Родительское собрание "Переходный возраст и что делать если ваши взаимоотношения с ребенком вышли из-под контроля"
материал

Несмеянова Ангелина Константиновна

Родительское собрание - основная и обязательная форма совместной работы классного руководителя с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного коллектива и воспитания учащихся в школе и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые родители! Хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти на наше родительское собрание. Сегодня мы заденем одну из самых важных тем, особенно для детей вашего возраста. По ходу всего собрания вы можете задавать вопросы, которые мы разберем вместе. Так же после обсуждения вы получите табели с оценками ваших детей. Так же хотела бы пригласить вас на общешкольное мероприятие среди 8-9 классов «Мы спортивная семья!» Агитки с требованиями вы получите сейчас.

Тема нашего собрания «Переходный возраст или что делать если взаимоотношения с ребенком вышли из под контроля»

Начнем немного с теории, что такое переходный возраст? Как вы знаетет или думаете?

Переходный возраст — это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. Чаще всего он начинается детей с 14-ти лет, но все может завесить от индивидуальных особенностей ребенка. Ваш ребёнок из послушного котёнка превратился в колючего ежа? Его настроение меняется быстрее курса валют? А любая мелочь может спровоцировать скандал и истерику? Спокойно! Это переходный возраст. Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

И вот пару советов как с ним справиться: Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

2. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.

3. Не читайте морали — разговаривайте по душам

Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.

Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.

Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.

Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.

Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.

Мы переходим ко второму вопросу. Вот он лежит перед вами, ваш крошка, ваш ангелочек…Вот он бежит навстречу протягивая маленькие нежные, полные любви ручки…Он любит вас беззаветно, он просто не может без вас жить! …

Проходят годы, вы стараетесь сделать семейное воспитание ребенка идеальным, растет ребенок, растут наши требования к нему.

 Как помочь вырасти ребенку? Как сохранить взаимопонимание и минуты нежности, которыми, вы так дорожите? Как правильно построить свое семейное воспитание детей?

 Ответ может показаться с виду простым: нужно любить ребенка и уметь правильно показывать ему свою любовь, нужно уважать его и уметь показать ему свое уважение. И начинать это делать нужно с самого раннего возраста.

Перед вами процентная статистика России с данным вопросом, из-за чего может ребенок выйти из под контроля

Есть шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
 Первое правилоОграничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.
 Правило второеОграничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда “коса находит на камень”.
Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает убеждение: “Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители”.
В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.
Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу).
 Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем играть и дружить…
 Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем дворе.
В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтной принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
 Оранжевая зона действия – ребенка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
 Красная зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список этот взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

 Правило третьеРодительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками.
Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают из брандспойта и комната готова для следующей группы. Дети очень любят эти занятия, воспитатели тоже.
Другой пример относится к подростковому возрасту. Начиная лет с десяти-одиннадцати ребятам становится особенно важно общаться со сверстниками. Ребята часто перестают слушаться родителей и последствия этого могут быть опасными. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах “не дружить”, “не ходить”, “не надевать”, “не участвовать”.
Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьёзной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но если в это время родители вошли в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью, согласия со своими мнениями они не добьются, а контакт и доверие могут потерять окончательно.
Что же остается на долю родителей, кроме терпения и принятия неизбежности “ветрянки”? Нам необходимо оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.
 Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.
Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.
Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе приучаются настаивать, ныть, вымогать.
 Правило пятоеТон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.
И на вопрос “Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”, “Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может разбиться” …

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает: “Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Здесь поможетактивное слушание.
 Активно слушать ребёнка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребёнка совершенно особое впечатление.
Важные особенности беседы по способу активного слушания:
Во-первых, очень важно чтобы ваши и ребёнка глаза находились на одном уровне, так как ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как фраза оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
Часто на вопрос “Что случилось?” огорченный ребёнок отвечает “Ничего!”, а если вы скажете “Что-то случилось…”, то ребёнку бывает легче начать рассказывать о том, что случилось.
В-третьих, очень важно в беседе “держать паузу”. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не на вас, а в сторону “внутрь” и “вдаль”, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.

Иногда у родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же самые фразы, но при этом точно угадываете переживания ребёнка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.
Если вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребёнка, не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы её приняли.
 Три результата активного слушания
Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка 

Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше 

Ребёнок, при активном слушании, сам продвигается в решении своей проблемы 

Приказы же и “Ты – сообщения” усугубляют сопротивление ребёнка. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: “Спичками не играют” вместо “Не смей играть спичками!”, “Конфеты едят после обеда” вместо “Сейчас же положи конфету назад!”, “Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули” вместо “Перестань мучить кошку!”
И последнее шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки).

И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам
Если вы не находите времени для такой работы над собой, если забываете выполнить что-то из задуманного, то наверное у вас есть серьезная причина для этого и вам нужна помощь со стороны, как догадались самые умные из вас, я опять про психолога.

Ну что же делать, если я убеждена, что знания никогда не помешают в деле семейного воспитания детей? А я действительно в это верю.

И разрешите себе не быть идеальным родителем, позвольте себе делать ошибки и учиться на них. И будьте счастливы! 

Появились ли у вас вопросы или темы которые вы хотели бы сейчас осудить?

Получите табели с оценками ваших детей и памятка о том, как сохраить хорошие отношения с ребенком. Спасибо что вы нашли  время прийти и обсудить наболевшую тему для возраста ваших детей. На этом наше родительское собрание законченно, если у вас есть личные вопросы вы можете обращаться, хорошего вам вечера, не смею больше вас задерживать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переходный возраст или что делать если отношения с ребёнком вышли из под контроля

Слайд 2

Переходный возраст

Слайд 4

Советы что же делать во время переходного возраста ?

Слайд 5

Совет 1. . Наделите ребёнка обязанностями

Слайд 6

Совет 2. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

Слайд 7

Совет 3. Не читайте морали — разговаривайте по душам

Слайд 8

Рисунки детей

Слайд 9

Рисунки детей

Слайд 10

Что делать если взаимоотношения с ребенком вышли из под контроля?

Слайд 11

6 заветных правил

Слайд 12

4 зоны поведения ребенка

Слайд 14

И разрешите себе не быть идеальным родителем , позвольте себе делать ошибки и учиться на них . И будьте счастливы !



Предварительный просмотр:


Табель успеваемости за 2022-2023 учебный год

ФИ_________________________________

Ученика(цы) 8 класса

МАОУ «СОШ №66»

Название предметов

Четверти

Год

1

2

3

4

Русский язык

Литература

Английский язык

Алгебра/геометрия

Информатика

История/обществознание

Обществознание

География

Физика

Химия

Биология

Технология

Физическая культура

ОБЖ

Подпись классного

руководителя

Подпись родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если Вашего ребёнка обижают в школе?

Когда родитель узнает о том, что  его ребенок стал  объектом насмешек в школе или в детском саду, то он оказывается в тупике. Начинают мучить вопросы:  «За что?», «Почему именно м...

Памятка "Что делать если у вас конфликтный ребенок"

Определите причины:Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны ...

Памятка для родителей "Что делать если у вас беспокойный ребенок"

Памятка для родителей "Что делать если у вас беспокойный ребенок"...

Материал для родительского собрания по теме "Что делать, если Ваш ребенок..."

Как вести себя , если у Вас замкнутый,или застенчивый, или агрессивный и гиперактивный ребенок?...

Что делать, если вашего ребенка обижают ровесники?

Если ваш ребенок час­то приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и ссадинах... Если сверстники избрали его ми­шенью для острот и злых шуток - ситуацию можно исправить! Ведь...

Методическая разработка для родительского собрания «Советы родителям "Что делать,если друг вашего ребенка употребляет наркотики?"»

Методическая разработка для родительского собрания «Советы родителям "Что делать,если друг вашего ребенка употребляет наркотики?"»...