Классный час "Окончание битвы за Москву".
методическая разработка

Классный час "Окончание битвы за Москву".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_okonchanie_bitvy_za_moskvu_1.docx76.28 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный

Дню воинской славы России (5декабря 1941 г.—день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой)

«ОКОНЧАНИЕ БИТВЫ ЗА МОСКВУ»

Обложка

Классный руководитель: Деревянко С.С.

                                                                       

                     

Степное, 2022г.

                                                                        Если выстрелишь в прошлое из

                                                                             пистолета, будущее выстрелит

                                                                                              в тебя из пушки.

                                                                                              Расул Гамзатов

Цели: углубить знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать детей к активному сопротивлению, попыткам очернить историю страны.

Оформление:

— на доске написать тему классного часа, эпиграф.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Вступительное слово.

К л а с с н ы й  р у к о вод и т е л ь. Сегодняшний классный час мы посвящаем Московской битве. Это было самое крупное сражение Великой Отечественной войны. Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 миллионов человек. Общие безвозвратные потери советских войск в сражениях на ближних и дальних подступах к столице составили 926 тысяч человек. Немцам также был нанесен значительный урон - 615 тысяч человек. А всего в войне погибло около 27 миллионов наших соотечественников. Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась война. Можно сказать, что Великая Отечественная война прошла через сердце и память всего нашего народа. Память о Великой Отечественной войне — это историческая память. Это память об общих радостях и горестях, об общих ошибках, поражениях и победах. Это память об общей исторической судьбе. Той общей судьбе, которая и объединяет миллионы людей разных национальностей в один народ — народ России. Вот почему нам нужно обязательно беречь эту память.

Помни войну! Пусть далека она и туманна.

Годы идут, командиры уходят в запас.

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

Гром поездов. Гром лавин на осеннем Кавказе.

Падает снег. Ночью староста пьет самогон.

Тлеет костер. Партизаны остались без связи.

Унтер содрал серебро со старинных икон.

Помни войну! Стелет простынь нарком в кабинете.

Рота - ура! Коммунисты — идти впереди!

Помни войну! Это мы — ленинградские дети,

Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим.

Тихо, браток. В печку брошены детские лыжи.

Русский народ роет в белой земле блиндажи.

Тихо, браток. Подпусти их немного поближе —

Нам-то не жить, но и этим подонкам не жить.

   Уже после войны известный бард Юрий Визбор написал песню «Помни войну». Мне кажется, поэт нашел ключевые слова, которые извлечены прямо из нашей исторической памяти.

 II. Час памяти.

К л а с с н ы й  р у к о в о д и т е л ь. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас... Сегодня мы вспоминаем великую битву за Москву. Одно из грандиознейших сражений в истории человечества. Эта битва разрушила миф о непобедимости немецкого солдата и заложила первый камень в храм нашей победы. Нужно только слушать и запоминать. Факты, события, имена...

   Как известно, перед нападением на СССР Гитлер завоевал почти все страны Западной Европы. Он мечтал о создании всемирного тысячелетнего рейха. Но для этого нужно было завоевать еще и Советский Союз, чтобы захватить его богатые ресурсы. Так бы разработан план Барбаросса. Вот какие задачи ставил Гитлер в этом плане: «Необходимо напасть на Россию молниеносно и захватить её ресурсы, не считаясь с возможной гибелью миллионов людей в это стране. Нам надо взять у России все, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы». «Россия должна быть уничтожена», — объявил Гитлер. Позже фюрер уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, ста миллионами людей германской расы». У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой, в частности, говорилось о том, что к русскому народу должны применяться самые жестокие и безжалостные меры.

   Максимум 5 месяцев отводил Гитлер на всю операцию. Предполагал даже закончить ее за З недели. Все свои силы Гитлер бросил на осуществление этого плана. Казалось, не было в мире силы, которая остановит гитлеровскую машину. Но блицкрига молниеносности не получилось. Солдаты, партизаны, старики, женщины, дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу с фашизмом. В первые месяцы войны успех сопутствовал врагу, и наша армия с боями отступала, сдавая город за городом, село за селом. А в конце сентября вражеские полчища подошли настолько близко к Москве, что остро встал вопрос о ее обороне. Не З недели, а долгие 5 месяцев немцы шли к Москве, встречая яростное сопротивление.

Видеофильм (отрывок «Битва за Москву» Парад на Красной площади)

   Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые — каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена.

Учащийся 1. Генерал М.Ф. Лукин — человек редкой храбрости и хладнокровия. Его дивизия попала в окружение, но не сдалась в плен, а продолжала упорно сражаться, отвлекая на себя большие силы гитлеровцев. Одна дивизия Лукина сковала 28 вражеских дивизий! Находясь в окружении, генерал постоянно поддерживал связь со штабом, передавал донесения: «Войска держатся и будут держаться до последнего солдата и до последнего патрона».

Учащийся 2. 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва», — сказал политрук. Им удалось уничтожить 18 машин. Они задержали наступление немцев и не дали немецким танкам прорваться к Москве. Почти все они погибли, как и генерал Панфилов. Все стали Героями Советского Союза.

Учащийся 3. Михаил Гурьянов — Герой Советского Союза, заместитель командира партизанского отряда. Его отряду удалось сжечь вражеский штаб и вынести важные документы. Каратели выследили партизан, Михаил Алексеевич был ранен и взят в плен. После жестоких пыток его отвезли к сожженному зданию штаба, повесили на шею табличку «Вождь партизан» и казнили. Согнанные на площадь жители села услышали последние слова, которые Михаил Алексеевич успел крикнуть перед смертью: «Смерть фашизму! Нас миллионы! Победа будет за нами!».

Учащийся 4. Легендарный партизан Илья Кузин. Он был подрывником в Волоколамском партизанском отряде. Илья славился тем, что находил выход из самых невероятных ситуаций. Однажды, когда группу Кузина преследовали на грузовике гитлеровцы, Илья решился на отчаянный шаг: прыгнул на подножку немецкой автомашины и застрелил водителя и офицера. Немецких солдат в кузове расстреляли партизаны. Еще один интересный случай, когда Илье удалось уничтожить фашистский склад боеприпасов и горючего. Он вскрыл бочку с бензином, облил им ящики с боеприпасами, прикрепил к одной из бочек бикфордов шнур и поджег его. Получился такой партизанский салют, который не умолкал в течение нескольких часов. Потом оказалось, что он один уничтожил 350 тысяч винтовочных патронов,100 авиабомб, 300 артилле-рийских снарядов, 30 ящиков с гранатами и 5 тонн горючего. Бесстрашному подрывнику было присвоено звание Героя Советского Союза. Скончался Илья Николаевич Кузин уже после войны.

Учащийся 5. Вера Волошина — московская студентка из города Кемерово. Во время учебы Вера стала курсантом аэроклуба имени В.П. Чкалова, научилась прыгать с парашютом, водить мотоцикл и даже стрелять из винтовки и пистолета. Она добровольно пошла на фронт и была зачислена разведчицей в воинскую часть. В ноябре 1941 г. ее разведгруппа выполняла задание возле знаменитой деревни Крюково. Партизаны заминировали дороги возле деревни и забросали окна домов, где располагались гитлеровцы, гранатами. На обратном пути они попали в засаду. Вера, прикрывавшая отход отряда, была тяжело ранена и попала в плен. После долгих пыток и допросов немцы казнили ее. О подвиге Веры стало известно уже после войны. А в деревне Крюково работает музей, посвященный мужественной разведчице.

Учащийся 6. Иван Петрович Иванов — житель деревни Лишняги Серебряно-Прудского района Тульской области, повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завел 40 автомашин в глухой и глубокий обледенелый лесной овраг. Выбраться оттуда немцы не смогли. Они расстреляли 65-летнего старика.

Учащийся 7. Зоя Космодемьянская — десятиклассница московской школы № 201. В октябре 1941 г. она ушла добровольцем в партизаны. Во время одной из операций Зоя пробралась в село, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие. На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. После страшных пыток и истязаний фашисты казнили Зою. Во время казни, на которую фашисты согнали всех жителей села, Зоя крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!» Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Учащийся 8. Маршал Победы — так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата. Все главные сражения Великой Отечественной связаны с именем Жукова: Ленинградская, Московская, Сталинградская и Курская битвы. Украина, Белоруссия, Европа, и, наконец, Берлин. Именно Г.К.Жуков 8 мая 1945 г. принял капитуляцию фашистской Германии. Его называли последним русским генералом, который делал то, чего ждали от него Бог, народ и совесть. Георгий Константинович Жуков похоронен на Красной площади, у Кремлевской стены.

Учащийся 9. Неизвестный солдат... Сражение под Москвой было одной из самых кровопролитных и больших битв в истории человечества. В битве за безымянные высоты, за переправы через речки, за города и села Подмосковья полегли сотни тысяч солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор не известны. Осенью 1941 г. у деревни Крюково шли жестокие бои на подступах к Москве, полегло много бойцов. А в 1966 г. было обнаружено захоронение

неизвестного солдата. Прах солдата перенесли в Александровский сад, захоронили у Кремлевской стены. И зажгли там Вечный огонь.

III. Беседа по теме «Выстрелы в память».

 К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили многочисленные агрессоры. После Второй мировой войны им стал ясно, что завоевать наш народ силой не удастся — любое вторжение только укрепит единство народа. Но можно разрушить народ изнутри. Для этого нужно просто отнять у него память. «Идет война народная, священная война», — высокие, зовущие на подвиг слова. Она, эта война, продолжается. Ныне идет такая война. Эта война с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится — «Вторая Мировая». Появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли тысячи партизанок! Да и панфиловцы — что бы там ни было, но их было только 28 — против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. А за 4 часа танки могли бы доехать до Москвы.

   Все эти приемы рассчитаны на молодежь — людей старшего поколения на этом не проведешь. Но те, кто сознательно очерняет историю Великой Отечественной, забывают мудрую заповедь: «Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей:

— Нужно уважать прошлое своей страны, пытаться понять его.

— Нужно изучать свою историю, и, если были ошибки, не повторять их.

— Если будут порочить имена героев, никто не захочет совершать подвиги, страну легко завоюют.

— Народ, который плюет на историю своей страны, не ценит её защитников, становится рабом других народов.

- Если мы сейчас будем порочить поступки дедов и прадедов, то наши внуки и правнуки будут презирать нас еще больше, вообще откажутся от нас.

- Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?

Примерные ответы детей:

— Не читать, не слушать всяких сплетен о Великой Отечественной войне.

— Не верить кому попало, разбираться самим.

— Нужно наказывать тех, кто плохо говорит о Великой Отечественной, о наших героях.

— Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.

— Хранить благодарную память о защитниках Отечества.

— Защищать память о Великой Отечественной войне, не позволять втапты- вать ее в грязь.

— Нужно создать сильную армию, мощное оружие, тогда никакие пушки из будущего не будут страшны.

   Почтальон в годы войны был особым человеком. Его ждали с нетерпением и страхом: что достанет он из своей сумки – треугольник с адресом, написанный знакомым тебе почерком, или извещение “Погиб смертью храбрых”?

Письма показывали соседям, бережно хранили. И много раз перечитывали. Они были короткими. Их писали на коленях в окопах, в короткие передышки между боями.

Солдаты были скупы в выражении своих чувств. Хотя каждому хотелось сказать самое сокровенное, прежде всего, - своим любимым: матери, жене, девушке.

Фронтовое письмо солдата

   “Дорогая мама, пишет тебе твой сын Серёжа. Помнишь Кольку с Садовой, - Ты ещё ругала меня из-за того, что мы играли с ним в “казаков – разбойников”, и я порвал новые штаны, которые ты сшила мне к первому сентября? Так вот, нас с Колькой распределили в один взвод.

   У меня всё хорошо, если на войне вообще может быть хорошо. Вчера был мой первый бой. “Боевое крещение приняли”, - сказал нам наш командир. Многие мои товарищи погибли, а я живой…

   Честно скажу, было страшно, но наш командир сказал, что мы должны выстоять и отбить атаку врага, что за нами – Москва, отступать некуда! И появились силы, страх ушёл…

   Мы подпустили немцев поближе и открыли огонь. Сержант Фёдоров попал из противотанкового ружья прямо в башню танка, и тот загорелся.

  Наши товарищи гибли, гибли немцы, а мы бежали вперёд. Мы зажгли один танк, потом ещё два. Немцы дрогнули и стали отступать. А мы с Колькой бежали, стреляли и кричали: “Ура! За Родину!” Всё было как в тумане, будто сон всё это, и не я вовсе бегу, другой кто – то, но вдруг резануло в левой руке, и я понял, что это не сон, а из руки капает самая настоящая кровь, и больно по-настоящему. Ничего, рана оказалась совсем пустяковой – пуля лишь слегка задела руку, меня перевязали и даже не положили в лазарет, так что я остаюсь в строю!

  После боя наш командир поблагодарил нас, а сержанта Фёдорова представили к медали “За отвагу” за то, что он подбил три танка. Так что я теперь стал настоящим солдатом. И вот как я думаю: надо во что не стало остановить фашистов, надо отстоять нашу столицу! И мы не отдадим Москву врагам, мы умрём, но фашистов не пропустим!

  Мама, напиши, как вы там живёте без меня? Как Мишка? Помогает ли тебе? Скажи, пусть не бросает учёбу. Пусть напишет брату хоть несколько строчек (только без ошибок!).

Любящий тебя сын Сергей.

29 октября 1941г.”

   Благодаря смелости и отваге таких бойцов, была выиграна битва под Москвой. Была одержана победа в Великой Отечественной Войне.

Но не все вернулись живыми с войны.

Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою
Ценой
Завоёвано счастье ,-
Пожалуйста, помните!
Помните!
Через века, через года. -
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, -
Помните! (Р.Рождественский Реквием)

Подведение итогов.

- Оставит ли след в вашей памяти сегодняшний классный час? Что особенно запомнилось?

Через века, через года –

 Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,

Пожалуйста, помните!

                             Не плачьте!

                             В горле сдержите стоны,

                             Горькие стоны

Памяти павших, будем достойны!

Вечно достойны!

                              В девятый день минующего мая,

                              Когда легла на землю тишина,

                              Промчалась весть от края и до края!

                              Мир победил! Окончена война!

Победа! Во имя Отчизны –

Победа! Во имя живущих –

Победа! Во имя грядущих –

Победа!

   Мы, помним и вечно будем в долгу перед нашими предками, которые воевали ради нашего счастья и мирной жизни!  Остановившись у обелиска или памятника на братской могиле, не забудем, что эти солдаты погибли в бою, отстаивая мир на земле, наше будущее. Подвиг народа в борьбе за свою свободу и независимость бессмертен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва за Москву"

Данный материал посвящен героической битве во Второй мировой войне - битве за Москву...

Классный час "Битва под Москвой"

Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине.   Задачи: Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений;  Воспитание уважения к бо...

Классный час "Битва под Москвой"

Данный материал подготовлен учащимися 7 класса. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеров...

Классный час "Битва под Москвой"

Материал для проведения классного часа...

классный час "Битва под Москвой"

Подвиг наших солдат всегда останется в наших сердцах!...

Классный час "Битва за Москву"

Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой;Показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;Выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Москов...