Нравственно-патриотическое воспитание школьников
методическая разработка

Уляшева Юлия Михайловна

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

                                                Воспитание  в подрастающем поколении нравственности и патриотизма  имеет важное  значение не только для развития, но и для самого существования России. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.

 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

    Воспитание  в подрастающем поколении нравственности и патриотизма  имеет важное  значение не только для развития, но и для самого существования России. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.

    Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского воспитания.

    В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания в российской школе, можно выделить следующие:

– любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;

– любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;

– уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;

– бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;

– желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;

– уважение  ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;

– уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание  целей и задач его деятельности;

– уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;

– социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;

– готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи.

      В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана,   с необходимостью постоянного поиска новых форм нравственного воспитания.

   Место и роль школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

   У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм- это основа всесторонней личности, знающей историю своих предков.

      Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание  включает в себя комплекс задач.

   Эти задачи решаются во всех видах деятельности: на уроках, во внеклассных занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в школе и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

     Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

     Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить .  Если учитель в процессе обучения и проведения воспитательной работы со школьниками будет опираться на исторические факты , связанные с выдающимися людьми, являющимися нравственными ориентирами и настоящими патриотами своей Родины, то все мы получим новый социальным тип личности адаптированный к многонациональности российского  государства, уважению и толератности к другим народам, любви к своей Родине, к своим близким, способного на преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Воспитательная работа по нравственному воспитанию

В нравственном воспитании учащихся актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. В данной школе разработана авторская программа по нравственному воспитанию.

Заключение

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

 Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

  Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию школьников "ПАТРИОТ" с КТП

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изуча...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Выступление на педсовете "Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка"...

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию школьников

Методическая разработка внеклассного мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию школьников...