Информационно-развлекательная игра "Экологическое ассорти".
методическая разработка

Информационно-развлекательная игра "Экологическое ассорти".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-развлекательная игра «Экологическое ассорти».

Цель: воспитание чувства единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств; воспитание любви к природе и родному краю и навыков правильного поведения человека в природе.

Ход классного часа:

Эпиграф:

 Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!      

 Е.Евтушенко

   Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.)

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

-Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

-От кого мы охраняем природу?  - От человека.

    В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

      Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

      В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы.

   Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

     И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.

  • 16 сентября  -  Международный день охраны озонового слоя Земли.
  • 27 сентября - День моря.
  • 4 октября- День защиты животных.
  • 29 декабря - День биологического разноо6разия.
  • 21 марта - Всемирный день леса.
  • 1 апреля - День птиц.
  • 18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков.
  • 22 апреля - День Земли.
  • 5 июня - День охраны окружающей среды.
  • 17 июня - День борьбы с опустыниванием и засухой.

Словарная работа. Озоновый слой.

 Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

   И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы. Но, к сожалению, экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения: 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. Вода 75 % водоемов не пригодна для питья. Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек. Ежегодно пустыня поглощает 27 млн. га плодородных земель.
За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

Законы экологии

Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем».

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы

Проблемная ситуация. Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

     А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

    Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Чтение стихотворения В.Н.Варнаковой

Белый снег укрыл мою сторонку,

Приукрасились деревья и дома,

И мороз трещит ночами звонко,

Вот она – волшебница зима!

Выйду в лес- краса там неземная,

Чисто всё, как совесть малыша,

Словно приоткрылись двери рая

И туда летит моя душа.

Наша жизнь со сказкой не сравнится,

В чудеса не верим неспроста,

Но не зря в народе говорится:

Мир спасут добро и красота.

2. Основная часть. А теперь вы пройдете несколько испытаний, чтобы доказать, что любите и знаете природу и готовы прийти к ней на помощь.

1)Конкурс эрудитов.

       1.Что в переводе означает экология:
         А) наука о доме;
         B) наука о природе.

2.Какое растение называют сосной сибирской:
         A) лиственницу;
         B) кедр.

3.Где зимуют ласточки:
         A) в Австралии;
         B) в Африке.

4.Кит – это:
         A) рыба;
         B) млекопитающее.

5.Название «адмирал» носит:
         A) жук;
         B) бабочка

 6.С какой стороны дерева растет мох:
         A) с северной;
         B) с южной

7.Хвоинки сосны:
         A) двухгранные;
         B) трехгранные

8.Сколько пар ног у паука:
         A) три;
         B) четыре

9.На стволе березы растет гриб:
         A) чага;
         B) подберезовик

10.Какой газ используют для дыхания все живые существа:
         A) кислород;
         B) углекислый газ.

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

Конкурс «Лесная аптека». Слайд 24

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом. Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Физминутка для глаз

Конкурс «Бюро погоды». 

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.
1.Рыба не клюет – она сыта.
2.Пчелы сидят в улье и громко гудят.
3.Ласточки и стрижи летают высоко.
4.Птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли.
5.Благоухают цветы сирени, жасмина, акации.
6.Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.
7.Раскрыты цветы кувшинки.
8.Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
9.Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
10.Крот нагребает высокие холмики.
11.Паук усиленно плетет паутину.
12.Голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета, будет награжден званием лучший синоптик)

4). Конкурс «Цветочный калейдоскоп». 

Узнай растение

1) росянка
Она невзрачна и мала.
Но поймала комара.

2) ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный.
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.

3) пастушья сумка
Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.

4) тысячелистник
Тысяча долек в зеленом листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.

5) ромашка
Нарядные платьица. Желтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одежке.

6) шиповник
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.

7) дуб
Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч.

8) черемуха
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.

9) береза
В белом сарафане
стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
сели на косицы.

10) ель
Ее всегда в лесу найдешь,
стоит колючая как еж. (по результатам конкурса определяется лучший травник)

Учитель: Среди растений тоже есть рекордсмены. Вы знаете таких? Вот некоторые факты.        

Самое древнее ныне растущее дерево – это гинко, произрастающий в китайской провинции Чжэцзян. Этот вид возник еще в юрский период, около 160 млн. лет назад. В Японии гинко называется «Серебряным абрикосом». 
Самый большой кактус в мире, сагуаро, растет в Мексике и штате Аризона. Он легко достигает высоты в 15 метров, а весит от 6 до 10 тонн. В цветке сагуаро- 3500 тычинок, которые настолько большие, что мелкие птица вьют иногда там гнезда.
Ива арктическая — 
самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10 см. от земли. Таким образом, ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы. 
Самое крупное хищное растение, способное переваривать самую крупную добычу относится к семейству непентовых. Лягушки, птицы и даже крысы попадаются в его ловушки и перевариваются с помощью ферментов. Растет в тропических лесах Азии, на о. Борнео и Индонезии. 

Самое вонючее в мире растение – аморфофаллус. Он растет в тропических лесах и пахнет гниющей рыбой. Весь остров Суматра буквально пропах этим запахом. 
Самое опасное жалящее растение – Новозеландское крапивное дерево. Оно может убить собаку и даже лошадь, впрыскивая им под шкуру смесь сильных ядов. Тонкие жгучие волоски на листьях содержат гистамин и муравьиную кислоту. 

5.Конкурс «Биологические загадки».

Птица- кашевар из детского стихотворения. (сорока.)

Как называется хлебный полуфабрикат. (тесто)

Сколько пятнышек на спинке у божьей коровки? (7)

Сколько крыльев у блохи? (нет крыльев)

Детеныши какого зверька называют листопадничками. (зайчик)

Не только небольшой ресторанчик, но и овощ. (кабачок).

«Хвостатая викторина»

На хвосте этого представителя семейства кошачьих имеется пушистая кисточка, а в ней коготь. (у самца льва),

Это подвижная птичка все время помахивает хвостиком. (трясогуска).

Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом отпадает (лягушка).

Детеныши этого вида рождаются хвостиком вперед(детеныши китов).

У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал (человек).

Этот хвост дал название прическе, его расчесывают, причесывают и даже завивают.( конский хвост).

«Одно имя на двоих».

Назовите птицу с девичьим именем. (галка)

Зеленая упаковка для горошины. (боб).

Не только шоколадные, но и грибные. (трюфеля).

Не только астрономический прибор, но и аквариумная рыбка. (телескоп)

Не только драгоценный камень темно-вишневого цвета, но и южное дерево с темно- красными плодами. (гранат).

Не только женское украшение для лица и тела, но и насекомое. (мушки).

«Биология и юмор».

1 На волосах каких животных живут чистоплотные насекомые. (волы и осы).

2 Боксер, который никогда не занимается спортом. (собака боксер).

3 Какой злак может расти на человеке?.(ячмень).

4 У кого есть шишка без головы, нога без сапога.(гриб).

5 На каких коромыслах воду не носят? (стрекоза – большое коромысло).

6 Бабочка, которая не умеет летать. (галстук).

«Биологика».

1 Шоколадное, голубое, крокодиловое, змеиное…(яйцо)

2 Фарфоровая, ушная, железная, створчатая (раковина)

3 Гладкая, шершавая, березовая, ледяная…(кора)

4 Съедобный, сочный, придаточный, воздушный…(корень)

5 Страусиное, овальное. всмятку. крутое, пасхальное…(яйцо)

6 Железный, боевой, белый, вороной…(конь)

    Вы показали неплохие знания природы. Однако мы должны помнить, что ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки.

4.Рефлексия 

  Что нужно сделать, чтобы сохранить и преумножить природные богатства?   Как нужно относиться к природе?

     Вручение сертификатов лучшему синоптику, лесному аптекарю, лучшему травнику, эрудиту, знатоку всякой всячины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

КВН "Ассорти"

Данное мероприятие проводится во время предметной недели по математике. Начинается оно с вступительного слова в стихотворной форме. Состоит КВН из пяти конкурсов, каждый из которых развивает логическо...

План-конспект открытого занятия кружка "Математическое ассорти"

Занятие  предусматривает подготовку учащихся к ГИА. Также в занятие включены логические задачи, задачи-шутки и задачи, взятые из сборника по подготовке к ГИА для 9 класса....

Информационно-развлекательная игра «Путешествие в Экоград».

Информационно-развлекательная игра «Путешествие в Экоград».  ...

Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»

Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...

Информационно-развлекательный классный час: «Экология и мы».

Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о экологии, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.            Для кого мы охраняем природу...