Классный час "Без друзей на свете трудно жить!"
классный час (7 класс)

Жамбалтарова Евгения Ивановна
Цель:
1.Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности,
2.Сплочение классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка классного часа.

«Без друзей на свете трудно жить »

«Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания».

Цицерон.

Цель:

  1. Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности,
  2. Сплочение классного коллектива.

Оборудование: высказывание о дружбе, пословицы, Ромашка «Дружба - это здорово!» Эпиграфы, аудиозапись песен о дружбе.

Предварительная подготовка:

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент (дети сидят по периметру класса);
  2. Звучит один куплет песни «Если с другом вышел в путь...».

Слово классного руководителя:

Дорогие ребята ! Сегодня мы с вами собрались здесь в этом узком семейном кругу поговорить о дружбе, о ее законах, попробовать понять, что дружба - это важнейшая нравственная ценность на земле, и почувствовать, как это здорово, когда вокруг тебя друзья.

Как вы думаете ребята, что такое дружба?

А вот какое толкование этого слова дает нам великий собиратель слов Владимир Иванович Даль:

«Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их, в добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении...»

А вот определение дружбы из словаря СИ. Ожегова «Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Дружба - это привязанность к друг другу. Дружить можно как с мальчиком, так и с девочкой. У вас есть общие интересы, вы делитесь друг с другом радостями и горестями. Друг всегда выслушает тебя и подскажет, как поступить в данной ситуации. И ты не должен забывать о друге, если он заболел или попал в беду.

 Эти слова  очень созвучны словам русского поэта Евгения Евтушенко:

Ученик: «Люди сильны друг другом!».

Учитель: А какие качества, ребята, требуются для дружбы? На каких принципах строятся дружеские отношения?

Ответы учащихся записываются на доске.

Уважение, взаимное доверие, общность интересов, доброты, взаимовыручки, порядочность, требовательность, открытой критики, принципиальность.

Учитель: А может ли быть у человека много друзей?

В подтверждение ваших ответов мне хочется, чтобы вы вспомнили пример дружбы А.с. Пушкина с лицейским другом И. Пущиным, которому он посвятил свое знаменитое стихотворение «Мой первый друг...».

Ученик: (чтение стихотворения «Мой первый друг! Мой друг бесценный!»).

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Учитель: Одним из принципов, требований, условий, который требует дружба, является готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, найти в себе ответ на вопрос:

Готов ли он встретить друга? А если у кого - то нет друга? В чем вы видите эту проблему?

Давайте послушайте стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг».

 И подумайте: А вы встречались с такими «друзьями» в жизни?

 А Барто «Требуется друг».

Все живут - не тужат,

А со мной не дружат.

Бант у Кати расписной

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

Ты во всем должна идти другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной, -

Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать .

А девчонки на дыбы, говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени, уговаривать подруг.

Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.

Учитель: Почему у девчонки возникли проблемы с друзьями

Учитель: Иногда дружбу понимают как снисходительность. Но это не одно и то же. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если ты совершаешь ошибку.

Если он позволяет вам делать то, что заведомо может принести вред вам или другим людям, и не пытается остановить вас, когда вы делаете что -то плохое, то он не настоящий друг.

Давайте посмотрим одну сценку:

Учащиеся: Сергей и Денис встретились, чтобы вместе пойти в компьютерный салон. Сергей недавно начал курить и предлагает Денису: Денис - Привет, Сергей!

Сергей - здорово, Денис!

Денис - Пойдем в компьютерный салон!

Сергей - Пойдем!

Денис - Ты, что курить начал?

Сергей - Да, недавно, хочешь?

Денис - Мне нельзя!

Сергей - Почему?

Денис - родители увидят, ругать будут! Сергей - А мы за угол отойдем! Денис - Нет, я недавно болел!

Сергей - Слабак, ну попробуй, от одной сигареты ничего не будет!

Денис - сказал, не буду, значит, не буду! Мне тренер не разрешает!

Сергей - Да он - то откуда узнает!

Учитель: Ребята, как бы вы продолжили этот диалог? Кто добьется цели и почему, как вы думаете

Учитель: Да, ребята, мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны стараться помогать друг другу жить по совести. Я предлагаю вам решить несколько жизненных ситуаций.

1) Друг (подруга) прогуливает занятия в школе и вам предлагает делать вместе с ним то же самое

Ваши действия .

2) Ваш друг - одноклассник, обижается на вас, если вы не даете ему
списать по математике.

Ваши действия .

Учитель: В подтверждение ваших слов я хочу зачитать слова древнего философа Цицерона; которые мы взяли эпиграфом к нашему классному часу: «Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания».

Учитель: А теперь давайте послушаем, Законы дружбы, которые выработали учащиеся Павлышеской школы, где работал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

1. Не оставляй друга в беде.

Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть шибки, трудности испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь.

Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.

2. Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  1. Дружба - это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
  2. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека проявлять заботу о друге.
  3. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Учитель: Мальчик тоже может быть хорошим другом девочке. Возможно, поведение мальчишек кажется иногда странным, но их нужно понять и убедиться, что с ними бывает очень интересно.

Скажите, может ли существовать настоящая между девочкой и мальчиком?

Всегда обращайся с другом так, как бы хотелось, чтобы он обращался с тобой! Не жалей добрых слов для настоящего друга.

Игра: «Скажите мне ласковые слова».

Давайте говорить друг другу комплименты.

(Учащиеся садятся в круг, передают друг другу мяч и произносят при этом добрые, ласковые слова).

Учитель: А сейчас я вам предлагаю небольшой тест, в котором вы оцените свою готовность быть настоящим другом.

  1. Настоящий друг делится новостями о своих успехах?
  2. Настоящий друг добровольно помогает в случае нужды?
  3. Не завидует другу?
  4. Хранит доверенные ему тайны?
  1. Не критикует других публично?

 6. Не поучает, как нужно жить?

  1. Не использует доверенную тайну в своих целях?
  2. Не стремится переделать друга по своему образцу? 9.Не предает в трудную минуту?
  1. Доверяет свои самые сокровенные мысли?
  2. Уверен в своем друге?
  3. Искренен в общении?
  4. Первым прощает ошибки друга?
  5. Радуется успехам и достижениям друга?
  6. Может сказать другу то, что думает?

Итоги теста:

0-10 - Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящего друга.

Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

10-20 - У вас уже есть определенный опыт настоящего друга, но были и серьезные ошибки, в результате которого вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по- прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

20-30 - Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же..

Учитель: Послушайте стихотворение Р. Гамзатова, который предостерегает нас от ошибок.

Ученик читает стихотворение Р. Гамзатова: «Опасайтесь потерять друзей».

Учитель: Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Ребята, а какие пословицы, поговорки вы знаете о дружбе, друзьях. Ведь это мудрость народа и значит это верное утверждение.

Ребята, а вы хотели бы, что бы о нашем классе, говорили - дружный класс? Что для этого нужно?

Что может сделать наш класс еще дружнее?

Конечно, общие дела, взаимовыручка, поддержка, поэтому я предлагаю вспомнить песню «Погода в классе» И в заключение споем песню о дружбе.

Итог: Дружба- это величайшая нравственная ценность и нам еще много сделать необходимо для того, чтобы мы могли с гордостью сказать единодушно - мы - дружный класс!

Выводы учащихся:

  1. Дружба - величайшая нравственная ценность.

Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А без друзей на свете трудно жить

Если говорить языком психологии, дружба – это устойчивые отношения индивидуально-избирательного характера, отличающиеся симпатиями и взаимной привязанностью....

"Как много друзей на свете"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка – детский сад №14г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район.      Консп...

Разработка классного часа 6 класс "Без друзей на свете трудно жить"

Разработка классног часа для 6 класса "Без друзей на свете трудно жить" . Воспитание толерантности, доброжелательности, уважения друг к другу, расширение знаний детей о дружбе....

Конспект занятия нравственного воспитания для детей подготовительной группы: « Жить с друзьями на свете веселей».

Конспект занятия  нравственного     воспитания для детей подготовительной группы: « Жить с друзьями на свете веселей». Цель: раскрыть  понятие «дружба».Задачи:- закрепить...

Классный час "Пить или не пить-жить или не жить?"

Выяснить на классном часе причины употребления алкоголя и найти доводы в пользу отказа от него....