению, поэтому лучшим источником жиров будут растительные масла и яйца, а также орехи и рыба.

Также важно соблюдать питьевой режим. Ученые доказали, что даже незначительный дефицит воды в организме приводит к рассеянности внимания и головным болям, поскольку головной мозг на 85% состоит из воды. В сутки школьник должен выпивать чистой воды из расчета 30 мл/кг веса, стараясь придерживаться питьевого режима.

Предлагаю вам составить пищевой рацион школьника на один день. На задание 2 мин.

Группа №5 :

 • Завтрак: творог, каши и тосты или овощи и грубый хлеб. Чай, молоко.

•        Обед: обязательно горячее жидкое блюдо, мясо или рыба. Салат с растительным маслом, овощные гарниры к мясу или рыбе. Хлеб грубого помола. Чай, кофе, сок.

•        Полдник: молочные продукты, тосты или хрустящие хлебцы, фрукты или овощи.

•        Ужин: творог или овощи в любом виде, молоко, кефир, сок.

Учитывая, что в возрасте 12-17 лет ученик проводит большую часть дня в школе и родительский контроль питания невозможен, мы составили в помощь взрослым примерное недельное меню для школьника, соответствующее требованиям растущего организма по набору белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и энергетической ценности (см. Приложение 2).

Группа №2 :

Так как в нашем классе  много ребят занимаются спортом, мы хотим добавить. Обычно режим питания спортсмена отличается от общепринятого. В тех случаях, когда занятия спортом проводятся в утренние часы, завтрак должен быть более калорийным, а если занятия в вечернее время, то в 1,5-2 раза повышается калорийность ужина. В дни усиленных тренировок объем пищи не увеличивается, но обогащается белками и углеводами. Следует избегать употребления животных жиров, а при интенсивных скоростных и силовых нагрузках рекомендуется даже снизить их.

К тренировкам и соревнованиям можно приступать через 2,5-3 часа после плотной еды. Спортсмены должны обязательно перекусывать до и после тренировки. Это должна быть пища, богатая углеводами, но с незначительным содержанием жиров и белков . К таким продуктам относятся дыни, сливы, персики, бананы, крекеры, хлеб, йогурт. Кушать лучше за 1 час и через 1 час после занятий спортом. А вот пить можно в любое время и как можно больше. Дети не потеют так  легко, как взрослые, поэтому школьники-спортсмены часто подвержены перегревам. В результате этого у ребёнка быстро повышается температура тела, и вода начинает активно выводиться из организма. Поэтому во время тренировок молодому спортсмену необходимо каждые 15 минут употреблять по 100−120 г жидкости. Лучше всего пить специальные спортивные напитки и негазированную минеральную воду.

А сохранить здоровье школьника в сложные для организма моменты  помогут витамины B1, B6, B12, D, E и микроэлементы Se (селен), Zn (цинк), Fe( железо), I (йод).


         Учитель :  А теперь пришло время послушать что показало анкетирование. Группа №5, вам слово.

Группа №5 : Результаты анкетирования условно можно разбить на три блока:

- представления школьников о правильном питании,

- домашнее питание,

- оценка работы школьной столовой.

Из анализа анкет следует :

1. Придерживаются 3-разового питания 48% 8-классников, 4-разовый прием пищи у 36%, но при этом завтракают ежедневно только 57% опрошенных, остальные едят утром не всегда. Ужинают своевременно (за 2 часа до сна) около 75% учащихся, 22% делают это перед сном, что наряду с нерегулярным завтраком является нарушением режима питания.

2. Ежедневно едят каши на завтрак 19,4% ребят, около 50% делают это крайне редко, а 42% завтракают бутербродом. 37,7% 8-классников каждый день употребляют жареную и жирную пищу, 78% - регулярно едят белый хлеб, булочки и печенье, а фрукты – только 60%. Почти 30% опрошенных школьников раз в неделю обедают фаст-фудом, около 60% изредка позволяют себе такую еду и еще газировку, что, несомненно, вредит здоровью. Возможно, поэтому только 62,3% восьмиклассников считают себя здоровыми, а 31,2% учащихся затрудняются оценить свое здоровье как хорошее.

3. Включают в свой ежедневный домашний рацион молоко и кисломолочные продукты 67,6% восьмиклассников, только 6,5% ежедневно едят соленья и маринады, что положительно.

4. В школьной столовой бывают 74% опрошенных, из которых всего 15,8%  считают, что готовят у нас вкусно, но только половина респондентов связывают  школьный обед с необходимостью беречь здоровье. Из тех ребят, кто посещает столовую иногда, 70% отвечают, что им не нравится.

Учитель : Итак, сегодня мы проанализировали несколько важных аспектов, вспомнили особенности процесса пищеварения в нашем организме, еще раз рассмотрели важность питательных веществ для роста и развития организма. Давайте вернемся к фразе  Людвига Андреаса Фейербаха, с которой начинался наш классный час  «Человек есть то, что он ест». Какие выводы мы готовы сегодня сделать?

Ученик 1 : в клетках человека нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы,  они содержат четыре основных класса биополимеров: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды, которые содержатся в пище и необходимы для построения новых клеток и тканей;

Ученик 2 : главным строительным материалом, в котором особенно нуждается молодой растущий организм, является белок. За счет углеводов вырабатывается примерно 60% суточной энергии организма, между тем как за счет белков и жиров (вместе взятых) вырабатывается лишь 40%. Пищевые жиры являются источником энергии, а также поставляют материал для биосинтеза липидных структур в организме. Большинство витаминов входят в состав ферментов, а минеральные вещества поддерживают осмотическое равновесие, регулируют различные биохимические и физиологические процессы;

Ученик 3 :  в клетках человека непрерывно протекают белковый, жировой и углеводный обмен. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. В детском организме синтез веществ превышает их распад, что должно учитываться при составлении и анализе рациона питания;

Ученик 4 : активный процесс роста и развития организма школьника существенно увеличивают энергетические затраты организма. Меню школьника на неделю должно включать в состав белки, жиры и углеводы в соотношении 1:1:4, а также витамины, аминокислоты и другие жизненно важные составляющие. Также важно соблюдать питьевой режим;

Ученик 5 : для школьников-спортсменов и в период особенно высокой умственной нагрузки особенно важно присутствие в рационе высокобелковых продуктов, витаминов и минеральных солей, а также повышенная до 15-20% калорийность пищи;

Учитель : По данным социологических исследований, у 40% школьников  нарушен энергетический баланс между приходом и расходом энергии и смещен в сторону энергетического обмена, у многих снижены энергозатраты на двигательную активность;  77% восьмиклассников получают в сутки с пищей энергии значительно меньше возрастной нормы, кроме того, не строго соблюдается оптимальный баланс белков, жиров и углеводов в среднесуточном меню.  Я надеюсь, что все сегодняшние выводы вы примете к сведению и ваше питание в дальнейшем будет не только вкусным, но и полезным. А материалы нашего классного часа, предлагаю использовать для ваших, так полюбившихся ребятам из начальной школы, уроков. Волонтеры, вы готовы рассказать о важности правильного питания ребятам из начальной школы?

Данный классный час, а также приложения могут быть использованы для разработки школьной программы здорового питания, классных часов, родительских собраний и мероприятий, проводимых в рамках проекта «Здоровая школа».

Список литературы

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

2. Дмитриева В.Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии.- М.: Центр. 1998.- 144 с.

3. Ленинджер А. Основы биохимии в 3 томах. — Москва: Мир, 1985.

4. Ю.А. Овчинников. Биоорганическая химия. — Москва: Просвещение, 1987. — С. 24—26.

5. Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? пер. с англ. А.А. Малиновского. — Москва: РИМИС, 2009. — С. 176.

6. Эриксон Х.П. Эволюция цитоскелета// Bioessays. — Т. 29. — С. 668—677.

7. А.Н. Леонтьев. Современные дети // Семья и школа, 1970, № 1, с. 4—5.

8. Новаковская, Н.А. Еда в радость /Н.А. Новаковская//Здоровье. – 2011. - №41(3387). С. 26.

9. Биология 2000 "Обучающие энциклопедии" [электронный ресурс] – режим доступа: http://www-old.informika.ru/text/database/biology/

10. Влияние питания на здоровье [электронный ресурс] – режим доступа: http://biofile.ru 

11. Витамины для школьника [электронный ресурс] – режим доступа: http://vitamingid.ru

12. Единство химического состава организмов [электронный ресурс] – режим доступа:  http://shkolo.ru/

13. Лекции для школьников «Здоровое питание» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.panda.ru

14. Методология проведения научно-исследовательских работ по школьному питанию [электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.pitportal.ru/school_lunch

15. Обмен веществ, нормы питания, витамины [электронный ресурс] – режим доступа: http://biofile.ru  

16. Прожорливый мозг [электронный ресурс] – режим доступа:  http: //www. rbcdaily.ru

17. Роль макро- и микроэлементов в организме человека [электронный ресурс] – режим доступа: http://biofile.ru

Приложение 1

Анкета для школьников

 1. Сколько раз в день вы едите?

2

3

4

5

более

 2. Завтракаете ли вы ежедневно дома?

Да

иногда

никогда

 3. Что едите на завтрак?

Горячее

бутерброд

 4. Посещаете ли школьную столовую?

Ежедневно

иногда

никогда

всего посещают

5. Если да, то почему?

Вкусно

бесплатно

берегу здоровье

свой вариант

 6. Если нет, то почему?

Нет денег

плотно завтракаю дома

не нравится

 7. Устраивает ли вас меню и ассортимент столовой?

Да

иногда

нет

 8. Пользуетесь ли вы буфетной продукцией?

Да, каждый раз разное

да, покупаю выпечку и чай

иногда покупаю сладости и напитки

нет

 9. Согласны ли вы с запретом продавать в столовой чипсы и газировку?

Да

нет

 10. Вы ужинаете

перед сном

за час

за два до сна

не ужинаю

 11. Часто ли вы едите каши?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 12. Часто ли вы едите яйца?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 13. Часто ли вы едите молочные и кисломолочные продукты?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 14. Часто ли вы едите сладости?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 15. Часто ли вы едите соленья и маринады?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 16. Часто ли вы едите жареную и жирную пищу?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 17. Часто ли вы едите белый хлеб, булочки, печенье?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 18. Часто ли вы едите фаст-фуды?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не ем

 19. Знаете ли вы о вреде хот-догов, гамбургеров, жареных мучных изделий?

Да

нет

 20. Как часто вы употребляете газированные напитки?

1 раз в неделю

каждый день

редко

не употребляю

 21. Часто ли вы едите фрукты?

1 раз в неделю

каждый день

1-2 раза в месяц

очень редко

не ем

 22. Что вы едите чаще всего между приемами пищи?

Фрукты

молочные продукты

соки, воду

выпечку

сладости

 23. Что вы предпочитаете пить?

Газировку

соки

молоко или кефир

воду

минеральную воду

 24. Откуда вы получаете информацию о правильном питании?

От медицинских работников

от педагогов

из газет, журналов

из теле- и радиопередач

от родителей

 25. Считаете ли вы себя здоровым человеком?

Да

нет

затрудняюсь ответить

Приложение 2

Памятка для родителей

Примерное меню школьника на неделю

  • В понедельник на завтрак ребенку рекомендуется съесть кашу гречневую, хлеб с маслом, какао, либо кофе со сливками. На обед школьник с удовольствием съест легкий свекольный салат, овощной суп, мясные котлеты с картофелем, компот, хлеб. Согласно общепринятому принципу дробного питания, полдник – это своеобразный перекус. Ребенок может выпить кефир с печеньем, съесть яблоко. Ужин должен быть легким: творожная запеканка, тертая морковь, молоко, кусочек хлеба.
  • Во вторник перед возрастающей учебной нагрузкой ребенку можно предложить на завтрак кашу овсяную, омлет, кофе с молоком, хлеб с маслом. На обед школьнику рекомендуется съесть овощной салат, свежие щи на костном бульоне, картофельную запеканку, кисель, хлеб. В полдник ребенка порадует стакан молока и сдоба. На ужин уставший за день ребенок с удовольствием покушает винегрет, заливную рыбу, кефир с сахаром, кусочек хлеба.
  • В среду, так называемую середину учебной недели, когда умственная нагрузка максимальна, на завтрак школьнику можно предложить рисовую кашу, чай с молоком, бутерброд с маслом и сыром. На обед ребенку понравится овощной салат, фасолевый суп на мясном бульоне, тефтели с пюре, чай с молоком и сахаром, хлеб. В полдник среды рекомендуется выпить стакан кефира с сахаром, съесть печенье, яблоко. На ужин ребенку можно приготовить отварное мясо с тушеными овощами, молоко, хлеб.
  • В четверг на завтрак подойдет овсяная каша, кофе с молоком, бутерброд с сыром. В обед стоит предложить школьнику овощной салат, перловый суп на костном бульоне, отварную курицу с картофельным пюре, морковный или яблочный сок, хлеб. Рацион полдника может включать молоко, сдобу, яйцо. На ужин хорошо приготовить тефтели с рисом, заправленные сметанным соусом, кефир с сахаром.
  • В пятницу день начинается с такого завтрака: молочная вермишель с сыром, кофе с молоком, хлеб с маслом. Обед: свекольный салат, борщ, жареная рыба с картофельным пюре, компот, хлеб. В полдник ребенок может подкрепиться салатом из свежих овощей. На ужин его ждет морковно-творожная запеканка, молоко, хлеб.
  • Субботнее меню: на завтрак – омлет, чай с молоком, перловая каша, хлеб с маслом. В обед школьника порадует овощной салат, рассольник, отварное мясо с тушеной капустой, компот, хлеб. Полдник – это молоко, легкая сдоба. На ужин рекомендуется приготовить творог, отварную рыбу, кефир, хлеб.
  • В воскресенье на завтрак: пшенная каша, кофе с молоком, бутерброд с сыром. На обед: овощной салат, картофельный суп, мясной гуляш, компот, хлеб. В полдник ребенок может выпить кефир с сахаром, съесть печенье, яблоко. На ужин: творог, тертая морковь, чай с сахаром, хлеб.

Такое примерное меню школьника на неделю позволит сохранить здоровье ребенка на весь период обучения.

Приложение 3

Основные витамины и минералы, необходимые для умственной деятельности школьника

Витамин (минерал)

Функции

Признак дефицита

Источники

В1

Активизирует память, улучшает работу мозга, регулирует работу нервной системы, способствует увеличению познавательной активности

Повышенная раздражительность, потеря аппетита, быстрая утомляемость, бессонница, невозможность сконцентрироваться, снижение памяти

Пивные дрожжи, проросшие зерна пшеницы, отруби, печень, черный хлеб, рис, гречневая крупа, спаржа, листовая зелень (петрушка, укроп, кинза, салат, шпинат и ботва свеклы), лесные орехи, арахис, сушеные фрукты 

В6

Улучшает работу нейромедиаторов, которые участвуют в строительстве клеток мозга и оказывают влияние на поведенческие реакции ребенка

Тревожность, депрессии, мышечные спазмы, неусидчивость, рассеянность

 Дрожжи, печень, проросшая пшеница, отруби, картофель, патока, бананы, свинина, капуста, морковь и сухая фасоль, грецкие орехи и фундук, арахис и семечки подсолнуха, мясо курицы, рыба, гречневая крупа, отруби и мука из неочищенного зерна

В12

Нормализует работу нервной системы, способствует нормальному функционированию биохимических реакций организма

Слабость, анемия, ухудшения памяти, рассеянность

 Кисломолочные продукты, соя, дрожжи пекарские и пивные, зеленые части растений, салат, зеленый лук, говяжья, телячья и свиная печень или ливерный паштет, проросшая пшеница, шпинат, морская капуста, кальмары, креветки

D

Влияет на эластичность сосудов мозга, участвует в профилактике атеросклероза

Нарушения в памяти, неспособность к планированию и обработке недавних воспоминаний

Сельдь, лосось, печень говяжья и домашней птицы, макрель, масло сливочное, молоко средней жирности, сметана, желтки яиц

Е

Помогает связывать свободные радикалы, тем самым предотвращает и уменьшает повреждения нейронов мозга (которые наносятся этими радикалами)

Нарушения координации движений, невозможность длительной концентрации внимания, неусидчивость

Растительные масла, семечки подсолнуха, зародыши пшеницы, яблоки, миндаль, арахис, зеленые листовые овощи, злаковые, бобовые, хлеб с отрубями, орехи, шиповник, листья крапивы, листья мяты, спаржа, соя, яйца, печень, молоко, говядина

Селен

Регулирует уровень тиреоидных гормонов, поддерживает иммунную систему, улучшает работу мозговых клеток

Подавленное настроение, недостаток энергии, повышенная утомляемость, рассеянность

Кальмары, креветки и крабы, морская рыба, печень, почки, сердце, мясо и яйца, дрожжи, отруби, ростки пшеницы, помидоры, чеснок и грибы

Цинк

Способствует формированию клеток мозга, поддерживает гормональный фон, укрепляет иммунитет

Отставание в росте, снижение аппетита, неспособность длительно запоминать информацию

Яйца, морская рыба, печень, мясо кроликов, цыплят, патока, зеленый чай, лук, чеснок, дрожжи, неочищенный рис, ячменная и овсяная мука, чечевица, горох, фасоль, орехи и кунжут, семена подсолнечника и тыквы 

Йод

Способствует улучшению работы мозговых клеток, регулирует обмен веществ

Нарушения в работе щитовидной железы, снижение иммунитета, ухудшение памяти

Яйца, рыба, молоко, рыба, морская капуста, зерновые, овощи, картофель, фрукты

Железо

Способствует обогащению кислородом мозговых клеток, улучшает концентрацию памяти

Слабость и утомляемость, невозможность сосредоточиться, сонливость, снижение памяти, головокружения

Говяжья и телячья печень, моллюски, яйца и белая рыба, зеленые овощи,  щавель, горошек зеленый, томаты (только сырые), капуста, чеснок, салат, чечевица, огурцы, груши, земляника, вишня, любые сухофрукты

Омега -3 полиненасыщенные жирные кислоты

Способствуют развитию интеллекта, улучшают работу мозга

Отставание в росте и в умственном развитии, снижение иммунитета

Рыба и рыбопродукты, лосось, макрель, сельдь, сардины, форель, тунец, морские моллюски

 льняное, конопляное, соевое, рапсовое масла, масло семян тыквы, листовые овощи (шпинат, брокколи), сухая фасоль, зародышах пшеницы

Кроме этого, в состав витаминных комплексов для улучшения памяти часто включают витамины А и D3, которые усиливают действие Омега-3 жирных кислот.

 

Приложение 4.

Программа волонтерской деятельности с младшими школьниками

«Доступно о здоровье»

Пояснительная записка

Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Правильное питание – залог здоровья, силы и красоты человека. Многие легкомысленно относятся к питанию, недопонимая его значение для нормального человеческого существования. Пищевые продукты – самый важный вид материальных благ. Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей.

 Системная работа по формированию культуры здорового питания включает просветительскую работу с детьми, нацеленную на формирование  у  школьников культуры питания, основанной на современных научных представлениях о здоровом питании, способствующей сохранению здоровья  и обеспечивающей высокую умственную и физическую работоспособность.

Цель программы: содействие реализации школьной программы воспитания у школьников культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Задачи программы:

- формирование у младших школьников представлений о здоровом питании и влиянии факторов питания на здоровье;

- формирование у школьников умений и навыков соблюдать режим питания, определять полезность продуктов питания, необходимых школьнику в данном возрасте;

- формирование у учащихся младших классов санитарно-гигиенических норм поведения, предупреждающих  заболевания;

-формирование активной жизненной позиции по  отношению к своему здоровью, а также к здоровью окружающих;

 -формирование навыков активной пропаганды здорового питания как способа сохранения здоровья.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить активность. 

Основные методы обучения:

·  фронтальный метод;

·  практический метод;

·  ситуационный метод;

·  активные методы обучения.

Условия реализации программы:

1. Программа состоит из самостоятельных модуль-проектов, разрабатываемых учащимися-волонтерами при содействии учителя. Содержание каждого модуль-проекта и сопутствующий наглядный, информационный и демонстрационный материал подвергаются обязательному контролю соответствия принципам:

·  научной обоснованности,

·  возрастной адекватности,

·  необходимости и достаточности информации,

·  практической целесообразности,

·  динамического развития и системности.

2. Программа реализуется в течение учебного года. Допускается изменение последовательности выполнения модулей, поскольку каждый из них представляет собой цельный самостоятельный мини-проект.

3. Организаторы: учащиеся-добровольцы основной школы (7-8 класс), волонтеры старших классов.

Примерное календарно-тематическое планирование

Учебный период

Ответственные

Тема

Краткое содержание

октябрь

7 класс

«Кто такие «паразиты»?

Профилактика гельминтозов

ноябрь

8 класс

«Если хочешь быть здоров»

Профилактика простудных заболеваний и ротавирусных инфекций

декабрь

8 класс

«Вредно и полезно»

Профилактика заболеваний ЖКТ, полезная и вредная еда, определение состава «вкусной» еды

январь-февраль

8 класс

«32 жемчужины»

Профилактика заболеваний зубов и гигиена полости рта

март

8 класс

«С глазу на глаз»

Профилактика нарушения зрения, питание и зрение

апрель

7-8 класс

«Вредные советы – прививки от глупости»

Профилактика вредных привычек

май

8 класс

«Лето – время здоровья»

Профилактика пищевых отравлений, гигиена питания.

Рефлексия: где прибавилось здоровья?

«Продукт»:

1) выступление участников проекта в начальных классах;

2) тематическая учебно-просветительская презентация, выполненная участниками проекта;

3) тематические бюллетени, листовки об охране здоровья и профилактике заболеваний для всех слушателей;

4) подборка дидактических материалов (стихи, пословицы, поговорки, физминутки, памятки и др.).

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

1) наглядные пособия: таблицы, муляжи, макеты, влажные препараты, видеофрагменты, учебные фильмы, анимации;

2) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор);

3) Коллекция учебно-наглядных материалов и методических разработок по темам проектов-модулей в бумажном и электронном варианте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Питание и здоровье

Слайд 2

Людвиг Андреас Фейербах: «Человек есть то, что он ест»

Слайд 3

Основные функции белков: 1)Строительная 2)Каталитическая 3)Защитная Аминокислота(мономер белка) Жиры Основные функции жиров: Строительная Запасающая Энергетическая

Слайд 4

Углеводы Основные функции углеводов: 1)Энергетическая 2)Запасающая 3)Пластическая

Слайд 5

Потребность в калориях

Слайд 6

Потребность в органических веществах в сутки(г / кг массы)

Слайд 7

Количество веществ, получаемое из домашней пищи ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «В здоровом теле – здоровый дух!»

Классный час для обучающихся 5 -7 классов...

Классный час "В здоровом теле-здоровый дух!"

Разработка классного  часа для учащихся младших классов "В здоровом теле - здоровый дух!"...

Конспект классного часа Тема: "Здоровому все здорово" 6 класс

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья. Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье – у н...

Классный час. Быть здоровым - это здорово.

Данный материал позволит классному руководителю в интересной форме привлечь детей к здоровому образу жизни...

классный час "В здоровом теле - здоровый дух!"

формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим;пропаганда здорового образа жизни;акцентирование внимания на возрождение...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...