Рабочая программа воспитания учащихся 9 класса на 2022 - 2023 уч. год
рабочая программа (9 класс)

Рабочая программа воспитания соответствует новому ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_vospitaniya.docx70.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пограничная средняя общеобразовательная школа № 2

Пограничного муниципального района

имени Байко Варвары Филипповны»

            «Согласовано»                                                               Утверждаю»

                 Зам. директора по УВР                                                           Директор МБОУ

                 МБОУ «ПСОШ №2»                                                                 «ПСОШ №2»

        

                        «___»_______20__г.                                                                Приказ №____ от

                                                                                                            «___»________20___г.

                                                                                                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ВОСПИТАНИЯ

Класс        9

Учебный год          2022  – 2023гг.

Учитель        Сидорова Надежда Николаевна

п.Пограничный

2022 год

"…Вот это важней всего: чтобы нашим

детям было ужасно доставить горесть другому".

С. Соловейчик

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Приоритетные направления воспитательной работы на 2022-2023 у.г.
  3. Циклограмма воспитательной работы классного руководителя
  4. Внеурочная деятельность 9 класса
  5. Формы и методы работы
  6. План воспитательной работы в 9 классе по месяцам
  7. Работа с родителями
  8. Содержание курса «Разговоры о важном»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа воспитательной работы на 2022-2023 гг. разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • Основной образовательной программы МБОУ «ПСОШ №2 имени Байко В.Ф. ПМО»

            Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.

            Выбор профессии - одно из важных решений, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть и осознать проблему профессионального самоопределения для каждого конкретного учащегося.

             Цель программы:        

Создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

             

 Задачи программы:

  1. Развивать  человеческие нравственные ценности, чувство  патриотизма, умение видеть красоту и создавать её в школе, классе, семье.
  2. Воспитывать чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения;
  3. Проводить  работу по подготовке учащихся, родителей, воспитателей к успешной сдаче  выпускных экзаменов;
  4. Продолжить работу по повышению мотивации учения;
  5. Совершенствовать систему самоуправления в классе;
  6. Проводить  профориентационные мероприятия для учащихся и их родителей;
  7. Проводить  мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни;
  8. Проводить  мероприятия по укреплению дисциплины, профилактике правонарушений;

ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  НА  2022-2023 УЧЕБНЫЙ  ГОД

План воспитательной работы реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

- патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание -  воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий  

народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения  к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;

эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение  к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия -  развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение  в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания - воспитание стремления  к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

 

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.

Целевые ориентиры

Гражданское воспитание

- Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

- Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

- Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

- Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

- Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.

Патриотическое воспитание

- Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

- Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

- Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.  

- Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.  

- Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание

- Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

- Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

- Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

- Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

 -Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

- Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.  

Эстетическое воспитание

- Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.  

- Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.

-  Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

- Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.

- Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).

- Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

- Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

- Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.

Трудовое воспитание

- Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

 -Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

 -Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.  

- Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

- Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.

Экологическое воспитание

- Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.

- Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

- Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

- Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

- Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Ценности научного познания

- Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.

- Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

- Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

- Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

 

ЦИКЛОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ежедневно:

  1. Мониторинг заболеваемости
  2. Контроль посещаемости
  3. Встреча с учителями предметниками
  4. Организация питания
  5. Организация дежурства в учебных кабинетах.
  6. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

  1. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  2. Работа с родителями (по ситуации).
  3. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

Один раз в четверть:

  1. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
  2. Проведение родительского собрания.
  3. Оформление классного журнала по итогам четверти.

Один раз в год:

  1. Оформление личных дел учащихся.
  2. Анализ и составление плана работы класса.
  3. Статистические данные класса (1 сентября)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. Консультации:

По физике, истории  - понедельник

По математике    - вторник 14.30

По информатике   - среда  15.00

По биологии, химии     -    четверг   15.00

По  русскому языку     -  пятница   15.00

  1. Спортивные секции;
  2. Художественно-эстетические и

патриотические мероприятия;

  1. Разговоры о важном   - понедельник.

Формы и методы работы  направлены на создание максимально благоприятных условий для реализации творческих способностей, развития и самореализации каждого ребенка.

Методы работы

Формы работы

Условия

Диагностические методы

Изучение, наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик.

- Сотрудничество с психологом школы;

-  сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

-  изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация;

-  развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

-  развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

-  изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

-  предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;

-  организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей;

-  создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».

Организационные методы

Организация коллектива и органов его самоуправления;

регулирование ролей;

Организация внеклассной деятельности.

- Концерты

- Соревнования

- Конкурсы

-Общественно-полезный труд.

- Проектные недели и т.д.

Коммуникативные методы

Адаптирование отношений на бесконфликтной основе;

переход к доверительным отношениям;

ориентация на сотрудничество.

Методы координации и коррекции

Выработка единых требований к учащимся;

 корректирование.

Методы формирующего воздействия

Работа в малых группах;

Уроки-дискуссии;

Создание проблемных воспитывающих ситуаций;

Внеклассные мероприятия.

Индивидуальная работа с обучающимися

п/п

Содержание

Сроки исполнения

1.

Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников на уроках, переменах; в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с учителями, работающими в классе, а также (при необходимости) – со школьным психологом.

В течение года

2.

Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.).

В течение года

3.

Коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

В течение года

        План воспитательной работы в 9 классе по месяцам

№ п/п

Мероприятия

Дата

СЕНТЯБРЬ

Линейка. День Знаний.

01.09.

  Митинг на сопке Снеговой, где захоронены около 1500 наших бойцов, погибших при освобождения КНР в 1945 году.

Беседа: «День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом»

02.09.

002000022222

Разговоры о важном «День знаний»

05.09

Разговоры о важном. 

«Наша страна - Россия»

12.09

Кл. час:  Выбор актива класса выбор представителей в совет старшеклассников, постановка задач.

15.09

Разговоры о важном. «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского).

19.09

«День здоровья» Поход, соревнования: эстафета с преодолением преград, медицина, костер, обед на костре.  

23.09

Разговоры о важном. День пожилых людей.

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» Помощь ветеранам.

26.09

Подготовка ко Дню учителя

В течение месяца

ОКТЯБРЬ

10

Разговоры о важном.  День Учителя.

Поздравления учителям. Концерт.

03.10.

11

Кл. час: Забота о здоровье. «Осторожно Вирусы».

6.10

12

Разговоры о важном. День отца.

Что означает «Глава семьи»

10.10.

13

Кл. час. «Мы за здоровый образ жизни».

13.10

14

Разговоры о важном. День музыки.

17.10.

15

Кл. час: Рассказывают дети: Многонациональное Приморье.

20.10

16

Разговоры о важном. Россия – мировой лидер атомной отрасли.

24.10.

17

Кл. час: Подводим итоги четверти. Планы на каникулы.

28.10

НОЯБРЬ

18

Разговоры о важном. День народного единства

7.11

19

Беседа Конфликты и взаимопонимание.

10.11

20

Разговоры о важном. Мы разные, мы вместе.

Языки и культура народов России: единство в разнообразии (работа с интерактивной картой).

14.11.

21

Предметные олимпиады  (по графику)

22

Разговоры о важном. День матери.

21.11.

23

Поздравляем наших мам!

24.11

24

Разговоры о важном. Символы России.

Двуглавый орел: история легендарного герба

(обсуждение видеоматериалов).

28.11.

ДЕКАБРЬ

25

Разговоры о важном. Волонтеры России.

05.12.

26

Кл. час «Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?»

8.12

27

Разговоры о важном. День Конституции.

12.12.

Наши ребята в СВО. Акция «Письмо солдату»

15.12

28

Разговоры о важном. День героев Отечества. Наши ребята на СВО.

19.12.

29

Готовимся к Новому году. Газета, музыкальный номер.

30

Разговоры о важном.

Новый год. Семейные праздники и мечты.

26.12.

31

Кл. час: Подведение итогов четверти. Планы на каникулы.

27.12

32

Новогодний праздник – школьная дискотека

28.12

ЯНВАРЬ

33

Разговоры о важном. «Светлый праздник Рождества».

9.01

34

Кл. час. «Итоги первого полугодия. Планы на второе полугодие. Консультации».

12.01

35.

Разговоры о важном. «Прорыв блокады Ленинграда»

16.01.

36

Кл. час «Как узнать больше о себе, чтобы не ошибиться в выборе профессии»

19.01

37

Разговоры о важном.

Медиаграмотность и цифровая гигиена»

23.01.

38

Беседа с презентацией «ОГЭ 2023. Основные правила»

26.01

39

Разговоры о важном. «Движение первых»

30.01.

ФЕВРАЛЬ

40

Разговоры о важном. День российской науки.

06.02.

41

 Кл. час «Скажи мне, кто  твой друг, и я скажу, кто ты»

9.02

42

Разговоры о важном.

Россия в мире (работа с интерактивной картой).

13.02.

43

Беседа «Книги, изменившие мою жизнь».

16.02

44

Разговоры о важном «День защитника Отечества».

20.02.

45

Праздничный кл. час «Наши будущие защитники рядом»

22.02

46

Учеба и мои возможности. Тест.

27.02

МАРТ

47

Разговоры о важном «Год педагога и наставника»

06.03.

Праздничный концерт для учителей, мам и бабушек

7.03

48

Разговоры о важном.С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения.

13.03.

49

Районная игра КВН. Принять участие.

50

Разговоры о важном. «День воссоединения Крыма с Россией»

20.03.

51

Акция «Час Земли»

52

Кл. час «Подведение итогов четверти. Планы на каникулы»

24.03

АПРЕЛЬ

53

Разговоры о важном  «День Земли».

03.04.

54

Круглый стол «Что такое призвание и как его найти»

6.04

55

Разговоры о важно « День космонавтики. Мы первые!»

10.04

56

Тест на профессиональную ориентацию

13.04

57

Разговоры о важном. День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.

17.04.

58

Беседа «Как подготовить себя к будущим экзаменам?»

20.04

59

Разговоры о важном. «День труда. Мир профессий».

Встреча с родителями разных профессий.

24.04.

60

Районная игра «Победа»

61

Уборка памятников, улицы, побелка деревьев

МАЙ

62

Разговоры о важном « День Победы. Бессмертный полк».

4.05

63

Акция «Окно победы»

64

Митинг, посвященный Дню Победы.

9.05

65

Разговоры о важном « День детских общественных объединений».

15.05.

66

Кл. час «Профессия в нашей жизни. У порога самостоятельной жизни».

18.05

67

Разговоры о важно « Про счастье».

22.05.

68

Подведение итогов года. Торжественная линейка «Последний звонок»

23.05

План работы с родителями

ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.

Задачи:

  • Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
  • Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями - предметниками
  • Формировать  доброжелательные  отношения  «семья – школа» ,      «школа – семья».
  • Формировать  у  родителей  чувство   доверия  к  школе,  классу,  учителям.
  • Оказывать  родителям  педагогическую  помощь  в  воспитании  детей  в  семье.
  • Обеспечивать  соблюдение  прав  ребёнка  в  школе  и  контролировать  их  соблюдение  в  семье.
  • Привлекать  родителей  к  заинтересованному  активному  участию  в  классных  и  общешкольных  мероприятиях,  родительских  собраниях,  заседаниях  Совета  школы,  помощи  школе  в  хозяйственной  деятельности.
  • В течение всего года поддерживать связь с родителями.
  • Вести работу с трудными детьми и их родителями.
  • Участие в работе общешкольного родительского комитета
  • Работа классного родительского комитета

Родительские собрания

  1. Родительское собрание по теме Подведение итогов предыдущего года и выработка плана на предстоящий учебный год

сентябрь

  1. Родительское собрание «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса». Ознакомление родителей с нормативными документами"

ноябрь

  1. Родительское собрание" «Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их развивать“.

декабрь

  1. Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе  профессии».

март

  1. Родительское собрание  "Анализ подготовки учащихся класса к ГИА. Как противостоять стрессу на экзаменах».

май

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы ООО
  • Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основными задачи:

-        воспитание  активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-        совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-        повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-        развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-        формирование культуры поведения в информационной среде.

        Учебный курс предназначен для обучающихся 8-9 классов;

 рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год  в каждом  классе.

Форма организации: дискуссионный клуб.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты

Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.

Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

 

Дети учатся жить у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1.   Опираться на сильные стороны ребенка.

2.   Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.   Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.   Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.   Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.   Проводить больше времени с ребенком.

7.   Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.   Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.   Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Принимать индивидуальность ребенка.

12. Проявлять веру в ребенка, симпатию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания 7 класса на 2022 - 2023 учебный год

Процесс воспитания  основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциаль...

Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 - 2023 уч. год

Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 -2023 уч. год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....

Рабочая программа История 6 класс ФГОС 2022-2023

Программа выполнена через конструктор рабочих программ...

Рабочая программа воспитания 6в класса МБОУ №29 на 2022-2023 год

Программа воспитания  является организационной основой воспитательной деятельности классного коллектива и направлена на  создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ "ВАТИНСКАЯ ОСШ" 2022-2023 г.

Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная програм...