Классный час "Что мы Родиной зовём!"
методическая разработка

Классный час "Что мы Родиной зовём!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chto_my_rodinoy_zovem.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза

П.И. Николаенко», с. Степное Степновский муниципальный округ, Ставропольский край

Классный час

«Что мы Родиной зовем!»

Учитель русского языка и литературы

Деревянко Светлана Сергеевна

Цель: изучение истории государственных символов России и Ставропольского края, их исторической преемственности, сущности и значения в истории.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о символах России и Ставропольского края, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, указать на важнейшую роль символики в жизни и истории страны.

Развивающая:  формировать активную гражданскую позицию и навыки самостоятельного поиска научных знаний, умение строить свою аргументацию

Воспитательная: воспитывать личность, обладающую высокими нравственными качествами, чувством любви и уважения к Родине и ее символам, поддерживать осознание причастности каждого школьника к истории России и Ставропольского края в результате совместной деятельности.

Форма работы: краткосрочный проект

Форма занятия: внеклассное мероприятие

Класс: 7

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: символы, герб, флаг, гимн, ностальгия, патриотизм, патриот.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран

Дидактические материалы: презентация учителя по теме  «Что мы Родиной зовем?»

Планируемые результаты

Личностные результаты: развитие познавательного интереса к символике России и Ставропольского края; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за  свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; 

Метапредметные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения; развитие навыков работы в коллективе.

Предметными: знание основных терминов, понятий, умение правильно их употреблять и объяснять; понимание особой роли России и Ставропольского края, воспитание чувства гордости за свою Родину; сформированность уважительного отношения к России, родному краю.

Ход классного часа

-Наша Родина – Россия, каждый любит свою родину, потому что мы здесь родился и всё здесь для него любимое, знакомое, родное… Каждый из нас связан с Родиной множеством связей.

Послушайте одну историю:

   Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

   По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе,  будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

-Давайте подумаем: когда так говорят?

-Почему же человек заскучал?

-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

    Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

    Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

-А что такое патриотизм?

-Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм?

-Как вы сами его понимаете? (слайд 2)

ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина) - любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

-Наша страна – самая большая страна в мире. На сегодняшнем классном часе «Что мы Родиной зовем!» мы с вами познакомимся с символикой России и Ставропольского края, их природными и культурными богатствами. Интересного в стране много, а знаем мы об этом мало, поэтому я предлагаю познакомиться с некоторыми красотами и особенностями России и Ставропольского края.

    Росси́я (от греч. — Русь) - государство в Восточной Европе и Северной Азии.  (слайд 3) Население —146 804 372чел. (2017). Территория России, определяемая её  Конституцией, составляет 17 125 191 км². Занимает первое место в мире по территории. Столица — МоскваГосударственный язык — русский. В мае 2012 года пост президента занял Владимир Владимирович Путин. (слайд 4)

    В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью. (слайд 5)

     Россия — одна из ведущих космических держав мира: мировой лидер по количеству запусков космических аппаратов (сайд 6), имеет крупнейший в мире космический радиотелескоп (слайд 7), в России создана одна из двух существующих в мире глобальных систем спутниковой навигации (слайд 8); входит в десятку мировых лидеров по ядерной энергетике (слайд 9), имеет единственный в мире атомный ледокольный флот (слайд 10), мировой лидер по производству титана для высокотехнологичной продукции (слайд 11), мировой лидер по производству морских навигационных систем и электронных карт (слайд 12), мировой лидер в производстве аммиака; второе место в мире по производству азотно-калийных минеральных удобрений (слайд 13); первое место в мире по добыче и экспорту алмазов (2013) и платины; первое место в мире по экспорту стали (2013); второе место в мире по добыче нефти (2015) и газа (2014) (слайд 14); первое место в мире по протяжённости электрифицированных железных дорог (слайд 15); является одним из мировых лидеров в разработке установок для термоядерной энергетики (слайд 16), занимает второе место в мире (после США) по экспорту вооружений (слайд 17).

Игра «Чей голос?»

-А теперь я предлагаю прослушать голоса известных людей, великих граждан своей эпохи и определить кто они. (В записи звучат голоса И.Сталина, Н. Хрущева, В.Путина, Д.Медведева с демонстрацией их портретов на экране).

-Как и любое другое государство, Россия имеет свои символы. Какие? (герб, флаг и гимн)

-Посмотрите на слайд. (слайд 18) Флаг, состоящий из трёх цветов – белого, синего и красного, был впервые водружён на корабле «Орёл», построенном в России в 1668 году в период царствования Алексея Михайловича. (слайд 19) Однако под этим флагом «Орёл» ходил не долго, корабль вскоре был сожжён под Астраханью сторонниками Степана Разина. Трёхцветный флаг в качестве символа русского торгового флота был официально утверждён указом Петра I в 1705 году. Государственным же трёхцветный флаг стал только в 1896 году, перед восшествием на престол императора Николая II. Тогда министерство юстиции России постановило: национальным цветом «окончательно считать бело-сине красный цвет».

     Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.

-Что означают цвета флага России? (слайд 20)

    По одной версии, эти цвета символизируют три Руси: «Белая Русь» (белый цвет), «Малая Русь» (синий цвет) и «Великая Русь» (красный цвет). Существует версия, по которой белый цвет - «свобода», синий – Богородица и её небесное покровительство, красный – русская державность. 
   Правдивым кажется и такое предположение: символ Православия – белый цвет, символ государственной власти – синий, а символ народа России – красный цвет. Также цвета символизируют народ, проживающий в стране. Его благородство и откровенность (белый цвет), верность, честность и целомудрие (синий цвет), мужество, смелость и великодушие (красный цвет).

   По одной из версий Петр I взял за основу голландский флаг, поменяв цвета местами. После трагических событий 1917 года триколор ушёл из России на долгие годы, его заменили флаг СССР – красного цвета с золотистым серпом и молотом, и флаг РСФСР – к флагу СССР добавлена синяя полоса по левому краю. 22 августа 1991 года национальный флаг России впервые после распада СССР был поднят на крыше здания Правительства в Москве.
  День Государственного флага начали отмечать с 1994 года после Указа Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. В настоящее время Российский триколор – один из ключевых символов единства Русского мира, символ принадлежности к русской цивилизации.

-Посмотрите, что вы видите? (герб России - слайд 21)

    Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года.

-Послушайте. Что это? (гимн Росиии) (слайд 22)

     Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

Викторина «Символы России»

- Что означает слово «гимн»?

- Когда был впервые исполнен гимн на музыку А. В. Александрова?

-Как называется сатирический киножурнал, возглавляемый С. В. Михалковым?

- Как называется наука о гербах?

- Когда на гербе русских князей появилось изображение орла?

- Что держит орел в своих лапах на гербе России?

- Как называется наука о флагах?

- Когда впервые появился на Руси бело-сине-красный флаг (триколор)?

- Как назывался корабль, над которым впервые был поднят российский триколор?

Игра «Волшебный сундучок».

 У меня в сундучке пословицы, но они рассыпались и вам нужно их собрать.

1.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3.Нет в мире краше Родины нашей.

4.Жить – Родине служить.

5.За Родину – мать не страшно умирать.

6.Родина – мать, умей за неё постоять.

7.Родной куст и зайцу дорог.

8.С родной земли – умри, не сходи.

9.Своя земля и в горсти мила.

10.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

   Очень разнообразен животный и растительный мир России. В составе флоры России насчитывается около 24 700 видов растений, из которых около 11 400 видов — сосудистые, 1137 — мохообразные, 9000 — водоросли, 3000 — лишайники и 159 — папоротники. Наиболее богаты видами растений Кавказ (6000) и Дальний Восток (4300), беднее всего — арктические острова Сибири. (слайд 23) В России насчитывается около 320 видов млекопитающих, более 700 — птиц, более 50 — рептилий, около 670 пресноводных и морских видов рыб, 100 000 — насекомых и 10 000 паукообразных. Большая часть биоразнообразия сосредоточена на юге Европейской России (особенно на Кавказе), юге Дальнего Востока и в горах южной Сибири. В России расположены 41 национальный парк и 103 заповедника. (слайд 24)

Игра «Угадайка».

Посмотрите на картинку и назовите растение или животное России. (сосна,амурский тигр, багульник, дрофа, кабан, калина, лесная кошка, лось, миндаль, песец, стрепет, суслик, тис ягодный, хмель, ясень) (слайды 25-39)

-У нас с вами есть и «малая Родина» - Ставропольский край. (слайд 40) Ставропо́лье— субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района. Административный центр — город Ставрополь.

Песня Ставрополю

Ты не лучше других

и не хуже.

Может, чуточку только белей,

может, улицы чуточку уже

да побольше на них тополей.

Ты не скучный.

Скорее – весёлый.

Хоть от шумных путей удалён,

и к тебе приближаются сёла

с четырёх

соколиных сторон.

 

Ты стоишь средь степного раздолья,

город Ставрополь, радость моя,

и с любого конца Ставрополья

виден ясно,

как белый маяк.

 

Здесь по улицам ходят степенно,

по степям нагулявшись,

ветра,

и настоем душистого сена

пахнет город всю ночь до утра…

 

Два столетья,

холмы обживая,

не стареешь ты, Ставрополь мой.

где ни езжу, -

я гостем бываю,

а к тебе возвращаюсь –

домой.   (Иван Кашпуров)

-Ставропольский край также имеет свои символы.

    Флаг Ставропольского края представляет собой прямоугольное полотнище золотого цветас изображением на нём белого креста прямой формы. (слайд 41) В центре креста помещается цветное или монохромное, в золотом цвете, изображение герба Ставропольского края. Золотой цвет полотнища соотносится с цветом территории края,- изображённой на гербе. Он символизирует Ставрополье, как солнечный южный регион России, край сельского хозяйства, край золотого колоса и золотого руна. Золотой цвет означает также богатство и плодородие Ставропольского края. Белый цвет символизирует чистоту намерений, миролюбие и мудрость. Крест является символом защиты

   Герб представляет собой геральдический щит с обрамлением. (слайд 42) Он разделён по горизонтали на две части. В верхней половине на голубом фоне помещён главный элемент - крепость, к воротам которой ведёт дорога. Над воротами изображение пентаграммы (пятиугольник) как символа защиты и охраны. В нижнем поле щита на синем фоне золотым цветом изображена карта Ставрополья. В левой части карты, на месте расположения города Ставрополя, изображение прямого креста белого цвета. От него влево и вправо прочерчена линия, обозначающая сорок пятую параллель северной широты, на которой расположен город Ставрополь и которая пересекает территорию края. Щит обрамлён венком из листьев дуба и пшеничных колосьевВенок переплетён лентой с цветовой гаммой Государственного флага Российской Федерации. Композицию венчает изображение двуглавого орла — главной фигуры Государственного герба Российской Федерации.

Игра «Собери герб» (из элементов нужно собрать воедино герб России и Ставропольского края)

-Давайте совершим заочную экскурсию по различным достопримечательностям нашего прекрасного края. (слайды 43-50)

-Многие выдающиеся люди жили и творили на Ставрополье. Художники Па́вел Моисе́евич Гречи́шкин (слайды 51-53), Василий Васильевич Ярмин (слайды 54-58), Евгений Кузнецов (слайды 59-61), писатели и поэты Геннадий Семенович Фатеев (слайд 62), Александр Ефимович Екимцев (слайд 63-64), Иван Вальевич Кашпуров (слайд 65-66).

Конкурс эрудитов «Ставрополье-рекордсмен».

1.Самая высокая точка Ставропольской возвышенности? (Гора Стрижамент, 831 м над уровнем моря.)

2.Самое крупное землетрясение в крае? (8 баллов – произошло в 1972 году в посёлке Цимлянское.)

3.Самое ценное полезное ископаемое? (Минеральные воды.)

4.Самое  «холодное» место?  (На Кабардинском хребте.) 

5.Самое  «тёплое» место?  ( На западных склонах Ставропольской возвышенности.) 

6.Самые низкие температуры воздуха? ( -38 - село  Красногвардейское.)

7.Самые высокие температуры воздуха?  ( +44 -  Зеленокумск, +44 -  Ачикулак.)

8.Самое «сухое» место? (Величаевское, 280 мм осадков в год.)

9.Самое «солнечное» место? (Г. Светлоград, 2198 часов солнечного сияния в год.)

10.Самое «ветреное» место? (Г. Ставрополь, 100 дней в году с сильными ветрами. Максимальная скорость ветра 40 м/сек.)

11.Самая длинная река в крае? (Река Калаус, 936км.) 

12.Самая «грязная» река в крае? ( Река Калаус, мутность воды 5000г/куб.м.)

13.Самое большое естественное озеро? (Озеро Маныч – Гудило, 360 кв.км.)

14.Самое глубокое озеро? (Сенгилеевское озеро.) 

Самое большое по площади водохранилище? ( Чограйское водохранилище, 200кв.км.)

15.Самая водная река? (Река Кума, средний расход у города Прикумска – 10 куб. м/сек.)

16.Самые старые растения?  (Буки на горе Стрижамент.)

17.Самые древние растения?  ( Самые древние деревья – гинго. Г. Ставрополь, г. Пятигорск.)

18.Самые быстрые копытные животные?  (Сайгаки, обитают в полупустынной зоне края.)

19.Самый старый  город и самый крупный по численности населения? (Ставрополь. Население города – 420 тыс.чел.)

20.Самый молодой город?  (Город Михайловск, 29 декабря 1998 год.)

Рефлексия.

-Что для вас значит Родина?

-С чем ассоциируется у вас это слово?

-Что в вашем понимании малая Родина?

-Ребята, хочется ли вам изучать историю нашей страны, края, села? Почему?

Ах, Ставрополье, синий край России!

Ты песня эскадронная отцов.

Меня сады, поля твои растили

Под птичий грай и перезвон овсов

Мне открывали даль твои рассветы,

А жаворонки – песни и траву…

Куда б меня ни заманили ветры-

Тебя от сердца я не оторву.(слайд 67)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час "Моя Родина"

Данный классный час в помощь классному руководителю (5-7 класс). Можно его проводить как очередной запланированный в учебном году, так и отдельно на 9 мая так и вдень Согласия и примирения!...

Классный час: «Несу Родину в душе».

Гордость нашего Алтайского края - Василий Макарович Шукшин. Его  безграничная любовь к Родине, к своему селу Сростки, есть пример для подрастающего поколения. ...

Презентация к классному часу " Несу Родину в душе"

Данная презентация - приложение к классному часу " Несу Родину в душе"...

Презентация к классному часу : "Моя Родина - Россия"

Презентация к классному часу "Моя Родина -Россия"...

Классный час "Россия - Родина моя"

Задачи классного часа  - воспитание любви к своей семье, своей стране, своей Родине;  уважительного отношения друг к другу; воспитание ответственности и причастности к своей стране....

Классный час "Моя Родина".

Цели: способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;воспитание любви к месту, где ты родился. Задачи: усиление патриотических качеств личности;расширение кругозора учащихся;повыше...

Конкурс "Самый классный классный" ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа "Гордость - Родине служить", ПРИЛОЖЕНИЕ, ВИДЕОМОНТАЖ, ВИДЕООТЧЕТ

Ссылка на видеоотчет  классного часа  "Гордость - Родине служить"  https://www.youtube.com/watch?v=Wc8JrSSTUXY#action=shareСсылка на видеомонтаж для классного часа "Гордо...