Система работы классного руководителя по профилактической работе с детьми группы риска
статья

Скворцова Татьяна Александровна

в докладе изложен опыт работы классного руководителя по профилактической работе с детьми и семьями группы риска

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Система работы классного руководителя по профилактической работе с детьми группы риска

Классный руководитель

Скворцова Татьяна Александровна

2016 год

В настоящее время, для науки и общества остаются болезненными, хотя и вполне разрешимыми, вопросы: Как в обществе с высочайшим уровнем образованности, вековой традицией государственного воспитания подрастающего поколения феномен "детей группы риска" приобрел масштаб национального явления? Почему советская, а потом и российская семья в новейших социальных условиях стремительно утратила (ослабила) свою способность удерживать ребенка в системе собственных отношений? В чем должна проявиться сущность и целительная сила новейших открытий и технологий социальных наук в преодолении проблем детского и молодежного неблагополучия в России?

Несостоятельность государственных органов и служб в решении проблем детства, отсутствие возможности у общества воздействовать на семью в деле воспитания, бездейственность механизмов реальной материальной и социально-педагогической поддержки семье противоречат проявлению ответственного воспитания детей родителями, перекладывая бремя ответственности на школу. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей "группы риска".

В настоящий момент, когда словосочетание "дети группы риска", термины "безнадзорность" и "беспризорность" стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной. Вместе с тем в работе с ребёнком группы социального риска для педагога актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.

Кто же такие дети группы риска?

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. И выделяют три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка - психофизические, социальные и педагогические: (слайд)

- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе);

- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.).

Таблица 1. ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА»

Медицинский фактор

Психологический фактор

Социальный фактор

Дети с ограниченными возможностями (слепота, глухота, умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм и др.)

Дети с психологическими проблемами в развитии интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах

Дети из неблагополучных семей;

Дети-сироты;

Педагогически запущенные дети

Таким образом, все дети, которые обучаются в нашем образовательном учреждении относятся к группе риска.

Организацию работы с детьми, подходящими под эту категорию необходимо начинать с изучения семьи. Изучая семьи обучающихся, я обращаю внимание на следующую информацию: (слайд)

- общие сведения  о родителях или  людях, заменяющих их;

- материально-бытовые и жилищные условия семьи, обеспеченность;

- образовательный уровень членов семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

- уровень педагогической культуры родителей;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы.

При посещении семьи соблюдаю следующие правила: (слайд)

1. Классный  руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен.

2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

3. Изучение семей должно  быть тактичным и объективным.

4. Изучение семей должно предполагать  дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

При изучении отношений родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания,   предлагаю  родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему  ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качества характера обучающихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в беседах следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя  в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Изучение семей обучающихся помогает  мне ближе познакомиться с самим учеником, понять его уклад жизни, традиции, обычаи, духовные ценности его семьи, стиль взаимоотношений родителей и детей.

На основании исследований  можно планировать индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.

Изучив семьи учащихся моего  класса можно сделать следующие выводы.

  1. Из 9 обучающихся, 2 воспитываются в детском доме (Малышев Дмитрий, Овчиников Алексей), 1 находится под опекой (Тулаев Владислав), 2 воспитываются в неполных семьях (Уткин Даниил, смирнов Святослав), 3 в многодетных (Трепакова Таня и Вика, Уралов Денис).
  2. Родители (законные представители) учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности.
  3. Многие родители (законные представители)  положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей.
  4. Есть семьи, в которых родители занимаются воспитанием своих детей не на должном уровне. Со стороны эти семьи поддерживают хорошие отношения, но здесь присутствует взаимное безразличие, имеют место постоянные семейные конфликты.

Исходя из всего выше сказанного, определяю следующие задачи: (слайд)

  1. Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребёнка, его склонности и способности.
  2. Определение уровня обучаемости.
  3. Изучение положения ребёнка в окружающей социальной микросреде.
  4. Изучение основных ценностных ориентаций школьников.
  5. Изучение состояния физического здоровья.

Мою  совместную работу   с родителями и с детьми определяю в  трех направлениях: (слайд)

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей).

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

3. Участие родителей  в работе по формированию классного коллектива через организацию родительских собраний, индивидуальных и тематических  консультаций.

(слайд) Моя работа как классного руководителя направлена на то, чтобы выявить проблемы в семьях обучающихся. Эта работа предполагает первоначальный этап – диагностический. Выявив проблемы в семье воспитанников необходимо организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога, преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали. Эта работа заключается в оказании помощи семье и социальной реабилитации.

(слайд ) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы акцентирует внимание на острых социально-педагогических проблемах в сфере детства:

  • Распространённость семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
  • Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми;
  • Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально-опасном положении);
  • Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
  • Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни.

(Указ президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы)

Поэтому усилия специалистов и родителей должны направляться на организацию непосредственной социально-педагогической работы с детьми и их семьями по обеспечению процесса их успешной социализации. Успешность этой работы заключается в первую очередь в согласованности действий, в определении единых целей и задач в работе с семьёй и единых требований.

Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и учителей. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека.

Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу. Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только три пути:

  1. Устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения,
  2. Заставить его.

Первый путь предпочтительнее, но и труднее.

Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.

  1. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя

Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в профилактической работе классного руководителя"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше делали упор на физическое состояние ребенка, то теперь на общее сос...

Профилактическая работа классного руководителя

Бланки "Информация для родителей"...