Классный час "Как жить в мире с родителями"
классный час (8 класс)

Панова Любовь Сергеевна

   Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания де­тей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в зав­трашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступле­ний являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и спосо­бов выхода из семейных конфликтов. В сценарии используются такие воспитательные приемы, как беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, групповые формы работы.

Целирасширить представление детей о том, что такое кон­фликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах пре­дупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать же­лание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию, проведение: час общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kak_zhit_v_mire_s_roditelyami.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный обсуждению семейных конфликтов.

«КАК ЖИТЬ В МИРЕ С РОДИТЕЛЯМИ?»

7-8 класс

Подготовила: классный руководитель Панова Л.С.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Пословица

Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступлений являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и способов выхода из семейных конфликтов. В сценарии используются такие воспитательные приемы, как беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, групповые формы работы.

Цели- расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию, проведение: час общения.

Подготовительная работа с детьми найти исполнителей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).

Оформление:

  • написать на доске тему, эпиграф;
  • написать список:

Способы выхода из конфликта:

- соревнование (соперничество);

- приспособление;

- компромисс;

-уход;

- сотрудничество

  • написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...

План классного часа:

1.  Проблемная ситуация «На приеме у психолога».

2.  Интерактивная беседа.

3.  Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».

4.  Ролевая игра «Если бы психологом был я...».

5.  Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи».

6.  Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».

7. Заключительное слово.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа I. Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Психолог. Тема сегодняшнего классного часа - конфликты детей и родителей. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Психолог. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи За хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

II. Интерактивная беседа

Психолог. Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

  • хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
  • можно ли назвать их семью счастливой?
  • что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

  • Трудный возраст дочери.
  • Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
  • Успеваемость, учеба.
  • Лень, неаккуратность.
  • Придирчивость родителей.
  • Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

И т. п.

Психолог. Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

  • Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
  • Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
  • Делать что тебе захочется.
  • Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
  • Иметь много обязанностей.
  • Жить по правилам, выполнять все законы.

Психолог. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)

На какой почве чаще всего случаются конфликты? Примерные ответы детей:

  • Не помогал по дому.
  • Учеба, поведение.
  • Поздно приходил домой.
  • Вредные привычки (курение). I - Из-за моей компании.
  • Внешний вид (прическа, одежда).
  • Мои поздние возвращения домой.
  • Плохой характер родителей. I - Из-за денег, покупки вещей.

И т. п.

Психолог. Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Психолог. Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует]I:

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Психолог. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

  • Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
  • Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
  • Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»

Психолог. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний.

(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.) Умение владеть собой - это...

  • контролировать свое поведение;
  • сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;
  • держать себя в руках;
  • не позволять себе грубости, хамства;
  • не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

  • работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;
  • читать книги по психологии;
  • не терять своего достоинства;
  • научиться уважать других людей;
  • научиться видеть свои недостатки;
  • быть строгим к себе и снисходительным к другим. Чтобы найти компромисс, нужно...
  • найти такое решение, которое устроит всех;
  • войти в положение другого человека;
  • видеть правоту другого человека;
  • отказаться от своего эгоизма;
  • не считать себя выше других;
  • уважать чужое мнение.

Психолог. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон

бумеранга»

Психолог. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем (другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.

Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.

Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека - две соседние парты в одном ряду). Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».

(Звучит музыка. В течение 5-7 минут дети придумывают рассказы.)

Послушаем, что у вас получилось.

(Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.)

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Психолог. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным Писателем.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Психолог. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

Примерные ответы детей:

Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть.

За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязанность.

Если родаки попросят, сделаю что-нибудь.

Эмоции отрицательные - мои родители могут только приказывать, пошлют - пойду.

А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как жить в мире с родителями?"

Классный час-  разговор с семиклассниками о вожможных конфликтах с родителями и способах их избежать. Презентация поможет сделать общение более разнообразным и интересным...

Классный час "Как жить в мире с родителями?"

Классный час для 7 класса с использованием интерактивной доски....

Как жить в мире с родителями

Классный час посвящен обсуждению семейных конфликтов...

Классный час «Жить в мире с другими».

Не секрет, сегодня многие подростки понимают, что отношения в обществе должны быть нравственными (особенно по отношению к ним), но сами не всегда утруждают себя следованием этим правилам. Как же воспи...

Как жить в мире с родителями

Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания де­тей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в зав­трашнем д...

Классный час в 7 классе «Как жить в мире с родителями?»

Классный час в 7 классе       «Как жить в мире с родителями?»...