"Копейка рубль бережет". Классный час
план-конспект занятия (6, 7 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Разработка классного часа для 6-7 классов малокомплектной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидоровская Елена Станиславовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина»

Конспект классного часа в 6 - 7 классах.

Тема: Копейка рубль бережет

Разработала

классный руководитель 7 класса Сидоровская Елена Станиславовна

Вепрь

2023 г.


Цель занятия: привлечение внимания к проявлениям финансовой грамотности в обычной жизни посредством художественных приемов.

Задачи занятия:

  1. Обучающая:
  1. формирование у учащихся представления о деньгах простым и понятным языком;
  2. формирование у учащихся понимания основных принципов обращения с деньгами;
  3. обучение навыкам составления семейного бюджета;
  4. формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно отказаться.
  1. Развивающая:
  1. развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, умения анализировать информацию;
  2. обучение навыкам аргументации выводов.
  1. Воспитательная:
  1. воспитание уважительного отношения к деньгам, труду;
  2. формирование навыков самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.

УУД.

  1. Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
  2. Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег;
  3. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег;
  4. Решать простые финансовые задачи;
  5. Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета;
  6. Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний;
  7. Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  8. Развивать умение сотрудничать и работать в группе.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  1. Осознание себя как потребителя и продавца;
  2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
  3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
  2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
  3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные образовательные результаты:

  1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
  2. Представление о роли денег в обществе.
  3. Умение объяснять причины появление денег.
  4. Знание источников доходов и расходов семьи,

Данный урок:

  • реализует на практике системно-деятельностный подход;
  • использует здоровьесберегающие технологии и РКЧМ;
  • реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.

Основные понятия: финансы, финансовая грамотность, бюджет.

Навыки и умения: перечислять основные виды доходов и расходов; составлять семейный бюджет.

Форма проведения урока: беседа, работа по группам.

Оснащение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, монеты разного достоинства, конверты с заданиями, памятки, листы бумаги, ручки.

План урока

  1. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала, выполнение игрового задания.

  1. Закрепление нового материала

Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.

  1. Подведение итогов урока

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Ребята, для начала давайте определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки (СЛАЙД 2):

Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет.

(Монета)

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

(Деньги)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

(Ответы детей)

Учитель: Действительно, тема нашего классного часа «Копейка рубль бережет» (СЛАЙД 1). И сегодня мы с вами поговорим о деньгах, выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать, познакомимся с понятиями «финансы», «бюджет», научимся рисовать свои желания, составим для себя памятки на будущее с полезными советами.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Он задумывается над тем, как повысить свою финансовую грамотность.

Сам термин finansia (в переводе с латинского наличные средства, доход) возник в XIII-XV веках в Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин стал употребляться в связи с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Финансы – это наличные деньги, денежные средства на счетах в банках, и другие финансовые инструменты. (СЛАЙД 3)

Финансовая грамотность – это понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей: решения о тратах и сбережениях, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить – что поможет стать богаче и счастливее?

Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, вы наверняка удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё, что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Прослушайте притчу.

«Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Потому что за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум». (СЛАЙД 4)

Ребята, у вас на столах есть монеты. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах?

(Ответы детей)

Учитель: Найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я  вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах. Оборотная сторона, на которой указан её номинал, достоинство, называется «реверс» или «решка». Решка – это искаженное от слова «решетка». Во время Петровской денежной реформы в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или рисунок – лицевая, называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете – «легенда». (СЛАЙД 5) Деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

Давайте проверим, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания.

Игра 1 «За покупками». (СЛАЙД 6)  В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого. Можете поставить рядом цену. (Приложение 1).

( Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)

Учитель: Часто, используя деньги, мы просто не видим, на что мы их тратим. Ведь, купив сегодня вещь или игрушку, мы завтра просто о ней забываем, так как наше сознание не может держать в голове более 7–9 пунктов информации, и все, что нас радует или радовало раньше, вскоре вытесняется в другие отделы мозга.

Но если мы будем записывать или рисовать то, что купили, то не только разовьем свою память, но и изменим отношение к деньгам, потому что будем фиксироваться на ценности покупки. А это ведь совсем другое дело. А для вас, детей, это еще и радость, потому что вы мыслите конкретными вещами, а финансовый отчет – это пока что-то не понятное.

Самый вредный совет относительно денег – «Покупайте только то, что нужно, а не то, что хочется, и будет вам счастье!» Не будет. Потому что вы никогда не будете довольны тем, что купите, а все равно будете продолжать хотеть что-то другое! Желание в конце концов перейдет в подсознание и будет заставлять вас тратить все больше и больше. Это прямой путь к бедности. Поэтому пишите то, что вам хочется, делайте это каждый день, потому что каждый день нам что-то все равно хочется. А потом делайте то, что хочется, это поможет освободиться от желания.

Не хотите писать – нарисуйте свое желание на бумаге. Так, как умеете. А если не умеете, то просто обозначьте форму – круг, квадрат , треугольник с надписью внутри. И наслаждайтесь своей картиной каждый день. И каждый день пишите, что еще вы сегодня хотите. Так вы начнете лучше понимать себя, разовьете наблюдательность, научитесь рисовать, если начнете прорисовывать детали того, что вам хочется.

Вы не только получите большое удовольствие, но и найдете путь ресурсам своего подсознания, для реализации желания. Причем самым выгодным способом. Просто не бегите сразу в магазин, как только у вас оно появилось, а сначала взвесьте все.

3. Закрепление нового материала.

Сейчас мы с вами посмотрим на вашем примере, как лучше осуществить желаемое и ответим на вопросы.

Игра 2 «Картина желаний». (СЛАЙД 7) На листе бумаги с соседом по парте напишите или нарисуйте то, что вам больше всего хочется в настоящее время. Посчитайте минимальные затраты на свое желание, проверьте, соответствует ли это размеру ваших карманных денег. (Приложение 2)

Посмотрите на ваши рисунки и подумайте, позволяют ли вам ваши  карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, что надо сделать для их реализации? Я понимаю, это может звучать странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходится вам слишком дорого. Как же позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги?

Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется и умеет рассчитывать свои доходы и расходы, то есть планировать свой бюджет.

Средства массовой информации постоянно заставляют нас хотеть то, без чего бы мы могли вполне обойтись. Приведите свои примеры.

(Предполагаемые ответы – реклама дорогих гаджетов).(СЛАЙД 8)

Как планировать бюджет? Надо начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, чем это вам интересно? Большинству из нас денег не хватает потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.

Игра 3. «Супермаркет». (СЛАЙД 9) (Приложение 3) Работать будем в группах. Сосчитайте расходы семьи Ивановых общие, необходимые (включить те покупки, которые придется еще сделать), полезные и бесполезные.

Как вы думаете, эффективно ли расходуют деньги Ивановы?

(Ответы учащихся)

Что вы можете посоветовать Ивановым, чтобы в следующий раз не сделать ненужных покупок?

(Ответы учащихся)

Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, одежду, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.

Давайте вместе зачитаем Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги. (СЛАЙД 10)

Памятка. (Приложение 4)

1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.

2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

4.Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке?

(Предполагаемый ответ : финансы, финансовая грамотность, бюджет).

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.

Так что дело не в размере дохода, а в том, что именно вы себе можете или не можете позволить прямо сейчас, и есть ли у вас списокжеланий и потребностей, чтобы иметь возможность посмотреть на него со стороны?

Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!

Подводятся итоги, вручаются награды.


Приложение 1.

Практическое задание 1.

1 кг. лука –

1 кг. соли –

1 кг. сахарного песка –

1 кг. мяса –

1 десяток яиц –

1 кг. макарон –

1 кг. капусты –

1 литр подсолнечного масла –

1 литр молока –

1 буханка черного хлеба –

1 кг. картофеля –


Приложение 2.

Задача 1.(К игре «Картина желаний»).

Ежедневно на карманные расходы вам родители дают 50 рублей. Вечером вы остаток наличных денег откладываете в копилку. Сколько вы смогли скопить за неделю, если в понедельник смогли положить 7 рублей, во вторник – 12, в среду – 5, в четверг – 15, в пятницу – 8, в субботу – 3 рубля, а в воскресенье взяли из копилки 25 рублей на мороженое?


Приложение 3.

Задача 2.(К игре «Супермаркет»).

Семья Ивановых в воскресенье отправилась за покупками. Они купили:

1 пакет макаронных изделий – 80 рублей

Рис, 1 упаковку – 100 рублей

Гречка, 1 упаковку – 120 рублей

1 кг сахарного песку – 85 рублей

Масло сливочное, 2 пачки по 130 рублей

Мука пшеничная, 2 кг (по акции) – 90 рублей

Рыбу мороженую, 2 кг – 500 рублей

2 бройлерных цыпленка – 450 рублей

Сосиски , 2 упаковки (по акции 1+1) – 280 рублей

Йогурт, 8 шт по 45 рублей

Молоко, 3 пакета по 85 рублей

Цветы комнатные (по акции 2+1) – 500 рублей

Вернувшись домой, они обнаружили, что: забыли купить корм коту Барсику (380 рублей); в ванной заканчивается шампунь (250 рублей), а в холодильнике осталось 2 яйца (1 десяток – 90 рублей), сосиски оказались просроченными (срок реализации заканчивался на следующий день, в холодильнике лежат еще 6 баночек йогурта, а цветы уже некуда ставить.

Сосчитайте расходы семьи общие, необходимые (включить те покупки, которые придется еще сделать), полезные и бесполезные.

Расходы семьи Ивановых.

Наименование товара

Стоимость товара (общие расходы)

Израсходовано в магазине

Необходимые расходы

Полезные покупки

Бесполезные покупки

Макаронные изделия

Рис

Гречка

Сахарный песок

Масло сливочное

Мука пшеничная

Рыбу мороженую

Бройлерные цыплята

Сосиски

Йогурт

Молоко

Цветы комнатные

Корм коту

Шампунь

Яйца

ИТОГО


Приложение 4.

Памятка.

1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.

2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!


Информационные источники:

  1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
  2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
  3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
  4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
  5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Копейка рубль бережет классный час, 6-7 классы Подготовила и провела классный руководитель 7 класса МОУ « Вепревская ООШ им.Ф.В.Морина » Сидоровская Елена Станиславовна

Слайд 2

Отгадай загадки Маленькая, кругленькая Из кармана в карман скачет. ( Монета) Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. ( Деньги)

Слайд 3

Финансы ( от лат. finansia – наличные средства, доход) – система денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств (наличные деньги, денежные средства на счетах в банках, и др. финансовые инструменты. Финансовая грамотность – это понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей: решения о тратах и сбережениях, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели.

Слайд 4

Не в деньгах счастье? Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Потому что за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

Слайд 5

Монета

Слайд 6

Игра 1 «За покупками » 1 кг. мяса – 300 рублей 1 литр подсолнечного масла – 120 рублей 1 десяток яиц – 100 рублей 1 кг. сахарного песка – 95 рублей 1 кг. макарон – 80 рублей 1 литр молока – 80 рублей 1 буханка черного хлеба – 45 рублей 1 кг. лука – 50 рублей 1 кг. капусты – 40 рублей 1 кг. картофеля – 40 рублей 1 кг. соли – 15 рублей

Слайд 7

Игра 2 «Картина желаний » Ежедневно на карманные расходы вам родители дают 50 рублей. Вечером вы остаток наличных денег откладываете в копилку. Сколько вы смогли скопить за неделю, если в понедельник смогли положить 7 рублей, во вторник – 12, в среду – 5, в четверг – 15, в пятницу – 8, в субботу – 3 рубля, а в воскресенье взяли из копилки 25 рублей на мороженое?

Слайд 8

Назойливая реклама

Слайд 9

Игра 3. «Супермаркет» Наименование товара Стоимость товара (общие расходы) Израсходовано в магазине Необходимые расходы Полезные покупки Бесполезные покупки Макаронные изделия 80 80 80 80 Рис 100 100 100 100 Гречка 120 120 120 120 Сахарный песок 85 85 85 85 Масло сливочное 130 130 130 130 Мука пшеничная 90 90 90 90 Рыбу мороженую 500 500 500 500 Бройлерные цыплята 450 450 450 450 Сосиски 280 280 280 Йогурт 270 270 270 Молоко 255 255 255 255 Цветы комнатные 500 500 500 Корм коту 380 380 Шампунь 250 250 Яйца 90 90 ИТОГО 4080 3360 3030 2310 1050

Слайд 10

Памятка Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег. Запомните , что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Слайд 11

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике «Копейка к копейке – рубль бережёт»

Внеклассное мероприятие по математике, с использованием активных форм обучения и методов критического мышления...

Презентация "Единицы стоимости: рубль, копейка"

Презентация "Единицы стоимости: рубль, копейка"...

Проект учеников 6 класса "Капля рубль бережет"

Ученики 6Б класса расчитали потери воды в школе из одного крана, струйкой и капелькой. И убедились в том что надо экономить и беречь воду....

Викторина "Копейка рубль бережет"

Внеклассное мероприятие-викторина "Копейка рубль бережет"  познакомит детей с интересными фактами из истории возникновения и развития денежной системы России, в соревновательной части ребята смог...

Квест- игра "Копейка рубль бережет"

Квест- игра "Копейка рубль бережет"...

Сценарий квеста «Копейка рубль бережёт»

Одним из ключевых и глобальных вопросов современного образования является формирование финансовой грамотности подрастающего поколения. Данная проблема становится особо актуальной в условиях современно...

Урок "копейка рубль бережет"

ВведениеУрок  на тему: «Копейка рубль бережет» является интегрированным, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким учебным дисциплинам, таким, как физика, информатика, э...