Воспитательная работа на дистанционном обучении : возможности и реальность.
статья

Султанова Гульнара Гумеровна

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа. Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная работа  на дистанционном обучении : возможности и реальность.

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа. Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки. Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам.

В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:

— технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);

— низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые

всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);

— ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);

— отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).
Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих:

— индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);

— обеспечение более личного контакта с учениками

— привлечение сторонних участников воспитательного процесса (в частности, это касается тех специалистов или интересных личностей, которые находятся на отдалении, например, выпускники школы или профессиональные психологи);

— включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное  взаимодействие является более гибким).

Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения.

Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно? Проще всего организовать со школьниками конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе». Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.

Ещё один интересный способ объединить класс во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени. Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с родителями — представителями разных профессий. В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения, выставки творческих работ одноклассников, конкурсы и многое другое. Никто не отменял и личные беседы, разговоры, работу в небольших творческих группах.

Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

Опыт работы дистанционного обучения в д/о "Изюминка"

Опыт работы детского объединения "Изюминка" Академии талантливых детей. В условиях дистанционного обучения работа стротися по индивидуальным маршрутным листам....

статья ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ.

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнител...

статья "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСКУССТВУ ТАНЦА: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕАЛЬНОСТЬ."

В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования по хореографии с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в рамках реализации  дополнител...