Классный час "Урок Победы".
методическая разработка

Классный час "Урок Победы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_urok_pobedy_10_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Урок Победы».

Цели: 

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников среднего звена о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

4) Познакомить  с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Ход мероприятия

 В преддверии праздника «75-летия Победы» мы должны воздать дань уважения и благодарности всему русскому воинству, стоявшему на защите рубежей нашего государства.

С  чего  начинается   память …                                                              

 С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слёз!

                                К. М. Симонов.                                                                                                                                 

-Ребята, о чем эти строки?

-Что для вас память?

- Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания?

-А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?

     Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы ВОВ. Уже выросло не одно поколение людей,  не испытавших на себе горячего дыхания Великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Плывет тишина над старыми окопами, покрываются в мае полевыми цветами места, где велись бои, раны земли зажили.

-Одни поколения сменяют другие, помнят ли они события 1941-1945 гг?

    Вопросов о войне, о том далеком историческом событии возникает очень много, на эти вопросы надо отвечать, ведь, если не знать правды, то можно все придумать, но по-своему. Так сегодня и происходит. Многие государства взяли на себя право переписывать историю Великой войны на свой лад, при этом, естественно, искажаются факты. И не случайно – президент нашей страны Владимир Путин озабочен этой проблемой, он решительно заявляет, что современные школьники должны знать всю правду о войне.

-А что такое война? С чем ассоциируется у вас это слово?

        В XX веке было две войны I Мировая и II Мировая.

II Мировая война была  самой жестокой, кровопролитной, самым ужасным событием в истории XX века, она унесла  миллионы  жизней. Виновником этой трагедии стал фашизм.

Вторая мировая война.

    «Великая Отечественная война для нас - это часть Второй Мировой войны. Мировая – это значит, что задействован практически весь мир. Давайте оценим эти цифры:
Продолжительность войны - 2195 дней (6 лет)

Количество стран-участниц – 61

Численность населения стран-участниц - 1700 млн \ 80% населения Земли

Количество погибших - 50 млн

Количество раненых - 35 млн

Количество стран, в которых происходили военные действия – 40

Площадь территорий, на которых проходили военные действия - 22 млн. кв. км
Это была самая кровопролитная и разрушительная война.

Польша была захвачена за 33 дня, союзную армию Франции разбили за 44 дня.

Врага смогли остановить только мы.

Вклад СССР – решающий, важнейший, главный.

Потому что было понятно, что для нашей страны это война на ВЫЖИВАНИЕ».

-А когда началась Вторая Мировая война?  (1 сентября 1939 года)

     Фашистская Германия очень быстро покорила страны Европы, но ей этого было мало – ей нужен был Советский Союз. Государство, которое смогло объединить людей разных национальностей в одну дружную семью. Люди были счастливы, свободны, сеяли хлеб, растили детей и вдруг.

-Что  говорят нам эти цифры:

22 июня 1941 года – (22 июня 1941 года,  на рассвете, в 4 утра  Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась великая Отечественная война)

1418 –  (дней и ночей длилась ВОВ)

50 000 000 (жизни людей)

75 -  (Победе над фашизмом)

ВОВ - битва не на жизнь, а на смерть.

-Ребята, кто из вас знает, что такое «План «Барбаросса» и «Генеральный план «Ост»?

…Согласно этим планам:

- евреев полностью уничтожить

- славян – «изгнать», читай уничтожить

- небольшую часть славян планировалось «онемечить» (ассимилировать). Так, в годы ВОВ тысячи детей в возрасте до 5-6 лет т.н. «нордической внешности» были вывезены в Германию и подвергнуты «начальной германизации». В специальных колониях их проверяли на принадлежность к «арийской расе», часть отсеивали, заставляли говорить по- немецки, а затем, сменив документы и имя, отправляли в приюты, где их усыновляли немцы. Дети и усыновители обычно не знали об их истинном происхождении. После войны вернулось лишь 2-3% этих детей.

- территории планировалось очистить от местного населения и колонизировать.
Поэтому для нашей страны это была битва не на жизнь, а на смерть».

   Знаменитый немецкий план «Барбаросса» кратко можно охарактеризовать примерно так: это практически нереальный стратегический план Гитлера по захвату России как главного противника на пути к мировому господству. Стоит вспомнить, что ко времени нападения на Советский Союз фашистская Германия под предводительством Адольфа Гитлера практически беспрепятственно захватила половину европейских государств. Сопротивление агрессору оказывали только Британия и США.

-Почему план нападения Германии на СССР назывался планом «Барбаросса»?

     Стратегический план молниеносного захвата и покорения Советского Союза получил свое название в честь императора Фридриха Барбароссы, правившего Священной Римской Империей в 12 веке. Означенный руководитель вошел в историю благодаря своим многочисленным и успешным завоевательным походам. В названии плана «Барбаросса», несомненно, прослеживался присущий почти всем действиям и решениям руководства Третьего Рейха символизм. Наименование плана было утверждено 31 января 1941 года.

    Предварительная стратегия плана «Barbarossa» по пунктам выглядела примерно так: Мощная и хорошо подготовленная армия Рейха вторгается на Западную Украину, молниеносно разбивая основные силы дезориентированного противника. После нескольких решающих боев германские силы добивают разрозненные отряды оставшихся в живых советских воинов. С территории захваченных Балкан пройти победным маршем до Москвы и Ленинграда. Захватить оба архиважных для достижения намеченного результата города. Особенно выделялась задача захвата Москвы как политического и тактического центра страны. Интересно: немцы были уверены, что в Москву стекутся защищать все до единого остатки армии СССР – и их будет проще простого разбить наголову.

 -За сколько Гитлер хотел захватить СССР?

    В целом на захват огромнейшей территории Советского Союза нацистские стратеги отводили всего пять месяцев – одно-единственное лето. Сегодня такая самонадеянность может показаться безосновательной, если не вспомнить, что на момент разработки плана немецкая армия всего за несколько месяцев без особенных усилий и потерь захватила почти всю Европу.

-Что означает блицкриг и какова его тактика Блицкриг, или тактика молниеносного захвата противника – детище немецких военных стратегов начала 20 века?

    Слово Blitzkrieg происходит от двух немецких слов: Blitz (молния) и Krieg (война). Стратегия блицкрига основывалась на возможности захвата огромных территорий за рекордно короткие сроки (месяцы или даже недели) до того, как противоборствующая армия опомнится и мобилизует основные силы. Тактика молниеносного нападения основывалась на теснейшем взаимодействии пехоты, авиации и танковых соединений немецкой армии. Танковые расчеты, которые поддерживает пехота, должны прорваться в тылы врага и окружить основные укрепленные позиции, важные для установления постоянного контроля над территорией. Армия противника, будучи отрезанной от всех систем связи и всяческого снабжения, быстро начинает испытывать трудности с решением простейших вопросов (вода, еда, боеприпасы, одежда и т д). Ослабленные таким образом силы подвергшейся нападению страны в скором времени сдаются в плен или уничтожаются.

-Когда произошло нападение фашистской Германии на СССР?

      По результатам разработки плана «Барбаросса» нападение Рейха на СССР назначили на 15 мая 1941 года. Дата вторжения была сдвинута по причине проведения гитлеровцами Греческой и Югославской операций на Балканах. Фактически фашистская Германия напала на Советский Союз без объявления войны 22 июня 1941 года в 4-00 утра. Эта скорбная дата считается началом Великой Отечественной войны.

Генеральный план «Ост».

     Инициатором разработки «Плана Ост» выступал Генрих Гиммлер, его основные идее и само название появилось в 1940 году.О существовании «Генерального плана Ост» во время войны известно не было, первые упоминания о нем были сделаны нацистскими преступниками во время Нюрнбергского трибунала. Во время процесса обвинители опирались на «Замечания и предложения» Э. Ветцеля, который в годы войны был сотрудником министерства восточных территорий.

     «Генеральный план Ост» включал в себя перечень документов, в которых рассматривались вопросы заселения «восточных территории», под которыми подразумевались Польша и СССР, после победы нацистами в войне. Не предусматривалось сохранение государственности ни одной нации, Украина, Россия, Латвия и другие просто вошли бы в состав Великогерманского государства.

В основе находилось два документа, в которых и раскрывался план дальнейшей колонизации немцами восточных территорий Европы. Предусматривалось пересилить сюда более четырёх миллионов немцев. Параллельно с этим предусматривалось устранение полумиллиона евреев – всех евреев, которые населяли эти территории – и сорока процентов поляков.

     Переселенные на восточные земли немецкие крестьяне получали бы земли на определенных условиях – сначала на семь лет, а в случае успешного хозяйствования эта земля становилось бы наследственной, а через двадцать лет переходила бы в его собственность. Причем за землю предполагалась определенная плата в казну государства. Освоение и заселение восточных территорий должен был контролировать лично Гиммлер. Так же предусматривалось и переселение городского населения – немцы получали бы квартиры со всем имуществом.

«Ночные ведьмы».

   В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки, радисты, вооруженцы… При этом, женщины — авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских». О некоторых наиболее известных лётчицах, об истории создания и боевом пути женских авиационных полков мы сегодня поговорим.

    В этот период Герой Советского Союза М.М.Раскова формирует женскую авиационную часть. Попасть в неё мечтали тысячи девушек из Московского авиационного института. Были сформированы три женских авиационных полка: 46-ой гвардейский ночной легкобомбардировочной авиации, 25-й гвардейский пикирующих бомбардировщиков и 586-й истребительный авиационный ПВО.

    Естественно,  пилотировать  истребители  мечтало  большинство девушек,  но  в  истребительный  полк  отбирали  самых  лучших,  после  тщательной  проверки  техники   пилотирования.  Вскоре,  9  декабря  1941  года  полк  был  уже  сформирован  и  получил   порядковый  номер  «586».  В  состав  586-го  полка  вошли  первые  25  девушек в возрасте от 17до 22 лет,  сдавших  строгий  экзамен  по  материальной  части  истребителя  Як-1. 

    Весь трёхгодичный курс учёбы девушки изучали за три месяца. Истребительный полк был готов к отправке на фронт уже весной 1942 года.

    Воинский порядок, строгая дисциплина – это первое, с чем пришлось столкнуться. Примечательным был первый приказ штаба особых полков от 25 октября 1941 года:

«Всему личному составу приказываю: перед баней пройти стрижку волос.

Устанавливаю для всего личного состава сбора единую прическу: перед – на пол-уха и под польку – затылок. Ношение других видов причесок только с моего персонального в каждом отдельном случае разрешения».

    В парикмахерской некоторые сидели с трагическим видом. Ножницы безжалостно отхватывали косы. Ворохом лежали они на полу – белокурые, русые, каштановые, черные… Смешивались и сбивались в войлок. Многие девчата стали похожи на мальчишек. У каждой сразу поубавилось росту. Но все подтрунивали друг над другом, шутили, хотя в смехе этом слышалось и сожаление об утраченных локонах, и печаль о том, что теперь навсегда осталось в беззаботном прошлом.

    Много огорчений доставила и форма: гимнастерки, брюки, мужское белье, кирзовые сапоги и портянки. Все было велико. Одну шинель можно было надеть на двоих и застегнуть на все крючки. Самые маленькие сапоги сорокового размера! Раздобыли ножницы, иголки, нитки и принялись за подгонку.

    Занятия шли в лихорадочном темпе, а ночами то и дело поднимали по тревоге.

5 часов 30 минут утра. Подъем. Десять минут на туалет – и в строй. Еще до завтрака будущие штурманы изучали телеграфную азбуку. После завтрака садились за книги, тетради, географические карты. Штурманское дело – сложное. Нужны большая настойчивость, упорство, терпение, чтобы овладеть тонкостями аэронавигации. Ведь придется водить самолеты в разных метеоусловиях: при хорошей и плохой видимости, под облаками и над ними, при попутном, встречном или боковом ветре. Многого и предусмотреть нельзя. Надо научиться распознавать местность, ориентироваться в полной темноте. Занимались по двенадцать – тринадцать часов в сутки.

Летчики в это же время изучали теорию полета, конструкцию самолетов, их оборудование, вооружение, производили тренировочные полеты, учились летать вслепую, ориентируясь только по приборам. Состав летной группы непрерывно пополнялся новыми летчицами.

   Немцы со страхом называли их "ночными ведьмами", а красноармейцы, ласково, - "ночными ласточками" и "спящими красавицами".

    Летали девушки на тихоходных учебных самолетах конструкции ПО- 2, которых называли "кукурузниками" или "этажерками". Оборудованы они были простейшими аэронавигационными приборами. Скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км, нагрузка – 200 кг. Девушки летали ночью в тыл врага, сбрасывали партизанам оружие, боеприпасы и горючее, вывозили на Большую землю раненых, больных и детей. Ни заградительный зенитный огонь, ни патрулирование немецких истребителей не могли остановить их полеты. Девчонок, которые летали на хрупких ПО-2, немцы смертельно боялись.

В НЕБЕ “НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ”!

Война бросала похоронки,

Давила болью всю страну,

А эти милые девчонки

Спешили в небо на войну.

Из медсанбатов удирали,

Едва лишь сняты с раны швы,

И им не грезились медали,

Дрались, чтоб не было войны.

- Внимание!.. “Ночные ведьмы!”

И фрицы в панике опять,

А мы шутили, знали ведь мы:

Мужское дело – воевать.

Ах, эта “швейная машинка”…

Полёт у “этажерки” тих…

Летит ночная “керосинка”…

А фрицы в панике от них.

На плечи в сумках почтальонок,

Налитых будто бы свинцом,

Давила тяжесть похоронок –

Войны не женское лицо”.

Ракета, и в ночное небо –

Рус фанер” за крылом крыло…

Ну, что с того, что я там не был?

Мне, просто, - так не повезло.

 Петр Звягинцев

    Да за каждый сбитый ПО-2, управляемый молодыми девчонками, немцы получали серебряный Рыцарский крест и двойной оклад. За годы войны каждая третья из них погибла, 23 стали Героями Советского Союза, 2 - Героями России и одна - Героем Республики Казахстан. Многие из них получили эти звания посмертно.

Интересные факты о ВОв.

1. Не все знают о том, что после войны в Советском Союзе не отмечали праздник «День Победы» семнадцать лет.

2. С сорок восьмого года праздник День Победы считался самым главным праздником, но его никто никогда не отмечал, он считался  обыкновенным днем.

3. Людьми было выпито пять миллионов шестьсот девяносто один литр водки только за один месяц (декабрь 1942 года). 6. Первый раз День Победы праздновали обширно только после двух десятилетий в 1965 году. После этого День Победы стал нерабочим днем.

4. На протяжении десятилетия после Победы СССР формально находился еще в состоянии войны с Германией. После принятия капитуляции немцами СССР решил не принимать и не подписывать мир с врагом; и получается, что остался с Германией в состоянии войны.

5.  25 января 1955 года Президиум Верховного совета СССР издает указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». Этим указом формально оканчивается война с Германией.

6. Первый парад победы состоялся в Москве 24 июня 1945 года.

7. Блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) длилась 872 дня с 8.09.1941 по 27.01.1944 года.

8. Триста тридцать четыре населенных пункта, которые находились в Украине, были полностью сожжены немцами вместе с людьми.

9. Самый крупный город, который был захвачен уничтожителями, стал город Корюковка в Черниговской области.

10. Всего за два дня в самом большом захваченном городе было сожжено 1290 домов, осталось только десять нетронутых и убито семь тысяч мирных жителей.

11.Женщин снайперов подготавливала специальная центральная школа снайперов. 12. Водка полагалась не всем бойцам. С сорок первого года главный снабженец предложил установить параметры. Выдавать водку в размере ста грамм на человека в сутки красноармейцам и начальникам действующей армии.

13.За период войны собаки-санитары вывезли с поля боя примерно семьсот тысяч тяжелораненых командиров и красноармейцев. Санитару и носильщику за вынос 100 раненых с поля боя присвоили звание Героя Советского союза.

14.. На поле боя собаки-санитары по-пластунски подползали к раненому солдату и подставляли ему медицинскую сумку. Терпеливо ждали пока солдат перевяжет рану и ползли к другому солдату. Также собаки хорошо умели отличать живого солдата от мертвого. Ведь многие раненые были в бессознательном состоянии. Таким солдатам собаки лизали лицо, пока они не очнутся.

15. Самая активная женщина снайпер была хорошо известна в США и о ней написана песня «Miss Pavlichenko» исполнитель Вуди Гатри.

16.Для стимуляции немецких солдат широко использовался наркотик первитин (метамфетамин).

17. Наркотик официально добавляли в пайки танкистам и летчикам.

18. Гитлер считал своим врагом не Сталина, а диктора Юрия (Юду) Левитана. Советские власти активно охраняли Левитана. За голову диктора Левитана Гитлер объявил награду в размере 250 тысяч марок. Причем он был рожден в семье евреев.

-А как вы думаете, фашизм был уничтожен советскими войсками окончательно?  

   Да, к сожалению, он возвращается, правда в новом облике крайне правых политических движений с новыми целями.

 … Да это течение… Какую бы маску не надел фашист суть его остается прежней – смерть, жестокость, слезы. 

-Как же избежать того,  чтобы такие движения не разрастались, не пополнялись новыми членами (молодежью)?

А еще необходимо усваивать уроки, которые нам преподнесла история. Фашизм был уничтожен в ВОв, но оставил глубокий след в жизни многих поколений. И хочется верить, что подобное не повторится.

В заключении хочется еще раз акцентировать ваше внимание на необходимость бережного отношения к истории родины, умение достоверно передать ее следующему поколению.

Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)

Изучать события войны.

Рассказывать младшим школьникам

Участвовать в викторинах, конкурсах

Не забывать ветеранов войны, помогать им

Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.

Акция «Бессмертный батальон»

Вносить  посильный  вклад  в  «вахту памяти» 

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…

Памяти  павших,  будьте достойны!

На этом наш классный час закончен, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”.

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”....

Классный час "Победи свою лень"

Классный час нацелен на помощь ребятам в том, чтобы познать природу лени и найти способы борьбы с ней. Классный час был разработан для участия в конкурсе "Самый классный классный", проведён в 9 классе...

Классный час: "Победа будет за нами!"

Конспект классного часа для учеников 6-7 классов...

Классный час: "Победа будет за нами!"

Конспект классного часа для учеников 6-7 классов...

Классный час " Победа над собой"

Материал для беседы с учащимися на классном часу....

Классный час "Победа в сердце каждого живет"

Классный час посвящен Дню победы. Нужно помнить те страшные события Второй мировой и рассказывать о них детям....

Методическая разработка классного часа "Победы Маршала Жукова"

Классный час направлен на привитие интереса у кадет к изучению истории страны, воспитанию чувства гордости за подвиги героев ВОВ, развитию гражданской позиции....