"Пять шагов взросления"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Серкова Наталья Александровна

Воспитательная программа для основной школы (5-9 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyat_shagov_vzrosleniya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза К.Ф. Фомченкова»

.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для основной школы (5-9 классы)

«Пять шагов взросления»

Классный руководитель:

Серкова Н.А.

2020 г.

Паспорт программы

Название программы

Воспитательная программа

классного руководителя

«Пять шагов взросления»

Сроки реализации программы

2020-2025 года

Наименование учреждения:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза К.Ф. Фомченкова»

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Серков Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Участники программы

Учащиеся + родители + учителя + классный руководитель

Пояснительная записка

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.  

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

      Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать  - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Цель программы:

Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих, имеющих активную гражданскую позицию, готовых служить Отечеству, граждан, воспитанных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы:

  • обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей;
  • создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников школы, их готовности к жизненному самоопределению;
  • создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
  • развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
  • снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников.

В основе теории следующие принципы: 

- гуманизация обучения и воспитания;

- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

-  учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников; 

- единство воспитательных воздействий.

- уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников;

  • Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
  • Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
  • Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
  • Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).

Программа  позволяет школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении  и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет  ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  • Познавательное.
  • Гражданско-патриотическое.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Духовно-нравственное.

Познавательное направление

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

Формы.

  1. Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  2. Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.
  3. Спецкурсы и факультативы
  4. Участие в олимпиадах, проектной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель: Сформировать у школьников чувства патриотического сознания, верности культуре своей Родины (большой и малой). Вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им, «влюбить в город»; развивать духовный кругозор личности, способности к художественно-образному восприятию окружающей среды.

Задачи:

1.        Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.

2.        Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.

3.        Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.

4.        Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.

5.        Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни

6.        Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

Формы:

1.        Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.

2.        Организация и проведение тематических классных часов и бесед;

3.        Организация и проведение встреч с интересными людьми.

4.        Организация и проведение экскурсий;

5.        Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.

Духовно-нравственно воспитание

Цель: 

Обеспечить гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовно-нравственные ценности в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений; способствовать правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры; прививать уважение к разнообразию культур, что может служить профилактикой к попытке избежать этнических конфликтов.

Задачи:

1.        Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

2.        Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.

3.        Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

 Формы:

1.        Организация и проведение семейных вечеров.

2.        Формирование и развитие классных традиций.

3.        Организация и проведение тематических бесед, классных часов.

4.        Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

5.        Организация и проведение классных праздников.

6.        Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.

Спортивно - оздоровительное

Цель:  развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать  формированию ответственности за природу, окружающий мир

Задачи:

1.        Создание условий для физического развития учащихся.

2.        Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

3.        Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

4.        Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

Формы:

1.        Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.

2.        Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.

3.        Организация и проведение походов, поездок.

4.        Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.

5.        Организация и проведение встреч с интересными людьми

Механизм реализации программы

         "Пять шагов взросления" является для меня и класса  системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку.

5-й класс

 Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  • Развитие навыков взаимодействия.
  • Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  • Формирование ценностных представлений и отношений.
  • Организация досуговой деятельности.

6-й класс

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Апробация элементов самоуправления (КТД).
  • Коллективное планирование .
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Поощрение инициативы.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Формирование навыка коллективного анализа.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

7-й класс

  • Развитие самоуправления учащихся.
  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

8-й класс

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие навыка социального проектирования.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

9-й класс

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  • Самоуправление учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • имеющую потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации.

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• актив класса;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

 Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Сектор «Экологии» -  отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), за соблюдение учащимися гигиенических правил, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.

Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров,  составление развлекательной программы.

Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

 «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление Совета ДО "Пять шагов к успеху""

Сценарий выступления активистов ДО...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для основной школы (5-9 классы) «Пять шагов взросления»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для основной школы (5-9 классы) «Пять шагов взросления»...

Воспитательная программа "Пять шагов взросления"

Разработка воспитательной работы...