разработка открытого классного часа "Рынок труда"
классный час (9 класс)

Горбань Юлия Сергеевна

Профориентационное мероприятие для ШМО. Формирует практические навыки по отбору профессий, анализу профессиональных качеств, изучению рынка труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Рынок труда» (ШМО)

Аудитория : 11,9 класс  (3 человека)

Классный руководитель: Горбань Ю.С.

Форма проведения: круглый стол

Используемые технологии: технология развития критического мышления.

Цель: формирование готовности        у старшеклассников        к осознанному выбору профессии.        

Задачи: расширить представление подростков о различных профессиях,

сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, юноши! Я рада видеть Вас! В этом году мы уже беседовали с вами о профессиональном выборе, о типах профессий, о проблемах выбора профессий. Сегодня мы  познакомимся  с такими понятиями как рынок труда, востребованность профессий, квалификация, специализация. У вас было домашнее задание, вам необходимо было ответить на примерный перечень вопросов о своей будущей профессии.

Ролевая игра «Разговор о выбираемой профессии»

Классный руководитель ведет диалог с учениками по очереди, выступает в роли родителя, пытающегося переубедить ребенка в правильном выборе. Важно выслушать аргументы ученика. Участники отвечают на вопросы: насколько, с их точки зрения, были убедительны приводимые аргументы; какие аргументы были наиболее убедительными? Почему ты выбрал именно эту профессию?

  1. Кто влиял на твой выбор?
  2. Это дело тебе по плечу?
  3. Какие качества характера нужны для этой профессии?
  4. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?
  5. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?
  6. Полезна ли эта профессия для общества?
  7. Где можно обучиться этой профессии?
  8. Где ты будешь работать?
  9. Много ли будешь получать?
  10. Не жалеешь ли, что уходишь из школы?
  11. Родители поддерживают твой выбор?
  12. Собираешься ли ты продолжать образование вузе?
  13. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
  14. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

Ваша успешность перед выбором профессии зависит не только от ваших склонностей и интересов, но и от дальнейшего совершенствования профессиональных навыков.

Игра «Объявление»

Классный руководитель. Перед вами, ребята, визитки. На них, кроме имени,

фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете

ли   вы   разобраться   в   этом   нагромождении   информации?   Сейчас   мы   это

проверим.

Специализация труда - форма общественного разделения труда, где отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта. Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Квалификация - это показатель уровня знаний и навыков студента или работника. По уровню квалификации можно определить, насколько у выпускника глубокие знания и умения в его профессии. Иначе говоря, квалификация - степень подготовки человека к его деятельности.

«Разряд» следует понимать как степень производственной квалификации. Он присваивается в большинстве работникам рабочих профессий, например: «сборщик покрышек» 2-6 разряда, «заготовитель бинта» 1 и 2 разряды, «монтер пути» 2-8 разряды и проч. Каждый из разрядов предполагает постепенное повышение функциональных обязанностей, ответственности работника за определенным одинаковым кругом работ.

Практическая работа «Подготовка к собеседованию»

Каждому из вас выданы кейсы по определенной профессии(ксерокопии документа об образовании, уровне квалификации работника, личные биографические данные).Ваша задача подготовится к воображаемому собеседованию, используя необходимые материалы.

Деловая игра «Собеседование»

Я буду выступать в роли работодателя, а вы станете соискателями. Вам придется ответить на некоторые мои вопросы. Итак, начинаем! (в беседе подвести учеников к выводу о том, что более конкурентноспособный кандидат должен иметь востребованную профессию, высокий урровень квалификации и тд)

С какими трудностями при приеме на работу может столкнуться соискатель?

Ответы детей.

Востребованность - показатель потребности в профессии работодателя. Часто термин востребованность определяют как «спрос на профессию».

Практическая работа «Кем быть»

Время   от   времени   одни   профессии   и   специальности   становятся   очень нужными,   востребованными,   престижными,   другие   теряют   свои   позиции, третьи   вообще   уходят   в   прошлое.   Предлагаю   вам   составить   списки   таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа  «Самые модные профессии 2023».

Вторая группа  «Самые востребованные профессии».

Третья группа  «Профессии, с которыми трудно найти работу»

Проверка результатов работы учащихся.

Предлагаю проверить востребованность професиий в нашем регионе пользуясь одни из популярным хостингов объявлений «Работа России».Хочу заострить ваше внимание на том, что востребованность профессии – понятие очень нестабильное, меняющееся со временем, зависящее от экономической ситуации в стране и регионе.

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент беседы с сотрудником центра занятости одного из субъектов нашей страны. Он ежедневно помогает людям в поиске работы и наверняка знает, какие профессии востребованы, а какие нет.

Просмотр видеофрагмента

Подведение итогов (рефлексия)

По окончании занятия предлагаю составить синквейн по выбранной профессии или по выбору. Напоминаю, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Презентации синквейнов

       Домашнее задание: Прошу каждого из вас проанализировать – на сколько выбранная вами профессия востребована(в нашем регионе и в России), как можно повысить ее востребованность и быть более конкурентноспособным в своей сфере деятельности.

Закончить наше занятие , мне хотелось бы притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод,

двигающий нас вперед!

Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит

«всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого классного часа "Рождество в произведениях русских художников"

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных ...

Разработка открытого урока Учителя труда в 9 классе

Разработка открытого урока Учителя труда в 9 классеТема урока: Ручная клёпка. Изготовление приспособления для изготовления заклёпок.Цель урока: Научиться производить ручную клёпку с полукруглой головк...

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Методическая разработка открытого классного часа "День победы"

Во все времена русский народ защищал свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Наша Родина, Россия, - страна героическая....

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"...